трихкстеррствоо как самовыраж. , стремл. к свободе

Серхио Николаефф
трихстеррство как форма проявления стремления,устремления - к свободе.


**


--
1.
введение.общая часть.




трихстеррство как форма проявления  стремления человека (народа,-общества) к свободе.

с эволюциею общественного самосознания - начиная примерно с продекларированных, сма-
нифицированных относительно узкою пока прослойкою интеллигенции, молодёжи (-по обыкно-
вению имеющих свойство быть таки более активною социальною массою соотв.) - положений
демократического социально-политического, относительно свободного права, - на слово и
действие, - поведение; - ставшие возможным и реальным собственно ближе к новому и нове-
йшему времени в истории человечества соотв.

по-моему, приблизительно ближе уже (только) к эпохе собственно возрождения, возрождений
всяческих - ..ренессансовв, к эпохам - гуманизма, просвещения, романтизма; т.е. охваты-
вая примерно период с века ~13 по 19 вв. +- соотв. - происходил рост, скачки самосознания,
- уровня некоего таки того же - просвещения,гуманизма; - у той же, пока что (как впрочем и,
по сей день собств.) довольно-таки неширокоей соотв. прослойки общества - интеллигенции,моло-
дёжи (- как самой активной части общества соотв.).

эволюция сознания этой прослойки социума расскачивало умонастроение друг друга главным об-
разом, ну и резонировало на все смежные слои народа, на класс правящий воздействуя соотв..
в том числе, несомненно. таким образом, не без помощи просвещённых, демократично (..как ни
странно) настроенных монархов и их приближённых (также соотв. либерально мыслящих мужей (+-))
- как то было во франции к примеру во времена ф.рабле, - который был одновременно (что и объ-
яснимо в свете его еретических произведений соотв.) - гоним (да ещё как) церковъю; но вместе
с тем заручился поддержкою таких же продвинутых интеллигентов из среды монаршей соотв., -как
то - самого франциска I (короля франции) и кардиналов дю белле и одэ. влияние рабле переоце-
нить почти невозможно, как и революционную пропагандистскую - просветительскую роль - рево-
люционную - данте а. (с его `божественноею комедиею` соотв., (это италия); а у ф.рабле (франц.)
- напомню лишний раз, -..`гаргантюа и пантагрюэль` соотв.). два революционера - просветителя
западноевропейских, - наделавших так много шумихи и, в последующие (все) эпохи.


так вот через литературу - которая несомненно не могла не черпать вдохновение и в эпосе в т.ч.,
влияние распространялось на смежные (и, где-то в чём-то более общие соотв.) области знания -..
философию, этнографию (в том зачаточном наверное состоянии), -а тут уже и психология зачиналась;
т.е. если объединить в комплекс гуманитарных теорий,наук = культурология (тут и антропология и,
онтология и далее). таким образом литература - способствовала культурным изменениям, -которые и
изучает сейчас собственно такая междисциплинарная наука как культурология. так что связь этногра-
фии, фольклористики (текстов эпоса) - с литературою - потом и далее - что замыкается на культуро-
логии соотв. фольклор - анонимное творчество - народная художественная культура; - предшественник,
предок - литературы авторскоей соотв., - той что мы знаем сегодня и разделяем (как литературоведы,
а, возможно собственно и как самои литераторы в том числе заодно и, тем более,тем паче - писатели).


соответственно связь между литературою, фольклором и - культурою в целом, - мы на ходу установили.
теперь проще проследить ту невидимую на первый взгляд линию объединяющую литературу (и иное искус-
ство) - с культурно-социальными и далее - с политическими проявлениями в обществе,социуме. связь
если не прямолинейна, то уж пропорциональна - как минимум, скорее всего, - хоть как-то да коррели-
рует; равнодушною не остаётся без внимания и участия, - ..пускай даже и определённоей лишь только
некоей прослойки его, - той же интеллигенции,молодёжи соотв.

итак, взяв за ориентир, за пример; за краешек, кончик ниточки -литературу к примеру, - можно прий-
ти к выводу что через соотв. искусство - научно можно изучать и культурологию в целом человевества.
это краеугольное таки положение - будет тем маяком - обоснованием почему я буду проводить параллели
между явлениями социальными , культурными, и, собственно схлещивающиеся,пересекающиеся,перекликающи-
еся всячески - со сферами искусства (чаще на примере литературы соотв. здесь в моём случае); = можно
сказать - узел экзистенциалистскый, философическый, - где: мифология, религия, культурология - сплав-
лены в нечто единое, общее; - для простоты называемое мною порою просто ..`философикою` соотв.


итак, я обосновал те откровенные сравнения культурных явлений (в жизни действительн. соотв.) с теми
..образами реальности - в сфере искусства, литературы (- явл. то ли проекциями, то ли порою и предпо-
сылками самоими - действительности материальноей окружающей соотв.; - виртуальноей средою искусствен-
ноею - творческой воображаемой, художественноею), - которые намереваюс-таки здесь произвести без ма-
лейших зазрений совести; ибо уверен в их правоте, правдоподобии, справедливости оных в общем соотв..,
- пускай хотя бы и несколько относительных само собою; априори, субъективных порою; не без того, вот.

итак, последнее утверждение перед началом основной части соотв: `литература-культурология-литература`
= есть цикл бесконечных перевоплощений, - резонирующих так или иначе - в общественном самосознании -
активноей его части соотв. эволюция в литературе - рано или поздно - приводит неотвратимо к эволюции
в сознании, - общества (- валидной(ликвидной) его части опять же). 

литература провоцирует - как бомба замедленного таки действия - как минимум, (или, почти мгновенно в
некоторых редких случаях соотв.) - (на) к ре:эволюцции - сознания, самоосознания; -индивида, -индивидов,
- ..общества (частей +-).


--
теперь поехали, перейду к основной как бы части моего эссе.

2.

литературные памятники - как артефакты - могут подтвердить, что именно под влиянием сиих произвед-й
искусства - идеи свободы - получили таки развитие в обществе. основные пики такой идейно-мыслительной
- общественно-активноей деятельности приходятся соотв. на новое и новейшее время истории человечества.
можно объяснить это и интеллектуальными изысканиями и достижениями эпох просвещения,гуманизма; далее -
свою лепту внёс и научно-экономический прогресс - принесший изобилие, даже избыток порою -материальных
благ (чаще -в империалистическ.странах -до 20в.). в наше время - индустриальное - 20-21вв. -экранное -
III тыс., - свободы слова и самовыражения; - появляются социальноактивные слои прослойки общества -..
стремящиеся реализовать своё это право на свободы - посредством самовыражения; - на стыке творческых и,
социальных соотв. проявлений. (почти что) некое коллективное сотворчество, социальное котворчество.

таким путём возникли так назыв. субкультуры: панков, (гранжа,готов,эмо); фанклубовв; хиппи и, хипстеров;
(..дзен-буддистовв). они не носят явный ярко-окрашенный политическый окрас и заряд; они как бы сами по
себе что ли, не претендуют на некыя лидирующие,доминирующие (-..ведущие правительственныя законодательныя
роли позиции (..упаси боже) - в социально-политической жисни всего общества. они живут своим достаточно
нешироким кругом - сообществом; - с некиими общими интересами, убеждениями, целями и устремлениями; -кото-
рые не направлены особо во вне этого круга (разноей степени камерности,герметичности) сообщества соотв.

тем не менее они - открыто и, громогласно - выражают, высказывают свои мнения. они относительно свободны.

если рассматривать их как асоциальные проявления, околобунтарскыя - они подпадают под определение триксте-
рства соотв: как возмутители спокойствия, аля `всеобщего консерваторского, консервативного взгляда` на жизнь,
(..`застойных старперов` или т.п.); они не держатся за догмы,стереотипы,шаблоны - что свойственно традициона-
листскому представлению о мире; считая многое из того - пережитками типа предрассудками,суевериями и т.д. уста-
ревшею фигнею (бредом,несусветицею,бредятиною,..`отстоем`,`шлаком` и т.д.); ханжеством и фарисейством считая
..буквально любые запреты на самовыражение, проявление разных сторон личности (-как они сами скорее всего
определяют соотв.). являяс - явно или не явно, - антиклерикалами ярыми, категоричными антиортодоксами, -..
они своею сугубою категоричностью - чрезвычайно, (почти) напрочь порывают с традициями своих (славных) пра-
щуров соотв. что есть на мой взгляд - крайность, перегиб, перебор; -немудрое такое как бы поведение что ли,
не зрелостью пока что является. да, таков вот мой категоричный приговор - такому их огульному поведению -..
трикстерскому.


мотив свободы - хорош сам по себе. без злоупотреблений правда. я за меру, мудрость - гармонию.
и, свободы, и прогрессу чучуть: `2шагу вперёд, 1один - назадд`. понять могу трихкстеровв такихх, - только в
меру. вот, моё суждение таково на сей счёт.

протестовать не ради самого процесса бунта; - а, ради, - цели - блага для, - только ежели так.

такие вот изыскания из области: культурологии, - этнографии, - пост.фольклора; - связанные так или иначе с
понятием трихкстеррствва соотв. т.к. субкультуры как таковые - явление молодое,современное - интересное, -
любопытно было проследить связь культурологии и фольклора, литературы и социологии; = связи более тесноей ..,
чем может показаться при первом беглом взгляде на сии вопросы соотв.


трикстер - явление культурное, социальное; а изначально - фольклорное, - из мифологии берущее начало;
как и всё - с жизнью связанное, - непосредственно, или, ..с элементами художественного (воображаем.,фантаз.) 
вымысла (-..который так или иначе - берётся из реальноей всё же жизни, как ни крути); -..искусства - в частно-
сти - `выразительного`; ..`изящного` вида его, - вербального; - словесного: устного и, литературного соотвв..,
- народного (анонимного), `фольклорного`  (эпоса, устн/письм.); либо авторского - профессионального,(коммерче-
ского соотв.). 
акт процесс - словотворччества соотв. - один,един; - а смежных смыслов,связей -культурных и социальных -..
прибавляется соотв. усложняется - структура то иерархия - в энтой (..материи;) - сфере,области -и, даже ..
юрисдикции (- не побоюс выговорить ..энто страшное слово); современный мир - коммерционализирован более ..
прежнего, как мне кажется. надо находить пробовать -плюсы соотв., иначе никак. 


`свобода выбора` - порою кажется обременительною ношею; приходится брать ответственность и, отвечать
за последствия. издержки ли, - реалии современности; постиндустриального, постмодернового, постфольклорного,
..постпост- ещё всего чего-нибудь соотв., ..неомифологического, неофилософического, ..неорелигиозного - мира.
вотт.  нео..трихкстерства соотв. тоже, - трихкстерства - не допотопного образа мифологич., - а современного,-
модифицированного соотв. модернового, модернизованного, -..постпостмодернового - ..панко-хиппарнового..

степень агрессии трихкстерра - разная: от персонажей аля типа `джокера` до ..`таксиста`; от буйного свирепого
беспощадного, и до небуйного -самого в себе -чуть ли не `тихони`; -..писателя, сублимирующего бунтарское начало
в сетературе к примеру, или типа того. вот.

вообще априори поэт,художник - эксцентрик, - значит и, трихстерр соотв. +- немножко,чучуть +- ;
сублимирует - текстами (за которыми стоят: образы, мелодии,звуки и пр. околоматериальные уже вещи соотв.).
так что всё не с проста, я вам скажу.


--
(более менее) конкретные примеры образа трихкстерра из совр. (20-21вв.) литературы.



"пролетая над гнездом кукушки" к.кизи.

протест личности (..свободолюбивоей соотв. трихкстерскоей) противв репресивного общества
- социума террора. бунт против..


(..)





"шантарам" г.д. робертс.


падший ангел (..люцифер?) - бывший (..писатель) семьянин - теряет семью при разводе,
отчаивается; встаёт на неправильную дорогу - наркотики,бандитиззм; попадает в тюрьму,
сбегает и, улетает в индию. там его ждут новые приключения. он ..продолжает постоянно
писать, упражняясь в литераторстве -писательстве соотв. (..!молодецц) .
..бунтарь (..бандит) - значчит -..=..трихкстерр, вотт. но, благородный в душе как бы..


с точки зрения художественных (и, концептуальных таки) ценностей самого произведения:

- яркая образность, выразительность образзовв;
- прекрасные подробные (..порою избыточно) описания всяческих деталейй, ..`прорисоввка`;
- диалоги искромётные, остроумные; персонажи - забавные,занятные, юморные.

в целом и общем, - впечатление: добрая ироничная; яркая, выразительная прозза современ..


(..)






----
а из классики -классики:


у хэмингуэйя - такая крепкая прозза, ..суровая, по-мужски ..
наш - ..горькый ("челкаш" (..типа цыган что ли..) например).