Ну и что нам теперь с этим концом истории делать?

Игорь Ерошенко
Ерошенко Т.Е., Ерошенко И.П.
НУ И ЧТО НАМ ТЕПЕРЬ С ЭТИМ «КОНЦОМ ИСТОРИИ» ДЕЛАТЬ?                (Интернет как коллайдер социальной физики)
     Мы знаем только одну единственную науку, науку истории. Историю можно рассматривать с двух сторон, её можно разделить на историю природы и историю людей. Однако обе эти стороны неразрывно связаны; до тех пор, пока существуют люди, история природы и история людей взаимно обусловливают друг друга»
                (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 16, прим.)

...вся история есть не что иное, как беспрерывное изменение человеческой природы
                ( Маркс  К. Энгельс ф. Соч. т. 4. с. 162.)
Коммунистом стать можно лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество.
                (Ленин  В. И. Полн. собр.соч. т. 41. с. 305)

      Как будто, дейстсвительно, Фрэнсису Фукуяма, принесшему перед началом третьего тысячелетия в этот мир «весть» о конце истории, удалось на время привести весь мир в замешательство, в некое подобие ступора. Социальное движение вперёд остановилось. Наступила историческая пауза.  Нет, конечно, технологии облегчающие жизнь людей и даже технологии,  ублажающие отдельные категории индивидов (например, дорогущие автомобили, гигантские частные яхты, роботы-слуги и т. д и т. п.) продолжили своё развитие. А вот развитие технологий, совершенствующих  самого человека, точнее возвышающих самого человека, представляется нам, как будто действительно остановилось и это как бы и выключило исторический процесс. Ф. Фукуяме удалось зафиксировать грандиозную осечку в реализации одной из величайших  программ совершенствования человеческой природы. Ведь настоящая идеология есть программа, а во всякой социальной программе присутствует указание на методы, совокупность которых можно воспринимать как технологии совершенствования человека.
     Древние восточные, античные и средневековые цивилизации предложили человечеству программы совершенствования человека, явленные в текстах мировых религиозных учениий (буддизм, христианство, ислам, их предтечи и ответвления), Становление капитализма представило впервые светские варианты идеологически обоснованной технологии совершенствования природы человека (гуманизм, либерализм, консерватизм). И, наконец, Маркс и Энгельс представили проект технологии совершенствования природы человека, (реальный гуманизм) в котором  сильна научная составляющая (компонента) , что и объясняет относительный успех деятельности некоторых политических деятелей, объявлявших себя их последователями ( Ленин, Мао Цзэдун, Ким Ир Сен, Хо Ши Мин, Фидель Кастро.               
     По истечении времени стало выясняться, что технология, которая была предложена названными выше немецкими учёными оказалось ничем иным как более усовершенствованной, развитой теорией их предшественников, а именно, буржуазных идеологов и историков  второй половины ХУ111 – начала Х1Х – го века. Не случайно Маркс подчёркивал, что заслуга в открытии классовой борьбы принадлежит не ему. Проект Маркса-Энгельса,   конечно, заглянул дальше в будущее, но не настолько, чтобы продолжать сохранять свою действенность уже во второй половине ХХ- го века.
   В конце Х1Х – го и в первой половине ХХ-го века ученикам Маркса и Энгельса довольно быстро удалось в странах западной Европы  создать многочисленные и влиятельные рабочие организации (профсоюзы и политические партии),  а их последователям на периферии капитализма ( колониях и полуколониях) поднять на борьбу с феодалами и компрадорами массы беднейших слоёв населения ( рабочие были наиболее активной частью этих масс, но не составляли большинства). 
    Макс Вебер (латентно оппонент Маркса) на рубеже Х1Х – ХХ веков  обратил внимание на такую вещь: для победного шествия и установления новой социальной формации необходимо предшествующее  её материализации существование «духа нового общества».  Он определил, что протестантская этика наиболее полно выразила дух капитализма. И доминированием  этого «духа» объясняются самые крупные успехи развития капитализма в тех странах, где он (протестантизм) распространился.
   Воспользуемся веберовским понятием, но не для того, чтобы подтвердить его гипотезу, а для того, чтобы обозначить этим понятием систему  социальных ценностей - ориентаций, застигнутых процессом обновления общества, и которые,  либо благоприятствуют, утверждению нового общественного строя, либо отвергают его.   Но это не только дух капитализма (современные социологи фиксируют наличие духа капитализма уже в древневосточном и античном обществе),  а и «дух» всех обществ с частнособственническими отношениями..    
   Успехи марксистов, уверовавших, в то что уже в современную эпоху можно  достичь полной победы над капиталом, имели место в мире, в котором, увы, «дух капитализма», притянувший к себе, кстати,  и  традиции других частнособственнических отношений (что его многократно усиливает) не исчез. Демократические антифеодальные, антиколониальные,  национально-освободительные и даже антифашистские  революции «духа капитализма» не истребили, Может быть, кое-где и усилили его. Борьба с «духом капитализма» (с духом стяжательства и индивидуализма) в странах, где к власти пришли коммунисты, шла с переменным успехом, но в конце концов на конец второго тысячелетия завершилась в Советском Союзе и странах восточной Европы победой «духа  капитализма» и иже с ним духов. Иначе, то, что казалось коммунистам, борьбой за утверждение социализма, не во всех, но во многих случаях, действительно, в реальности оказалась кажимостью. 
    То, что произошло в КНР до конца не прояснилось.  Можно говорить лишь                об официальном сохранении там пока рядом с «духом капитализма) и «духа социализма» с китайской спецификой..  Впрочем «дух социализма» не исчез и в бывших социалистических странах. Мало того, он проявляет себя в виде «социального государства» и в цитаделях капитализма.
     Вывод получается таков:  духа в виде «социального государства» оказалось недостаточно для упрочения социализма.  Поэтому наступила пауза. Необходимо уточнение научных данных, а, следовательно, и программы, и проекта, и технологии, которые бы упрочили «дух социализма». Социальное государство – это не социализм, но это «дух социализма», который ожидает реального социалистического наступления. От этого наступления зависит и экологическая судьба нашей планеты.
   Настоящая история только начинается.