Родники. рассказ

Александр Васин 4
- Фууу... Запарился.

- Куда это тебя, Егор, носило?

- Да я, Федь, в администрацию ходил. Одно дело хотел провентилировать. Пришёл - нет никого. Цельный час прождал... Зря только ходил. Никого не найдёшь. Запарился. Дай-ка, Федя, водички что ли?.. Уухх... Всё пересохло...

- Держи. Осторожно.  Вода холодная: только что из родничка  принёс.

- Ага... И правда, прямо, ледяная. А я, как самовар с кипятком...как бы пузо трещинами не пошло... Фуу... Хороша водица. Где, говоришь, берёшь?

- В родничке.

- Родничков в овраге, как мух на навозной куче. Неужто вода во всех одинаковая?

- Неет, Егорушка, не одинаковая. Месяца два выбирал лучшую.

- Вона как!

- Когда я занялся родничками, стали мне сниться сны, в которых роднички будоражили моё неуправляемое мной сознание. По каким только оврагам я не ходил, над некоторыми даже и летал, представляешь?

- Летал? Ишь ты!

- Да. Хочу, вроде бы, какой-то овраг сверху оглядеть, отталкиваюсь ногами от земли и...полетел. Вот ведь...

- А овраги наши или ещё какие?

- Всякие, Егор. Всякие. Иной раз не пойму куда попал, а иногда по оврагу за селом брожу и брожу, присматриваюсь что да как. Однажды приснилось, что я ищу какое-то, вроде, сильно знакомое мне место в овраге, где, как мне казалось, есть нужный для меня источник.

- Подожди. Так источник или родник, а?

- Егор, и источник, и родник, и ключ даже - это одно и тоже. Понял?

- Теперь понял. Ну, и что дальше?

- Слушай. Когда внимательно осмотрелся...каким-то образом оказалось всё завалено снегом. Сугробыыы...и всё белым-бело. А я всё равно толи иду, толи ещё чего по склону оврага, прямо, по сугробам. Иду, значит, а внизу, в глубине оврага, мелькнуло что-то, что меня заинтересовало. Начинаю вспоминать...

- Во сне что ли?

- Ну да. Начинаю вспоминать, а что, сам не знаю, но потом вдруг как-то прояснилось: будто в этом месте должен быть источник. Точно! Через несколько шагов открылся...ну, показался ручей. Прямо...прямо, на самом дне. Снег белый, а вода чёрная...в смысле...не сама воды чёрная, а просто так видится рядом со снегом. Спустился я к ручью, зачерпнул воды в ладони и хотел уже попробовать её на вкус, но... Чик... И нет ничего: ни воды, ни ручья, ни оврага - ничего, представляешь? Я и проснулся... Вот так.

- Едритт твою через коромысло! Ну ты - хвантазёр!

- Я, Егор, ничего не фантазирую. Мозг сам по себе чего-то придумывает пока я сплю.

- Ладно, поверю. Ну и как, Федь, нашёл ты этот источник аль нет? Любопытствую, уж извини.

- Нет, Егор, не нашёл, но с этого времени я, как уже сказал, стал выбирать лучший источник..или родник: как тебе, может, больше нравится. Видно, что-то мозг вспомнил, что сам я забыл, и решил сделать мне подсказку. Подумал я и решил, что знаю, который участок оврага мне приснился. И в процессе поисков уделил этому месту побольше внимания.

- И как же ты хорошую воду нашёл?

- Ну...как. Наберу, значит, в банки воды из разных источников, поставлю на солнышко и наблюдаю, как себя ведёт та или иная вода. Овраг, вроде, один, а вода в разных источниках своя.

В конце концов вышел на один источник, который меня удовлетворил своими свойствами. У меня, конечно, лаборатории нет, но, если вода ведёт себя лучше других вод, то она и есть лучшая. А от добра добра искать нечего, коль всё тебе нравится.

- Хороша речь. Умный ты, Федя, человек...грамотный. не то, что я: приятно послушать. Но вода твоя мне и без всяких там...оченьпонравилась. Хороша! Из колонки-то совсем другая.

Раньше, дед ещё рассказывал мне, родничками заинтересовался местный барин Кузьма Хохлов, вроде. Он без конца за границей отдыхал, вот и набрался всяких идей. Хотел он обустроить родники: купальни соорудить и всё такое.Но ничего сделать не успел. Грянула революция. Не до родников стало. Потом...колхозы: их у нас три было, а, значит, и хозяев тьма-тьмущая. Трудно жилось.
               
Гражданская как-то мимо прокатилась, а всё равно... Когда колхозы объединили, и завхозом стал умный мужик, в овраге на одном из источников был оборудован родник. Из него все ближние брали воду. Родник открытый был. Подходи, черпай воду и неси домой, а если хочется, попей её тут же. Вот. А об остальных источниках никто и не задумывался.
               
Правда, дед рассказывал, что жил-был один хитрован...он корзины плёл. Один родничок и облагородил. Брал из него воду исключительно, чтобы только чай готовить. Мастер-то он был хороший, денюжка водилась, конечно. Чай у него под руками всегда был настоящий. А уж когда колонок понаделали, роднички и вовсе стали никому не нужны.

- Вот-вот! Всё позабыли-позабросили, а зря! Хорошая вода ещё никому не повредила. Ничего нам не нужно! Можно было бы те же купальни сделать, ещё чего-то!

- Поздно, Федь. Людей в селе осталось - можно по пальцам пересчитать. Оборудовать, конечно, можно, а где на это взять деньги, а? То-то и оно. Раньше, говорят, меценаты играли большую роль во многих случаях. Больницы, школы строили...церкви...ну и... Нынешние богатеи жадные...за копейку удушатся, а нам, пенсионерам, не осилить никакого начинания.  А кроме пенсионеров и нет, считай, никого на нашей половине села. Вот я и говорю... Федь, может, я твоим родничком попользуюсь, а? Ты не будешь против?

- Да ты что, Егор!? Пользуйся! Вода же всё равно утечёт. Пей на здоровье!

- Спасибо, Федь. Ты, если чего-то надо помочь, только свистни. Вдвоём-то легче чего-нибудь... Дай-ка ещё хлебну... Эх, хороша! Пойду к старухе на доклад.

- Ага. И моей там привет передай.