Ф. Шаляпин, Прощай, радость, жизнь моя

Вит Уйманов
 Жизнь обыденна, в ней редки эмоциональные всплески, но иногда …
Я давно не слушал Шаляпина. Чтобы, при желании, вернуться к нему, нужно приложить усилие, пробираясь сквозь вязкое болото повседневности. В нашей молодости он постоянно был на слуху: звучал в записях на пластинках, по радио, мы много знали о творчестве великого певца, одного из ярчайших представителей русской культуры. Всё осталось далеко позади: очевидно обращение к прошлому сегодня не приносит доходов.
Но, какое-то время назад, не помню где, услышал его, а потом, под впечатлением услышанного, нашёл в своих старых музыкальных записях целый пласт под названием "Шаляпин". У нас теперь нет времени и уже пропало стремление прослушать всё в полном объёме, вот и в этот раз, я выбрал лишь одно произведение, под впечатлением которого нахожусь до сих пор

«Прощай, радость, жизнь моя,
Знаю, едешь от меня,
Знать должон с тобой расстаться,
Тебя мне больше не видать…»

Мелодия этой народной песни, быть может, подверглась обработке, как и у некоторых других, исполняемых Шаляпиным. Не знаю, я не музыковед, но вот в тексте сохранилось нечто исконно-народное: старинные слова ("должон"), обороты речи ("решила мой спокой"), забытые интонации. Уже первые звучащие слова «Прощай, радость, жизнь моя..." завораживают неподдельной искренностью и глубиной чувства! Особенно поражает, что они исходят, очевидно, от простого человека, может быть, крестьянина. Незатейливость сюжета, неприхотливость стихотворного строя  невольно подкупают

Сам не знаю, почему
Ты, девчоночка, меня,
Ты одна меня тревожишь,
Одна решила мой спокой.

Помню, помню майский день,         
Как купаться вместе шли.
Как ложились на песочек,
На желтой, на мелкой песок...
И трижды повторённый припев (в вариациях):
Темна ноченька,
Да не спится мне!

Казалось бы, незначительные детали (май, купанье, песочек), но они придают ощущение реальности происходящего, а в сочетании с замечательной мелодией и непревзойдённым по мастерству исполнением Шаляпиным, создают ощущение приобщения к высокому искусству. Невольно возникает желание сравнить эту песню-стон с чем-то равным по силе воздействия в мировой музыкальной культуре. И первое, что вспомнилось мне (не обременённому глубокими музыкальными познаниями) - ария Филиппа II из оперы «Дон Корлос» Дж. Верди. Я не могу объяснить причину возникновения ассоциации (может быть, их роднят трагизм, музыкальный строй?), да и не нужно. Важно, что народная песня стала для меня событием, производимым впечатлением сопоставимым или даже превосходящим классический образец. И всё подлинное, не подделка под народное  -  не лубок, не "берендеевщина". И сам персонаж - русский простолюдин, в моих глазах, нисколько не уступает по глубине и силе переживания утончённому оперному испанскому королю Филиппу:
Пронзительней не слышал слов,
И пусть неприхотлив сценарий -
Он и трагичен, и суров,
Нет оперных сравнимых арий,
Я слушать без конца готов!

Признаюсь, что здесь не первая моя попытка сопоставить произведения искусств разных авторов и эпох. До этого я сравнивал впечатление от иконы Владимирской Богоматери с «Монной Лизой» Леонардо, не в пользу последней, чему нашёл подтверждение в давней работе известного искусствоведа*. Надеюсь, и в данном случае я найду сторонников, хоть и понимаю невозможность передачи словами впечатления от музыкального произведения, тем более, такого уровня, такой силы.
И мы вместе посетуем на то, что из нашей жизни уходит подлинное искусство высочайшей пробы, вытесняемое пошловатой пестротой и крикливостью современности.
_____________
*«Пусть силой слова я не наделён», http://www.stihi.ru/2015/11/14/2860

09.03.19.