Воробей на уроке

Татьяна Семеняка
      Было  это  давно, в военном городке, который был расположен рядом с поселком  Савватия,  на юге Архангельской области.   Я только начинала свою педагогическую деятельность.  Мне, наконец,  поручили вести  первый класс. Но так как это был мой первый  первый  класс помнится все так,  словно  было вчера.
      Дети  подобрались очень  разные   по возрасту:  так,  Сережа   учился   в первом классе  уже третий год.  Володя был оставлен на второй год и тоже был  старше других.  (Хочу отметить,  что  и  Сережа, и Володя   потом закончили восьмилетку).  Разными ребята  были  и    по физическому  развитию:  Володя очень высокий и сильный,  его сразу прозвали «каланча»,  а вот, один из мальчиков,  Валера совсем маленький, хрупкий,  ему кто-то дал кличку  «шустрик».    Но кличками ребята пользовались очень редко.      
      Почти все мальчики были  очень шумные и юркие, особенно те,   кто поменьше.   Они  норовили  во время игр на перемене спрятаться за меня,  хватаясь за юбку и укрываясь в ней.  Таким образом, те, кто понаглей и без особых комплексов,  укрывались от погони.   Среди этих хулиганов был и  мой  племянник, Саша. Вот уж, кто любил побегать!  От природы мальчик был рыжим.  Когда звенел звонок на урок, Саша  вбегал в класс весь красный, как спелый помидор.  Часто  приходилось   делать ему внушение.   Но, увы, этого хватало дня на два, не больше. Энергия мальчика  брала свое.   А вот Юра,  был степенным и доброжелательным.  Он всегда  подходил  к  столу учителя  и  помогал  раздавать тетради  или  вытирать  доску.
      Девочки были,  в основном,  на полгода, а то и на год старше мальчиков.  Они были спокойными и рассудительными,  с большим желанием и готовностью  к учебе.  У  Оли  были  длинные  толстые косы  и большие  голубые   глаза.  Мальчики часто уступали ей место и смотрели  на нее  с веселой задоринкой.  Лариса,  не  смотря на то, что она писала левой  рукой  (тогда это было редкостью),  имела  лучший почерк  во всем   классе.   
      Учебный  год подходил  к  концу.   Мы  с классом часто ходили на экскурсию  в лес, благо он был вокруг. Во время наших походов  мальчики всегда помогали девочкам  перебираться через  упавшие деревья или небольшие  овражки.  Я  радовалась их внимательности и бережному отношению   друг к другу.
      Наступила последняя неделя занятий. Был  урок чтения,  дети  по очереди  выходили  к доске и рассказывали  стихотворение наизусть.  Подошла очередь  Валеры.  Мальчик бойко выдал,  выученный стих и,  уже собрался садиться за свою парту, как вдруг  Володя крикнул на весь класс:
     - Валерка,  скворечник  – то  закрой,  а то  ВОРОБЕЙ – то  улетит!
Все затихли, а потом стали дружно смеяться. Я посмотрела по сторонам и не сразу поняла,  в чем дело.  Но, когда некоторые дети стали показывать пальцем на ширинку Валеры,  все стало ясно. Я даже немного растерялась.  Как выйти из этой ситуации и никого не обидеть.
      Надо отдать мальчику  должное.  Он отвернулся к доске,  быстро  застегнулся и сел на свое место.  Все замолчали и осуждающе  оглянулись на Володю, так как он сидел на последней парте.  Тот  засмущался и сказал:
      - А чего я, я ничего!
      Было  ясно,  что учеба в первом классе для них не прошла даром,   дети научились не только читать и считать до 20, они  приобрели начальные навыки уважения друг друга.