Так РУсо-РусЪ или Укро-УкрсЪ??

Серж Фико
РУсо-вИдим или=ілі ..укрРро-бАчім..
         1-й вариант
        *КИевская РусЪ*
  ..хххххххххххххххххххххххх..
          2 вариАнт
       дрУгый варіАнт
   <<<<  КЫївська Укр >>>>
      #^^> или = чі <^^#
    <<<<  Кіївська УкрсЪ >>>>
   \\ххххххххххххххххххххххх//
      Так кто что вИдит *?*
          или = ілі
  хто шо-чё-що-что бАчіть..

       Тогда в ядро Истории заглянем !!!!
Киевская Русь как едино - цельное обустройство !!
   
  Средневековое восточнославянское государство в Восточной Европе,
возникшее в IX веке в результате объединения ряда восточнославянских
  и финно-угорских племён под властью князей династии Рюриковичей.
Площадь: 1 330 000 км;  Население: 5 400 000 чел. (1000 г.)
Столица: Великий Новгород, Киев.  Язык: Древнерусский язык

   ЗамЕтьте,- ДревнеРУСЪский язык, а не укро-укрській....
  И "Украины" Окраины (польское!) не существовало тогда,
    ни, тем паче,- укро-нарОда как такового и укро-мОві,
укро-рЄчі, укро-языка и ОТДельно и обосОбленно,- никак !!!!!

глава =1=            КіевсЪкая Русь,
       ДревнерУсское госудАрство, ДрЕвняя Русь
(др.-рус.и  ст.слав. русь, рУсьска;  лат. Russia, Rossia,
Ruthenia, Ruscia, Ruzzia др.-сканд. Garar, позже Gararki) —
           средневековое восточнославянское
  государство в Восточной Европе, возникшее в IX веке
  в результате объединения ряда восточнославянских
                и финно-угорских племён
   под властью князей династии Рюриковичей.

     В период наивысшего расцвета Киевская Русь
занимала территорию от Таманского полуострова на юге,
  Днестра и верховьев Вислы на западе до верховьев
Северной Двины на севере и притоков Волги на востоке.

            К середине XII века Киевская РУСЪ
     вступила в состояние феодальной раздробленности
и фактически распалась на полтора десятка русских княжеств,
     управляемых разными ветвями династии Рюриковичей.

   Вплоть до монгольского нашествия (1237—1240) Киев,
   утративший своё влияние в пользу новых центров силы,
  формально продолжал считаться главным «столом» Руси,
              а Киевское княжество оставалось
    \\\\ в коллективном владении русских князей. ////
   Никакого отдельно-этнического, в смысле "укро..",-
 в то время на Киевской Руси, кроме как варяжского,
в конкретике,- скандинАвского, но в основном правления
   для объединения разных племён и княжеств Руси,-
       в те начальные для Руси времена не было.
 
 Как этнокультурный регион Русь продолжила существовать
 и после политической дезинтеграции, что впоследствии
сыграло важную роль в процессе объединения русских земель.
    Столица: Новгород (862—882),   Киев (882—1240)
                Крупнейшие города:
  Киев, Новгород, Чернигов, Переяславль, Полоцк, Туров,
 Владимир-Волынский, Смоленск, Псков, Новгород-Северский,
     Перемышль, Теребовль, Галич, Ростов, Суздаль,
          Владимир-на-Клязьме, Муром, Рязань.
И в основном,- князей Киеву давал Новгород и Великий Ростов!!
                Язык(и) древнерусский.
       Религия славянская мифология и Православие.
           Денежная единица куна, гривна, ногата
Площадь 1 330 000 км к 1000 г. Население 5,4 млн чел. (1000)
     Форма правления монархия,- с династии Рюриковичи.
    Преемственность:  Племенные союзы восточных славян
      от отца к сыну, от князя к старшему княжичу.

гл =2=   Существует несколько историографических
           названий государства Киевская РусЪ,
      преобладавших в литературе в разное время, —
     «Древнерусское государство», «Древняя Русь»,
      «Киевская Русь», «Киевское государство».

Определение «древнерусский» не связано с общепринятым в историографии
делением древности и Средневековья в Западной и Центральной Европе,
               в соответствии с которым древность
         заканчивается к середине 1-го тысячелетия
        н.э. с угасанием традиционной античной культуры.
   Применительно к Руси под древностью обычно понимается
       домонгольский период IX — середины XIII веков.

  Термин «Киевская Русь» возник в первой половине XIX века,
пройдя за историю своего употребления существенную эволюцию.
     Одним из первых его использовал М.А. Максимович
      в своей работе «Откуда идёт русская земля» (1837)
в узко географическом смысле для обозначения Киевского княжества,
           в одном ряду с такими словосочетаниями,
       как «Червонная Русь», «Суздальская Русь» и др.

  В таком же значении термин употребляли С.М. Соловьёв
         «Русь Киевская», «Русь Черниговская»,
           «Русь Ростовская или Суздальская»,
         Н.И. Костомаров  и  Д.И. Иловайский.
      Во второй половине XIX века термин приобрёл
       дополнительное, хронологическое измерение —
  одной из стадий русской истории и государственности.
В этом случае киевский период обычно заканчивали 1169 годом,
что было связано с бытовавшим в дореволюционной историографии
  представлением о переносе столицы Руси из Киева во Владимир.

   Историки использовали  термин Киево-Руси несистематически,
   иногда сочетая узкогеографические и хронологические рамки
и отличая «старую Киевскую Русь» от «Руси новой, верхневолжской»,
иногда подразумевая под ним все земли Руси в соответствующий период.
   Сначала XX века термин стал использоваться в государственно-
политическом смысле как именование государства всех восточных славян
         в эпоху, когда Киев был общим политическим центром.

3 гл.   В украинской националистической историографии 19 в.
 уточняющий термин «Киевская Русь» не был особо популярным,
            поскольку подразумевал существование
          других центров и периодов в истории Руси.

Основоположник украинской исторической школы М.С. Грушевский
        им почти не пользовался, предпочитая термины
        «Киевское государство» или «Руська держава»
        («Русское государство», противопоставленное
           в его версии государству Московскому).

    У Грушевского «Киевская Русь» продолжила себя
           не в Ростово-Суздальском периоде,
 а в истории Галицко-Волынского княжества XIII века
      и литовско-польском периоде ХIV—ХV веков.
Современные украинские историки упрощаютсхему М. Грушевского,
      изображая «Киевскую Русь» государством, созданным
    украинским этносом и принадлежащим исключительно ему.

       Окончательное утверждение понятия «Киевская Русь»
в государственно-политическом смысле произошло в советскую эпоху,
когда академиком Б.Д. Грековым были изданы его основные труды,
                ставшие хрестоматийными:
  «Киевская Русь» (1939) и «Культура Киевской Руси» (1944).

   Уточняя значение термина, Греков отмечал следующее:
            «Считаю необходимым ещё раз указать,
     что в своей работе я имею дело с Киевской Русью
  не в узкотерриториальном смысле этого термина (Украина),
   а именно в том широком смысле „империи Рюриковичей“,
соответствующем западноевропейской империи Карла Великого, —
включающей в себя огромную территорию, на которой впоследствии
образовалось несколько самостоятельных государственных единиц».

    В те же годы другой частью советских историков
   (М. И. Артамонов, В. В. Мавродин, А. Н. Насонов)
в научный оборот был введён термин «Древнерусское государство»
(первоначально прилагательное писалось со строчной буквы,
              вскоре стало именем собственным).
   Среди советских историков активно им пользовались
         В.Т. Пашуто и представители его школы.
        В настоящее время термин «Киевская Русь»
           постепенно выходит из употребления.
Эндоэтноним жителей Руси в летописях обозначается словом русин,
 в то время как множественное число выражалось формами русь,
                либо русьскыи (люди).

4 гл.   \\ Образование Древнерусского государства //

  Древнерусское государство возникло на торговом пути
 «из варяг в греки» на землях восточнославянских племён —
ильменских словен, кривичей, полян, охватив затем древлян,
    дреговичей, полочан, радимичей, северян и вятичей.

   До призвания варягов  \\*// Русский каганат
       Первые сведения о государстве русов
         относятся к первой трети IX века:
    в 839 году упомянуты послы кагана народа Рос,
         прибывшие сначала в Константинополь,
а оттуда ко двору франкского императора Людовика Благочестивого.

В 860 году («Повесть временных лет» ошибочно относит его к 866 году)
           РусЪ совершает первый поход на Константинополь.
Греческие источники связывают с ним так называемое 1-е крещение Руси,
после которого на Руси, возможно, возникла епархия и правящая верхушка
         (возможно, во главе с Аскольдом) приняла христианство.

\\*//        Правление Рюрика и Государство Рюрика.

        В 862 году, согласно «Повести Временных лет»,
славянские и финно-угорские племена, прежде изгнавшие варягов,
                призвали их на княжение:
в год 6370 (862) изгнали варяг за море, и не дали им дани,
и начали сами собой владеть, и не было среди них правды,
        и встал род на род, и была у них усобица,
              и стали воевать друг с другом.

И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами
   и судил по праву». И пошли за море к варягам, к Руси.

   Те варяги назывались Русью, как другие называются шведы,
а иные норманны и англы, а ещё иные готландцы, — вот так и эти.
        Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь:
      «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет.
                Приходите княжить и владеть нами».

И избрались трое братьев со своими родам, и взяли с собой всю Русь,
и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, —
            на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске.
            И от тех варягов прозвалась Русская земля.
Новгородцы же — те люди от варяжского рода, а прежде были словене.

    В 862 году  варяги и дружинники Рюрика Аскольд и Дир,
     направлявшиеся в Константинополь, подчинили себе Киев,
тем самым установив полный контроль над важнейшим торговым путём
«из варяг в греки». При этом Новгородская и Никоновская летописи
   не связывают Аскольда и Дира с Рюриком, а хроника Яна Длугоша
       и Густынская летопись называют их потомками Кия.

В 879 году в Новгороде умер Рюрик. Княжение было передано Олегу,
             регенту при малолетнем сыне Рюрика Игоре.

                \\ глава  5  // 
       Возникновения государственности, Русь и народ.
             Существуют две основные гипотезы
         образования Древнерусского государства.            
                Согласно норманской теории,
     опирающейся на «Повесть временных лет» XII века,
 многочисленные западноевропейские и византийские источники,
а также на результаты исследований ономастики и археологии,
оно было создано извне варягами — братьями Рюриком, Синеусом
и Трувором в 862 году или же родственником Рюрика Олегом,
         захватившим Киев в 882 году.

   В то же время некоторые представители норманизма
  называют первоначальной формой Русского государства
     киевское варяжское княжество Аскольда и Дира,
          которое стало центром консолидации
 восточнославянских племён и княжеств в единое государство,
а не Новгородское княжество Рюрика, которое называют местным
           и кратковременным варяжским княжеством.

                Антинорманнская теория
   основывается на концепции невозможности привнесения
государственности извне, на идее возникновения государства
        как этапа внутреннего развития общества.

         Основоположником этой теории в русской
        историографии считался Михаил Ломоносов !!

Кроме того, существуют различные точки зрения
      на происхождение самих варягов.

   Учёные, относимые к норманистам, считали их скандинавами
(обычно шведами),  часть антинорманистов, начиная с Ломоносова,
    предлагает их происхождение из западнославянских земель.

Существуют и промежуточные версии локализации в Финляндии,
            Пруссии, другой части Прибалтики.
        Проблема этнической принадлежности варягов
   независима от вопроса возникновения государственности.

     В современной науке преобладает точка зрения,
согласно которой жёсткое противопоставление «норманизма»
     и «антинорманизма» во многом политизировано.

Предпосылки исконной государственности у восточных славян
не отрицались ни Миллером, ни Шлёцером, ни Карамзиным,
          а внешнее (скандинавское или иное)
           происхождение правящей династии —
    широко распространённый в Средневековье феномен,
 никак не доказывающий неспособности народа к созданию
    государства или, конкретнее, института монархии.

          Вопросы о том, был ли Рюрик реальным
 историческим лицом, каково происхождение летописных варягов,
связан ли с ними этноним, а затем и название государства Русь,
      продолжают оставаться дискуссионными в современной
               российской исторической науке.
   Западные историки в целом следуют концепции норманизма.

Е.А. Мельниковой и В.Я. Петрухиным была создана концепция
   возникновения Киевской Руси, раскрывающая важную роль
      скандинавских торговых дружин  в катализации
       социального расслоения и развития общества
           восточнославянских и финских народов.

     Данная концепция, признавая варягов скандинавами,
           а раннюю Русь выходцами из Скандинавии,
              в отличие  классического норманизма
умеренностью в оценке роли скандинавов и комплексным рассмотрением
имеющихся археологических, лингвистических и письменных источников.

Призвание Рюрика на княжение рассматривается как фольклорное
 отражение договорных отношений (древнерусский термин «ряд»)
      между племенной знатью восточных славян и финнов
         с одной стороны и варяжской дружиной во главе
                с князем — с другой стороны.

                глава =6=   
        История Древней Руси = Княжение Олега Вещего.

   В 882 году, по летописной хронологии, князь Олег Вещий,
 родственник Рюрика, отправился в поход из Новгорода на юг,
           по пути захватив Смоленск  и Любеч,
установив там свою власть и поставив на княжение своих людей.

Далее Олег с новгородским войском и наёмной варяжской дружиной
     захватил Киев, убил правивших там Аскольда и Дира,
        и объявил Киев столицей своего государства
        («И сел Олег, княжа, в Киеве, и сказал Олег:
             „Да будет это мать городам русским“.»);
            господствующей религией было язычество,
      хотя в Киеве уже существовала и христианская община.

    Олег военным путём распространил свою власть
           на земли древлян и северян,
а радимичи приняли условия Олега без борьбы
           (два последних племенных союза
        до этого платили дань хазарам):

«В год 6391 (883). Начал Олег воевать против древлян
   и, покорив их, брал дань с них по чёрной кунице.
В год 6392 (884). Пошёл Олег на северян, и победил северян,
             и возложил на них лёгкую дань,
    и не велел им платить дань хазарам, сказав:
     „Я враг их и вам (им платить) незачем“.

В год 6393 (885). Послал (Олег) к радимичам, спрашивая:
    „Кому даёте дань?“. Они же ответили: „Хазарам“.
                И сказал им Олег:
       „Не давайте хазарам, но платите мне“.
     И дали Олегу по щелягу, как и хазарам давали.
И властвовал Олег над полянами, и древлянами, и северянами,
    и радимичами, а с уличами и тиверцами воевал.»

     В результате победоносного похода на Византию
были заключены первые письменные договоры в 907 и 911 годах,
             предусматривавшие льготные условия
торговли для русских купцов,- чем отменялась торговая пошлина,
           обеспечивалась починка судов, ночлег
         для решения правовых и военных вопросов.
Согласно летописной версии, Олег, носивший титул великого князя,
                правил более 30 лет.
   Родной сын Рюрика Игорь занял престол после смерти Олега
                в 912 и правил до 945 года.

           \\\\ 7 глава. Игорь Рюрикович ////

       Игорь совершил два военных похода на Византию.
          Первый, в 941 году, завершился неудачно.
Ему предшествовала неудачная военная кампания против Хазарии,
    в ходе которой Русь, действуя по просьбе Византии,
  атаковала хазарский город Самкерц на Таманском полуострове,
      но была разбита хазарским полководцем Песахом
          и повернула оружие против Византии.

      Второй поход на Византию произошёл в 944 году.
Он завершился договором, подтвердившим многие положения
           предыдущих договоров 907 и 911 годов,
          но отменявшим беспошлинную торговлю.
                В 943 или 944 году
  был совершён поход в Закавказье на город Бердаа.
В 945 году Игорь был убит во время сбора дани с древлян.

               \\\\  княжна Ольга  ////

 После смерти Игоря в силу малолетства его сына Святослава
реальная власть оказалась в руках вдовы Игоря княгини Ольги.
           Она стала 1-м правителем Киевской Руси,
 официально принявшим христианство византийского обряда
     (по наиболее аргументированной версии, в 957,
           хотя предлагаются и другие даты).

          Впрочем, Ольга около 959 приглашала на Русь
германского епископа Адальберта и священников латинского обряда
(после неудачи своей миссии они были вынуждены покинуть Киев).

             \\\\ Святослав Игоревич ////

Около 960 года возмужавший Святослав принял власть в свои руки.
     Его 1-м мероприятием стало подчинение вятичей (964),
    которые последними из всех восточнославянских племён
             продолжали платить дань хазарам.

В 965-м Святослав совершил поход на Хазарский каганат,
          взяв штурмом его основные города:
   город-крепость Саркел, Семендер и столицу Итиль.

          На месте Саркела после этого
   возникла древнерусское поселение Белая Вежа.
       Возможно, с этим походом связано
     и утверждение Руси в Тмутаракани*.
        *хххххххххххххххххххххххххххххх*
           Таким образом Тьмутаракань
     находится в Краснодарском крае РФ.
Да, совсем забыл, некоторое время тмутараканскому княжеству
    принадлежал так, же и Керченский полуостров в Крыму
   с городом Корчев (античный Пантикапей, нынешняя Керч).
 А еще, в сборниках 15-17вв. упоминается город Тмутаракань,
      расположенный между Мирославцами и городом Остер,
  что на левом берегу Днепра в современной Черниговской обл.
Средневековый город, отождествляется со средневековыми слоями
            городища в дельте реки Кубань
 на территории нынешней станицы Тамань Краснодарского края.
         В античное время на месте Тмутаракани
     располагался греко-синдский город Гермонасса.
           *хххххххххххххххххххххххххххххх*

  Также Святослав осуществил два похода в Болгарию,
   где намеревался создать собственное государство
          со столицей в придунайской области.
Он был убит в бою с печенегами при возвращении в Киев
     из неудачного похода на Византию в 972 году.
            
                \\\\ глава 8: //// 
         Владимир и Ярослав Мудрый. Крещение Руси

       После смерти Святослава между его сыновьями
разгорелась междоусобица за право на престол 972—980.
     Старший сын Ярополк стал великим  киевским князем,
   Олег получил древлянские земли, а Владимир — Новгород.

В 977 году Ярополк разбил дружину Олега, а сам Олег погиб.
                Владимир бежал «за море»,
   но вернулся через два года с варяжской дружиной.

       В ходе междоусобицы Владимир Святославич
отстоял свои права на престол в годы правления 980—1015.
    При нём завершилось формирование государственной
                территории Древней Руси,
 были присоединены червенские города и Карпатская Русь.

     При князе Владимире Святославиче в 988 году
  официальной религией Руси становится христианство.
      Став киевским князем, Владимир столкнулся
          с возросшей печенежской угрозой.
      Для защиты от кочевников он строит на границе
 линии крепостей, гарнизоны которых набирал из «лучших мужей»
северных племён. Именно во времена Владимира происходит действие
   многих русских былин, повествующих о подвигах богатырей.

 После смерти Владимира на Руси произошла новая междоусобица:
     Святополк Окаянный в 1015 убил своих братьев Бориса,
    иной версией Борис был убит скандинавскими наёмниками
                Ярослава, Глеба и Святослава.
 Сам Святополк дважды потерпел поражение и умер в изгнании.
  Борис и Глеб в 1071 году были причислены к лику святых.

         Правление Ярослава Мудрого (1019—1054)
      стало порой наивысшего расцвета государства.
Общественные отношения регулировались сборником законов
          Русская Правда и княжескими уставами.
   Ярослав Мудрый проводил активную внешнюю политику.
   Он породнился с множеством правящих династий Европы,
что свидетельствовало о широком международном признании Руси
               в европейском христианском мире.

В городах, крупнейшими из которых были Киев, Новгород,
Ладога, Смоленск, Полоцк, Изборск, Чернигов, Переяславль,
Туров, Ростов, Белоозеро, Плесков (Псков), Муром, Овруч,
Владимир-Волынский и другие, развивались ремёсла и торговля.

Создавались памятники письменности «Слово о законе и благодати»,
        Новгородский кодекс, Остромирово Евангелие,
   жития и первые летописи, позднее положенные в основу ПВЛ.

             Началось каменное строительство,
выдающимися памятниками архитектуры стали Десятинная церковь,
                Софийский собор в Киеве
      и одноимённые соборы в Новгороде и Полоцке.

    О высоком уровне грамотности жителей Руси
        свидетельствуют дошедшие до нашего
    времени многочисленные берестяные грамоты.

             Русь вела торговлю с южными
 и западными славянами, Скандинавией, Византией,
Западной Европой, народами Кавказа и Средней Азии.

      Когда после 12-летнего обособления
   и смерти князя Мстислава Владимировича,
не оставившего наследника, под власть Ярослава
      вернулось Черниговское княжество,
     Ярослав перебрался из Новгорода в Киев
и нанёс поражение печенегам, после чего их набеги
      на Русь навсегда прекратились (1036).

\\ 9 глава // Триумвират Ярославичей. Любечский съезд.

         Ярослав Мудрый, умирая в 1054 году,
 разделил их между пятью пережившими его сыновьями.
После смерти двух младших из них все земли оказались
    под властью троих старших: Изяслава Киевского,
 Святослава Черниговского и Всеволода Переяславского
            («триумвират Ярославичей»).

       С 1061 года, сразу после разгрома торков
русскими князьями в степях, начались набеги половцев,
пришедших на смену откочевавшим на Балканы печенегам.

 В ходе долгих русско-половецких войн южные князья
длительное время не могли справиться с противниками,
       предприняв целых ряд неудачных походов
       и понеся чувствительные поражения
       (битва на реке Альте (1068),
          битва на реке Стугне (1093)).

После смерти Святослава в 1076 году киевские князья
      предприняли попытку лишить его сыновей
           черниговского наследства
и те прибегли к помощи половцев, хотя впервые половцы
 были использованы в усобицах Владимиром Мономахом
          (против Всеслава Полоцкого).

     В этой борьбе погибли Изяслав Киевский (1078)
       и сын Владимира Мономаха Изяслав (1096).
              На Любечском съезде (1097),
призванном прекратить междоусобицы и объединить князей
  для защиты от половцев, был провозглашён принцип:
           «Каждый да держит отчину свою».

   Таким образом, при сохранении лествИчного права,
в случае смерти одного из князей перемещение наследников
             было ограничено их вотчиной.

  Это открыло путь к политической феодальной раздробленности, 
    так как в каждой земле утверждалась отдельная династия,
    а великий князь Киевский становился первым среди равных,
         теряя роль сюзерена. Однако это также позволило,
  что после передела вслед за восточными и западных волостей,-
прекратить усобицы и объединить силы для борьбы с половцами 1103,
           которая была перенесена вглубь степей.

Кроме того, заключались договоры с союзными кочевниками —
 «чёрными клобуками» (торками, берендеями и печенегами,
         изгнанными половцами из степей
     и поселившимися на южнорусских границах).
      Изменения в государственном управлении
           в конце X — начале XII веков.

      \\  глава 10   В ходе крещения Руси //

       Во всех её землях была установлена власть
православных епископов, подчинявшихся киевскому митрополиту.

            В то же самое время во всех землях
         были посажены наместниками сыновья Владимира.
   Теперь все князья, выступавшие удельниками киевского
    великого князя, были только из рода Рюриковичей.

Скандинавские саги упоминают о ленных владениях викингов,
          но они располагались на окраинах Руси
             и на вновь присоединённых землях,
  поэтому во времена написания «Повести временных лет»
                они уже казались пережитком.

   Князья Рюриковичи вели ожесточённую борьбу
      с оставшимися племенными князьями.

Владимир Мономах упоминает князя вятичей Ходоту и его сына.
         Это способствовало централизации власти.

  Власть киевского князя достигла наивысшего укрепления
             при Владимире и Ярославе Мудром,
     затем, после перерыва,- при Владимире Мономахе.

   Положение династии укреплялось многочисленными
       международными династическими браками:
Анны Ярославны и французского короля, Всеволода Ярославича
            и византийской царевны и другие.

   Со времени Владимира и Ярополка Святославича,
     дружинникам вместо денежного жалования
            князья могли давать земли.

  Если изначально это были города в кормление,
   то в XI веке дружинники стали получать сёла.

 Вместе с сёлами, которые становились вотчинами,
            даровался и боярский титул.
    Бояре стали составлять старшую дружину.

    Служба бояр была обусловлена личной верностью князю,
           а не размером земельного надела,-
условное землевладение не получило заметного распространения.

     Младшая дружина («отроки», «детские», «гриди»),
                находившаяся при князе,
   жила за счёт кормления с княжеских сёл и войны.

 Основной боевой силой в XI веке было ополчение,
получавшее на время войны коней и оружие от князя.

От услуг наёмной варяжской дружины в основном отказались
         в период правления Ярослава Мудрого !!


\\ глава 11 //     После Ярослава Мудрого
          окончательно утвердился «лествичный»
     принцип наследования земли в роде Рюриковичей.
            Старший в роде (не по возрасту,
 а по линии родства), получал Киев, все остальные земли
делились между членами рода и распределялись по старшинству.

 Власть переходила от брата к брату, от дяди — к племяннику.
      Второе место в иерархии столов занимал Чернигов.
При смерти одного из членов рода, все младшие по отношению к нему

Рюриковичи переезжали в земли, соответствующие их старшинству.
              При появлении новых членов рода
        им определялся город с землёй — волость.

Определённый князь имел право княжить только в том городе,
                где княжил его отец,
           в обратном случае он считался изгоем.
  Значительной частью земли со временем стал обладать
церковный клир,- так называемые «монастырские вотчины».

С 996 года население выплачивало в пользу духовенства десятину.
     Число епархий, начиная с 4, росло непомерно !
Кафедра митрополита, назначаемого патриархом константинопольским,
стала находиться в Киеве, а при Ярославе Мудром митрополит
       впервые был избран из числа русских священников,
в 1051 году им стал приближённый к Владимиру и его сыну Иларион.

            Большим влиянием стали обладать монастыри
              и их избираемые главы, игумены.
Центром Православия становится Киево-Печерский монастырь.

     Бояре и дружина составляли при князе особые советы.
Князь советовался также с митрополитом, епископами и игуменами,
            составлявшими церковный собор.

  С усложнением княжеской иерархии с середины XI века
       стали собираться княжеские съезды («снемы»).
              В городах действовали веча,
          на которые зачастую опирались бояре
 для поддержки собственных политических требований
        (восстания в Киеве 1068 и 1113 года).

                В XI — начале XII века
    сформировался первый письменный свод законов —
 Русская Правда, который последовательно пополнялся
   статьями «Правды Ярослава» (ок. 1015—1016 годы),
        «Правды Ярославичей» (около 1072 года)
и «Устава Владимира Всеволодовича» (около 1113 года).

В Русской Правде отразилось усиление дифференциации населения
(теперь размер виры зависел от социального положения убитого),
   регламентировалось положение таких категорий населения,
        как челядь, холопы, смерды, закупы и рядовичи.

«Правда Ярослава» уравняла в правах «русинов» и «словенинов».
     Проясняется, что под именем «словене» летопись
   упоминает только новгородцев — «ильменских словен».
    Это, наряду с христианизацией и другими факторами,
способствовало формированию новой этнической общности,
осознававшей своё единство и историческое происхождение.

С конца X века на Руси известно собственное монетное производство —
     серебряные и золотые монеты Владимира-I, Святополка,
            Ярослава Мудрого и других князей.

      @@~~> {{{{{{{{{{{{{ ^^*^^  }}}}}}}}}}}}}}
*БоевОй ДонбАсс – Боевая ГОРловка – НовоРУСЬ*   
              &&~~>   * ДНР – НовоРОСсия *
П\с – 1:
      Я считАю, что не Киевская РусЪ, а
            http://stihi.ru/2020/02/03/320
Так Киевская РусЪ или кыйїв$$ька Укрсь..??
           http://stihi.ru/2019/05/26/490
Стих Т. Г. ШевчЕнко "ХохлЫ" http://stihi.ru/2017/02/15/10287
Стих Надийки Савченко из укро-тюрьмы о зрАДе!!!
             http://stihi.ru/2021/11/19/112