Гибель Иоанна-крестителя

Игорь Плохатнюк
Вином глумливым опьянённый,
Царь Ирод пел и хохотал;
Гостями, свитой окружённый,
На танец девушки взирал.

А дева юная кружила,
Вращая голым животом,
И всех гостей обворожила,
С царём сидевших за столом.

- "Проси что хочешь, Саломея!
Полцарства дать тебе готов!" -
Царь выкрикнул, - "Всё, что имею,
Отдам тебе без лишних слов!"

- "Но что просить, скажи мне, мама?" -
Спросила дочка тут же мать.
- "Главу пророка Иоанна!
Её вели сюда подать!

На блюде праздничном сейчас же
Пускай её для нас внесут!"
Помедлив, царь промолвил: "Стражи!
Ступайте... Быстро! Гости ждут."

- "Ну что?" - кричала в исcтуплении
Иродиада над главой,
- "В каком теперь ты преступлении
Винить нас будешь, дорогой?"

А гости, глядя с содроганьем
На голову слуги Творца,
Томились лишь одним желаньем -
Скорей убраться из дворца.

           *****

(По Евангелию от Матфея 14,1-11)

"Иродиада – внучка Ирода Великого и сестра Ирода Агриппы I. Она сперва вышла замуж за своего дядю Ирода Филиппа I, а потом вступила в кровосмесительное сожительство с другим своим дядей, Иродом Антипой, несмотря на то что ее первый, хотя и незаконный, муж был еще жив. Она-то была главной виновницей мученической кончины Иоанна Крестителя, который открыто обличал это гнусное прелюбодеяние..." (Библейская энциклопедия)

                Евангелие от Матфея 14,1-11

1 В то время Ирод-четвертовластник услышал молву об Иисусе
2 и сказал служащим при нём: это Иоанн Креститель; он воскрес из мёртвых, и потому чудеса делаются им.
3 Ибо Ирод, взяв Иоанна, связал его и посадил в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего,
4 потому что Иоанн говорил ему: не должно тебе иметь её.
5 И хотел убить его, но боялся народа, потому что его почитали за пророка.
6 Во время же празднования дня рождения Ирода дочь Иродиады плясала перед собранием и угодила Ироду,
7 посему он с клятвою обещал ей дать, чего она ни попросит.
8 Она же, по наущению матери своей, сказала: дай мне здесь на блюде голову Иоанна Крестителя.
9 И опечалился царь, но, ради клятвы и возлежащих с ним, повелел дать ей,
10 и послал отсечь Иоанну голову в темнице.
11 И принесли голову его на блюде и дали девице, а она отнесла матери своей.

                *****

Посмотрите, друзья, как описывает эти события вестница Божья - Елена Уайт - в своей книге "Желание веков" в главе 22:

"Жизнь Иоанна была жизнью скорби, и только служение приносило ему радость. Его голос редко раздавался где-либо, кроме пустыни. Одиночество стало его уделом, и ему не суждено было видеть плоды своих трудов. Он был лишён преимущества находиться рядом со Христом, в присутствии Божественной силы, сопровождающей более великий свет. Ему не было дано увидеть слепых прозревшими, больных — исцелёнными и мёртвых — восставшими к жизни. Он был лишён света, сиявшего в каждом слове Спасителя, которое проливало славу на пророческие обетования. Самый меньший ученик, который видел могущественные дела Иисуса и слышал Его слова, имел в этом смысле больше преимуществ, чем Иоанн Креститель, и поэтому сказано, что такой ученик больше Иоанна.

Огромные толпы слушали проповеди Крестителя, и весть о нём распространялась по всей земле. Многих глубоко волновало — чем кончится его заточение. Всё же беспорочная жизнь Иоанна и сильная любовь народа к нему внушали уверенность, что над ним не будет совершено никакого насилия.

Ирод верил, что Иоанн — пророк Божий, и твёрдо решил освободить его. Но, боясь Иродиады, он откладывал исполнение этого решения.

Иродиада знала: напрямую ей никогда не добиться согласия Ирода на смерть Иоанна — и решила прибегнуть к хитрости. В день рождения царя для придворных устраивался торжественный приём. Ожидалось грандиозное пиршество с обильными возлияниями. Ирод утратит осторожность и тогда выполнит всё, что она пожелает.

Настал день праздника, царь со своими придворными пировал и пил вино, Иродиада послала свою дочь в пиршественный зал развлекать гостей танцами. Юная Саломея, в расцвете женственности, пленила своей чувственной красотой всех присутствующих на пиру. Обычно придворные дамы не появлялись на подобных празднествах, и Ирода начали превозносить за то, что девица очень знатного происхождения танцевала для развлечения его гостей.

Царь совершенно опьянел. Его разум помутился, и он потерял голову. Перед ним был пиршественный зал, пирующие гости, стол, уставленный яствами, искрящееся вино, горящие светильники и юная танцовщица, услаждавшая его. Полный безрассудства, он захотел ещё более возвыситься в глазах своих знатных гостей. С клятвой он обещал дать дочери Иродиады всё, что она попросит, вплоть до половины своего царства.

Саломея поспешила к матери посоветоваться, о чём просить ей царя. Но ответ уже был готов: голову Иоанна Крестителя. Саломея не подозревала о жажде мести, сжигавшей её мать, и испугалась, услышав такое, но настойчивость Иродиады в конце концов победила, и девушка вернулась с чудовищной просьбой: «Хочу, чтобы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя!» (Евангелие от Марка 6,25).

Ирод был изумлён и смущён. Шумное веселье угасло, среди пирующих воцарилась зловещая тишина. Царя охватил ужас при мысли об убийстве Иоанна Крестителя. Но слово царское было произнесено, и ему не хотелось выказать своё непостоянство и опрометчивость. Царь давал клятву в угоду гостям, и, если бы хоть один из них сейчас возразил против исполнения этого обещания, он с радостью оставил бы пророка в живых. Его гости могли бы сказать что-либо в защиту узника. Послушать проповедь Иоанна они приходили издалека и знали, что этот человек непорочен, что он — раб Божий. Но они, хотя и потрясённые требованием девицы, были настолько пьяны, что оказались не в состоянии выразить свой протест. Ни один голос не раздался в защиту жизни посланника небес. Эти люди занимали высокое положение в своём народе, на них лежала огромная ответственность, но они упились до полного бесчувствия. Голова у них кружилась от легкомысленной музыки и непристойного танца, а совесть уснула. Своим молчанием они приговорили к смерти пророка Господня, удовлетворив тем самым жажду мести распутной женщины.

Напрасно ждал Ирод, что кто-нибудь освободит его от клятвы; наконец он через силу отдал приказ казнить пророка. Вскоре голову Иоанна принесли царю и его гостям. Уста, которые честно предостерегали Ирода и призывали покончить с греховной жизнью, умолкли навсегда. Никогда больше не раздастся его голос, призывающий людей к покаянию. Ночная оргия стоила жизни одному из величайших пророков.

Как часто невинные люди становились жертвой буйных страстей тех, кто назначен быть блюстителями справедливости. Тот, кто подносит к губам чашу с опьяняющим напитком, берёт на себя ответственность за любую несправедливость, какую он может совершить, одурманенный вином. Притупив свои чувства, человек лишается способности спокойно рассуждать и ясно отличать добро от зла. У сатаны появляется возможность с помощью такого человека угнетать и губить невинных. «Вино — глумливо, сикера — буйна; и всякий, увлекающийся ими, неразумен» (книга Притчи 20,1). Таким образом, «суд отступил назад… и удаляющийся от зла подвергается оскорблению» (книга пророка Исайи 59,14-15). Люди, облечённые властью судить своих ближних, совершают преступление, если предаются страстям. Все, кто действует от имени закона, сами должны соблюдать закон. Такие люди обязаны полностью владеть собой. Им необходимо контролировать все свои действия и побуждения, чтобы иметь ясный ум и обострённое чувство справедливости.

Голову Иоанна Крестителя отнесли Иродиаде, и она приняла её с дьявольским злорадством. Утолив свою жажду мщения, она полагала, что совесть Ирода будет спокойна. Но грех не принёс ей счастья. Её имя вызывало отвращение у людей, а Ирода угрызения совести терзали сильнее, чем предостережения пророка. Учение Иоанна не потеряло свою силу. Оно призвано оказывать огромное влияние на все грядущие поколения до конца веков.

Грех Ирода был всегда перед ним. Царь постоянно пытался заглушить голос больной совести. Он по-прежнему непоколебимо верил Иоанну. Ирод вспоминал его жизнь, полную самоотречения, его глубокие призывы, его здравые суждения и советы, а затем - обстоятельства его смерти — и не находил себе покоя. Занятый государственными делами, принимая почести от людей, он улыбался и держался с достоинством, а сердце его тревожно билось, терзаемое страхом, что над ним тяготеет проклятие.

На Ирода произвели глубокое впечатление слова Иоанна о невозможности утаить что-либо от Бога. Ирод был убеждён, что Господь вездесущ, что Он знал о пиршестве во дворе, что Ему стал известен приказ отрубить Иоанну голову, что Он видел ликование Иродиады и слышал оскорбления, которыми она осыпала голову своего сурового обличителя. И многое из того, что Ирод когда-то узнал от самого пророка, ныне говорило его совести более ясно, нежели проповедь в пустыне.

Когда Ирод услышал о свершениях Христа, он был потрясён. Ирод считал, что Господь воскресил Иоанна и, наделив пророка ещё большой силой, послал его обличать грех.

Постоянный страх возмездия терзал Ирода. Теперь он пожинал последствия греха, о которых говорил Бог: «…Трепещущее сердце, истаевание очей и изнывание души, жизнь твоя будет висеть пред тобою, и будешь трепетать ночью и днём, и не будешь уверен в жизни твоей; от трепета сердца твоего, которым ты будешь объят, и от того, что ты будешь видеть глазами твоими, утром ты скажешь: «о, если бы пришёл вечер!» а вечером скажешь: «о, если бы наступило утро!» (книга Второзаконие 28,65-67).

Грешника осуждают его собственные мысли. Нет ничего мучительнее угрызений совести, которые не дают покоя ни днём, ни ночью.

Для многих судьба Иоанна Крестителя окружена глубокой тайной. Они спрашивают: «Почему он должен был томиться и умереть в тюрьме?»

Человеческий разум не способен постигнуть эту тайну, но она никогда не поколеблет нашего доверия Богу, если мы вспомним, что Иоанн был соучастником страданий Христовых. Все последователи Христа будут носить венец жертвенности. Их наверняка не будут понимать эгоистичные люди, и они станут мишенью самых яростных нападок сатаны. Царство зла существует и утверждено для того, чтобы уничтожить саму идею самопожертвования, и сатана борется с любыми его проявлениями.

Твёрдость характера и высокая нравственность сопутствовали всей жизни Иоанна. Когда в пустыне раздался голос: «Приготовьте путь Господу и прямыми сделайте стези Ему!» (Евангелие от Матфея 3,3), сатана увидел в этом угрозу своему царству. Мерзость греха была обнажена с такой прямотой, что люди трепетали от страха. Многие из тех, кто находился во власти сатаны, обрели свободу. Неустанно пытался сатана столкнуть Иоанна Крестителя с пути беззаветной преданности Богу. Он потерпел поражение и в противоборстве с Иисусом. Тщетно искушая Иисуса в пустыне, сатана пришёл в ярость. Теперь смертью Иоанна он надеялся причинить скорбь Христу. Он не смог склонить Спасителя ко греху, но страдать Его всё же заставил.

Иисус ничего не предпринял для освобождения Своего слуги. Он знал, что Иоанн перенесёт это испытание. Спаситель с радостью пришёл бы к Иоанну и осветил тюремный мрак Своим присутствием, но отдать Себя в руки врагов и тем самым подвергнуть опасности Свою собственную миссию Он не мог. Он охотно освободил бы Своего верного слугу. Но Иоанн должен был испить чашу мученичества ради тех тысяч людей, которым в грядущих веках предстояло идти на смерть. И когда последователи Иисуса будут томиться в одиночных тюремных камерах или погибать от меча, на виселице или на эшафоте, когда им Будет казаться, что они оставлены Богом и людьми, мысль о том, что Иоанн Креститель, верность которого засвидетельствовал Христос, пережил то же самое, будет поддерживать их.

Сатане было позволено оборвать земную жизнь посланника Божьего, но жизнь, «сокрытую со Христом в Боге», губитель не мог отнять (Послание к Колоссянам 3,3).

Сатана возрадовался, что смог огорчить Христа, но он не победил Иоанна. Смерть только сделала его навсегда недоступным для искушений. А сатана в этой борьбе разоблачил себя. Перед лицом всей Вселенной он показал свою ненависть к Богу и человеку.

Я хотя Иоанну не было даровано чудесное освобождение, он не был оставлен. Его всегда окружали небесных ангелы, открывавшие ему пророчества о Христе и драгоценные обетования Священного Писания. Они были его опорой, такой же опорой они должны были быть и для народа Божьего на протяжении всех грядущих веков. Иоанну Крестителю и тем, кто шёл вслед за ним, было дано уверение: «Се, Я с вами во все дни до скончания века!» (Евангелие от Матфея 28,20).

Бог всегда ведёт Свой народ, единственно возможным путём — таким, какой люди избрали бы сами, если бы видели конец от начала и славу той цели, к которой они продвигаются как соработники у Бога. Ни Енох, взятый на небо, ни Илия, вознесшийся туда на огненной колеснице, ничем не превосходили Иоанна Крестителя, одиноко умершего в темнице. «Вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него» (Послание к Филиппийцам 1,29). Из всех благословений, какие только Небо может даровать людям, соучастие страданиям Христа является наивысшим выражением доверия и высокой честью.

                *****