86. Пирамида

Лина Огнева
(РАЗРАБОТКА СОБСТВЕННОГО АНИМАЦИОННОГО ФИЛЬМА)
Тема, идея, сценарий и раскадровка с пояснительным текстом.

ТЕМА

Родственные отношения. Социальная проблема одиночества пожилых людей. Преемственность поколений. Передача жизненного и профессионального опыта.

ИДЕЯ

Абсолютно все культуры имеют одно мнение по поводу существования природных циклов. Человек, являясь частью Вселенной, тоже им подвержен. Цикл времён жизни можно сравнить с четырьмя сезонами земного года: весна – детство, лето – молодость, осень – зрелость, зима – старость. С возрастом жизнь наполняется гармонией, мудростью… И одиночеством.

С точки зрения отношений с социумом, мы тоже проходим несколько этапов «развития»: раннее детство, когда все вокруг друзья и товарищи, сменяется с годами более избирательным выбором близкого круга общения. В юном возрасте человек гораздо проще идёт на контакт, готов к общественным экспериментам. Позже трудовой коллектив для многих становится той ячейкой, где можно обсудить различные аспекты своей жизни, поделиться впечатлениями, планами.

Социальное одиночество пожилых людей связано с окончанием активной профессиональной деятельности. Также круг общения сужается в силу потери сверстников, сложностей заводить новые знакомства из-за психологических и возрастных особенностей.

Образно проблему социальной геронтологии можно представить в виде пирамиды, где основанием будет служить самый «широкий» период детства, а на вершине находится человек в годах. Возможно, что именно в этот период «вхождения в собственную завершенность», открытия новых возможностей духовного развития, наиболее важно, чтобы родные, в которых была вложена частичка души, поддерживали и просто были рядом.

Основная цель фильма показать важность тёплых отношений, близкой дружбы и взаимопонимания людей вне возрастных ограничений.

СЦЕНАРИЙ

Дачная дверь с окошком из цветного стекла, через красно-жёлтый орнамент в комнату пробивается свет. [Игра света и цвета] Дверь открывается со скрипом, в кадре красная кирпичная печь, в камине потрескивает огонь. Пожилой мужчина приподнимается со стула, раздувает самовар. Маленькая девочка с тонкими русыми косичками и большими серыми глазами подбегает, обнимает деда со спины. Старик улыбается, отодвигает стул, наливает себе и внучке чай. Из-под стола высовывает голову собака породы фокстерьер, кладёт бородатую мордочку на колени хозяина и пронзительно смотрит в ожидании угощения. Дед начинает свой рассказ. Обстановка показывает, что двое любят проводить время за подобными разговорами.

[Отдаление камеры, общий план. Смена экспозиции]

Городской двор, детская площадка. Мальчик предлагает построить пирамиду. Малыши, играющие рядом, соглашаются, все вместе лопаточками и совками строят фундамент. К группе нерешительно подходит мальчуган лет трёх. Его зазывают, активно жестикулируя руками, и строительство продолжается. Ребёнок, предложивший игру, делает шаг на построенный уровень пирамиды.

[Изображение закручивается, слышен шум школьной «переменки». Следующий этап. Смена экспозиции]

Школа. Урок в классе, дети сидят за партами. Тот же герой в раннем отроческом возрасте. Дёргает за косичку впередисидящую девочку, та разворачивается, показывает язык. Звенит звонок, ребята с криками гурьбой выбегают в коридор учебного заведения на перемену. Мальчик вместе с товарищами строит второй ярус модели пирамиды, живо обсуждают плод трудов. Количество участников уже меньше, чем в предыдущей сцене.

[Смена экспозиции. Коридор института сменяет школьный]

Весна. Влюблённые парочки и маленькие группы юношей и девушек держатся обособленно ближе к стене, освободив пространство этажа для прохода. Изображение скользит вдоль коридора, останавливается у одной из аудиторий, где студент в очках старательно изображает на чертеже третий слой пирамиды, два предыдущих ряда образмерены. Проставляет габариты, параметры нового уровня. По рейсшине ведёт параллельную прямую. Рядом его компания, состоящая из трёх сокурсников, дурачатся, взбираются друг на друга. В аудиторию входит девушка, студент оборачивается на неё, карандаш выпадает из руки, ударяется об пол, катится.

[В кадре пол и катящийся карандаш. Крупный план. Переход на следующий «уровень»]

Закатившийся карандаш оказывается в комнате. Камера от пола медленно поднимается вверх, мы видим молодую семью. Мужчина с усами и его жена (та вошедшая студентка) сидят на ковре, рядом возится с разноцветными деревянными колечками их сын. [Повтор малыша из сцены с песочницей] Родители помогают ему сложить игрушечную пирамиду, вместе водворяя четвёртый тороид на стержень-палочку основы.

Звук телефонного звонка. Отец семейства встаёт, берёт трубку. [Разделение кадра пополам. Видно, что двое институтских приятелей переговариваются] На позвонившего карабкается его дочурка, пытаясь дотянуться до трубки.

[Смена экспозиции]

Пожилая пара сидит на диване, смотрят телевизор. Рука бабушки лежит в руке мужа. Взгляд супругов обращён к экрану. Дед берёт пульт, переключает кнопкой телепрограммы. [Крупный план, самый крупный план морщинистой руки. Остановка действия]. На мониторе передача об истории Египта, древние жители возводят пятый ярус каменного сооружения для фараона.

[Замедление ритма. Слышно тиканье часового механизма. От экрана переход обратно в комнату]

Старик один, согнувшись, свесил ноги с кровати. Под ней тапочки, рядом металлические ходунки. Пустая заброшенная комната, на стене выцветшие обои и часы с кукушкой. Старик задумчиво смотрит вдаль. [Вид спереди, фас] За дедушкой висит картина, на которой изображена пирамида в пустыне. Достроенная. [Крупный план вершины постройки]

[Ускорение ритма. Разворот обзора на 180 градусов]

В обратном порядке видим:
Египтяне из телепередачи достроили мемориал.
Дед докладывает вершинку игрушечной башенки-пирамиды [Интерьер той комнаты, где собирал ребёнок]. Вокруг никого.
Дочерчивается на кульмане последняя линия чертежа. [Референс из фильма «Любить человека»]

В одиночестве достраивает последний этаж модели многогранника, пирамиды в песочнице.

[Возвращение к первой сцене. Тот же тандем]

Девочка, сидя на коленках деда, несогласно качает головой. Притягивает к себе чистый лист бумаги, рисует треугольную композицию из взявшихся за руки человечков, на вершине которой двое: пожилого человека держит за руку его маленькая внучка.

05.2019