Настоящее счастье, как душевный покой

Димидов Константин
Гнев – разрушительная эмоция. Сострадание (равно как прощение и терпимость) – созидательная. Если исходить из того, что ограниченность мышления и неведение лежат в основе гнева, а логика и широта взгляда – в основе сострадания, можно сделать определенные выводы. Например, о том, что развитие и обучение – это хорошо: как для отдельно взятого индивидуума, так и для общества в целом. Что интересно, буддизм, в частности, продвигает сострадание с опорой на аналитические размышления и науку. Тут можно вывести еще один вывод: чем больше сострадания, тем меньше гнева. Но для чего все эти рассуждения? В чем заключается их смысл? Мне представляется, что истинная цель здесь одна: сделать человека счастливым. И что особенно важно, счастливым постоянно. Думаете, это невозможно? Предлагаю хотя бы стремиться к этому.
В православии, кстати, много говорится о милосердии. В частности, о том, что тот, кто видит нуждающихся и не делает ничего зависящего от него для оказания помощи, тот сам лишает себя надежды на благодать. Причем, когда мы говорим о милосердии в связи с православием, должны понимать, что слово «милость» означает не просто поступок, а особое душевное расположение – сопереживание и сострадание, даже – сердечную жажду помочь нуждающемуся. Поскольку при подлинном милосердии человек отдает свое другому и при этом радуется.
Возможно ли в контексте данных размышлений сказать, что постоянное счастье является ни чем иным, как душевной умиротворенностью или душевным равновесием? Полагаю, вы согласитесь, что материальные причины для счастья не делают его постоянным. Эти причины так или иначе проходят и хорошо, если остаются приятные воспоминания. Иначе – ничего в перспективе. Просто бег по кругу, охота за счастьем, которое все время проходит, исчезает и может начать казаться неуловимым.
Я бы хотел противопоставить мимолетному счастью, основанному на чувствах, вызванных материальными причинами, счастье глубинное, основанное на общей духовной настроенности человека, образе его мышления. Это, пожалуй, можно обозначить одним словом – ментальностью, которая служит средством анализа и объяснения в гуманитарном знании. Предполагаю, что образ мышления, душевный склад или общая духовная настроенность человека есть ни что иное, как интеллектуальная предрасположенность к определенным умственным действиям.
Так вот, чтобы не быть заложником чувственных переживаний в нашем материалистическом образе жизни, не попробовать ли поискать возможность обрести счастье через ментальное сознание? Цель – настоящее счастье, которое и является состоянием душевного покоя.
30.05.2019.