The Beatles. Последний концерт

Полвека Назад
Эквиритмический перевод пеcен группы The Beatles с "концерта на крыше" 30 января 1969 года.

В январе 1969 года Пол Маккартни, взявший на себя функции менеджера Битлз после смерти Брайана Эпстайна, договорился о съёмках фильма, в котором группа должна отрепетировать песни для нового альбома, а в конце записать концерт для телевидения и выступить вживую перед аудиторией впервые после 29 августа 1966 года в Сан-Франциско. Остальные участники приняли идею без энтузиазма. Джон Леннон сидел на героине и ничего его не интересовало, кроме любимой Йоко Оно, которая не отходила от него ни на шаг. Джордж Харрисон боялся живых выступлений со времён последних гастролей, когда согласился остаться в группе при условии, что она будет исключительно студийная. Ринго Старр готовился к съёмкам в фильме "The Magic Christian" ("Волшебный христианин") в феврале и ещё не отдохнул от сессий двойного альбома. Однако, 2 января все собрались в специально оборудованном для них зале киностудии Twickenham, где были расставлены инструменты и две камеры, записывающие 16-минутные  ролики высокого качества.
Поскольку темой нового альбома было возвращение к истокам и рок-ролльному звучанию группы, с первого дня все участники приносили свои незаконченные песни, а также исполняли свои старые неизданные песни и каверы песен других авторов, в основном эпохи раннего рок-ролла. На седьмой день Харрисон, недовольный напряжёнными отношениями в группе, диктатом Маккартни, постоянным присутствием Йоко, а также тем, что все их споры снимаются на плёнку и будут показаны в фильме, заявил о выходе из группы. Леннон сразу предложил заменить его Эриком Клэптоном, который "не хуже, но от него меньше головной боли", однако, Маккартни предпочитал договориться и выяснить претензии своего старого друга. Спустя 10 дней Джордж согласился вернуться и продолжить съёмки, поставив условия, что они перейдут в новую студию, оборудованную в подвале штаб-квартиры " Эппл ",  и откажутся от выступления перед зрителями. На следующий день он пригласил клавишника Билли Престона, знакомого ещё по Гамбургу с 1960 года и выступавшего в это время в Лондоне с Рэем Чарльзом, присоединиться к Битлз в студии, надеясь, что присутствие постороннего человека снимет напряжённость в группе и заставит Битлов более ответственно подойти к репетициям. Так и получилось, тем более, что участие клавишника помогло улучшить некоторые песни, а дублирование дорожек отрицалось новой концепцией альбома.
Окончательное решение устроить живое выступление на крыше здания было принято накануне концерта. До это рассматривались некоторые клубы, но для этого пришлось бы вести туда всё оборудование. 30 января техники разместили на крыше "Эппл" инструменты, усилители и динамики, а провода протянули в студию в подвале, где продюсер Джордж Мартин, инженер Глин Джонс и звукооператор Алан Парсонс вели запись на два 8-дорожечных магнитофона. Камеры поместили как на крыше, так и на противоположном здании. Ещё одну камеру поставили внизу у входа, чтобы снимать всех, кто входит, а также телевизионщики снимали реакцию прохожих на улице. День выдался ветреным и холодным, поэтому Джон одолжил шубу у Йоко, а Ринго надел красный плащ своей жены Морин. Концерт начался в полдень, когда во многих офисах был обеденный перерыв, и местные клерки собирались у здания, не видя, что происходит на крыше, но с радостью слушая новые песни любимой группы. Увидеть давно не выступавшую группу удалось тем, кто поднялся на противоположные крыши, смотрел из окон и свисал с балконов верхних этажей.
Битлз вместе с Престоном подготовили 5 песен для выступления. Они начали с самой отрепетированной - "Get Back" (http://www.stihi.ru/2019/05/22/519). Но первую версию они посчитали ещё одной репетицией и сразу за ней исполнили вторую версию "Get Back", хотя именно первая версия вошла в альбом "Let It Be" (1970), а в одноимённом фильме песня смонтирована из двух версий (http://www.youtube.com/watch?v=18SA6PTvwhI)  (http://www.stihi.ru/).  Леннон завершил песню словами: "У нас была просьба  Дейзи, Морриса и Томми."
Второй песней была "Don't Let Me Down" (http://www.stihi.ru/2019/05/25/8849) как показано в фильме "Let It Be", после которой "Битлз" перешли сразу к “I've Got A Feeling” (http://www.stihi.ru/2019/05/26/226), которая была использована как в фильме, так и в альбоме. В конце песни можно услышать, как Леннон сказал:"О, моя душа, так тяжело", что позже бутлегеры расценили как версию песни "I Want You (She's so Heavy)" (http://www.youtube.com/watch?v=_AGMzO3Show)  (http://www.stihi.ru/)
Следующая песня "One After 909" (http://www.stihi.ru/2019/05/26/8539) также использовалась в фильме и альбоме В конце Леннон спел строчку из народной песни "Danny Boy" с изменёнными словами, спародировав рок-хит  Конвея Твитти 1959 года (http://www.youtube.com/watch?v=MdWGEYXwrQ4)  (http://www.stihi.ru/). Эту фразу бутлегеры тоже выделяют в отдельную песню Битлз, как и ещё одну начальную сточку песни "A Pretty Girl Is Like A Melody", известную в исполнении Бобби Винтона (http://www.youtube.com/watch?v=L67KCr4C5wg) (http://www.stihi.ru/), напетую Ленноном в перерыве.
Последней из подготовленных песен была “Dig a Pony” (http://www.stihi.ru/2019/05/26/9024). Сначала была сыграна короткая репетиция, Леннон попросил слова. Затем они исполнили песню должным образом, с продюсером фильма Кевином Харрингтоном, стоящим на коленях перед Ленноном, держа планшет с текстом. Джордж Харрисон тоже ненадолго опустился на колени рядом с Харрингтоном. Песня началась с фальстарта. В фильме можно увидеть, как Ринго Старр кладет сигарету и кричит: "Постойте!" Это и последовавшая за этим полная версия были включены в альбом и в фильм, хотя на пластинке "Все, что я хочу" - припев, который открывал и закрывал песню, был позже сокращен Филом Спектором . Пока Алан Парсонс менял кассеты в  подвале студии Apple, The Beatles (в основном Леннон) и Билли Престон исполнили версию английского гимна "God Save the Она была чистой импровизацией и  никогда не публиковалась (кроме бутлегов).
Больше исполнять было нечего, но Битлз (включая Харрисона) получали удовольствие от живого концерта, и, несмотря на то, что у Леннона уже замёрзли руки, были исполнены ещё версии “I've Got A Feeling”, “Don't Let Me Down” и "Get Back".  “I've Got A Feeling” была позже смонтирована для альбома "Let it Be “Don't Let Me Down” также была смонтирована с первой версией, т.к. Леннон в обеих перепутал слова, а во время исполнения "Get Back" на крыше появилась полиция. К этому времени работа офисов в районе была парализована, а толпа мешала уличному движению. Так что, кто-то вызвал полицию, чтобы прекратить это безобразие.  Офицеры потребовали, чтобы Мэл Эванс выключил  усилители группы, и он подчинился. В фильме видно, что Леннон не понимает, почему гитара не звучит, а Харрисон пытается увеличить громкость. Позже Ринго и Маккартни вспоминали, что хотели, чтобы их арестовала полиция под камеры во время концерта, но им удалось доиграть песню до конца. В последних строчках Пол довольно остроумно стал импровизировать: "Ты снова играла на крыше, и это нехорошо, и ты знаешь, что твоей маме это не нравится... она злится... она тебя арестует! Вернись!". Когда песня закончилась, Пол поблагодарил жену Ринго за восклицание:«Спасибо, Мо», после чего Джон Леннон произнёс: «Я хотел бы сказать спасибо от имени группы и от себя лично. Я надеюсь, мы прошли это прослушивание». Эта версия песни вышла на альбоме "Anthology 3" (http://www.youtube.com/watch?v=yk1xHekO7pI) (http://www.stihi.ru/).
Около 20 минут из концерта были смонтированы для фильма "Let It Be", где он стал кульминацией истории о создании последнего альбома великой группы:
http://rutube.ru/video/f229fb2ddb3ef806ddb6e0031ee6635d/

Весь фильм:
http://v-s.mobi/
the-beatles-let-it-be-rus-subtitles-1970-1:20:24

В неофициальном сборнике "The Ultimate Live Beatles Collection" концерт целиком вышел на диске № 23 (http://www.youtube.com/watch?v=usQC8qmSiak) (http://www.stihi.ru/) и разделён на треки:

1.Rooftop Setup (подготовка) - 1:24
http://poetrank.ru/wp-content/uploads/2019/06/
the-beatles-rooftop-setup.mp3
2. Get Back (разогрев) - 2:30
 http://poetrank.ru/wp-content/uploads/2019/06/
the-beatles-get-back_warm.mp3
3. Get Back (версия 1) - 3:58
http://poetrank.ru/wp-content/uploads/2019/06/
01-the-beatles-get-back-one.mp3
4. Chat (в альбоме "The Beatles - Thirty Days. Disc 14" 2000 года - I Want You (She's So Heavy)) - 1:46
http://poetrank.ru/wp-content/uploads/2019/06/
the-beatles-get-back_warm.mp3
5. Get Back (версия 2) - 3:35
http://poetrank.ru/wp-content/uploads/2019/06/
02-the-beatles-get-back-two.mp3
6. Don't Let Me Down (версия 1) - 3:17
http://poetrank.ru/wp-content/uploads/2019/06/
03-the-beatles-dont-let-me-down-one.mp3
7. I've Got A Feeling (версия 1) - 5:26
http://poetrank.ru/wp-content/uploads/2019/06/
04-the-beatles-ive-got-a-feeling-one.mp3
8. One After 909 - 2:51
http://poetrank.ru/wp-content/uploads/2019/06/
05-the-beatles-one-after-909.mp3
9. Chat  (в альбоме "Thirty Days" - Danny Boy)- 0:34
http://poetrank.ru/wp-content/uploads/2019/06/
the-beatles-danny-boy.mp3
10. Dig A Pony - 4:31
http://poetrank.ru/wp-content/uploads/2019/06/
06-the-beatles-dig-a-pony.mp3
11. God Save The Queen - 2:02
http://poetrank.ru/wp-content/uploads/2019/06/
the-beatles-god-save-the-queen.mp3
12. - I've Got A Feeling (версия 2) - 3:58
http://poetrank.ru/wp-content/uploads/2019/06/
07-the-beatles-ive-got-a-feeling-two.mp3
(в альбоме "Thirty Days" дополнительный трек A Pretty Girl Is Like A Melody)- 0:06
http://poetrank.ru/wp-content/uploads/2019/06/
the-beatles-a-pretty-girl-is-like-a-melody.mp3
13. Don't Let Me Down (версия 2) - 3:18
http://poetrank.ru/wp-content/uploads/2019/06/
08-the-beatles-dont-let-me-down-two.mp3
14. Get Back (версия 3) - 3:55
http://poetrank.ru/wp-content/uploads/2019/06/
09-the-beatles-get-back-three.mp3