Глаза персонажей в тургеневской прозе

Янис Гриммс
(Из тетр. «Коллекционные цитаты»)

Вот прилепился к ряду моих расхожих понятий такой образ, мною же придуманный, как «востроглазый Тургенев»; почему, не знаю, – потому, наверное, что он единственный из русских прозаиков, кто так пристально, через увеличительное стекло художественной правды наблюдал живую природу и так живописно рисовал словами её характерные штрихи; а что касается персонажей, как главных, так и проходных, то редко обходился от обрисовок их глаз… Обратимся к примерам.

«…белки ее (Сары) больших и длинных глаз…» («Жид»);

«…бледные серые глазки (у начальника охранной полиции Клода …») («Казнь Тропмана»);

«…большие беспокойные серые глаза…» («Певцы»);

«…большие зеленоватые глаза (у Базарова)…» («Отцы и дети»);

«…большие неподвижные глаза …» («Контора»);

«…большие серые глаза навыкате…» («Татьяна Борисовна и её племянник»);

«…большие темные глаза…» (Однодворец Овсяников»);

«…большие тихие глаза…» («Бежин луг»);

«…большие холодные глаза (у Зинаиды)… («Первая любовь»);

«…большие честные глаза (у Егора)… («Поездка в Полесье»);

«…большие, чёрные, жидким блеском блестевшие глаза (у Кости)…» («Бежин луг»);

«…беспокойные глаза…» («Бирюк»);

«…воспалённые глазки (у Пунина)…» («Пунин и Бабурин»);

«…вытаращил глаза…» («Контора»);

«…выразительные…кроткие глаза (у Елизаветы Кирилловны)…» («Дневник лишнего человека»);

«…глаза беспокойно забегали…» («Петр Петрович Каратаев»);

«…глаза большие и грустные…» («Ермолай и мельничиха»);

«…глаза большие, светлые и пугливые…» («Свидание»);

«…глаза быстрые. быстрые, та и горят, как у кота (у Лукьяныча)…» («Три встречи»);

«…глаза были красны и влажны… («Касьян с Красивой Мечи»;

«…глаза голубые, навыкате (у Лаврецкого)…» («Дворянское гнездо»);

«…глаза, как у райской птицы (у Эмили)…  («История лейтенанта Ергунова»);

 «…глаза косятся и лезут вон…» («Мой сосед Радилов»);

«…глаза навыкате…» («Контора»);

«…глаза серые…» («Бежин луг»);

«…глаза серые, небольшие (у Давыда)…» («Часы»);

«…глаза так и сияли счастьем…» («Певцы»);

«…глаза-то у него такие славные, светлые…». («Реформатор и русский немец» (“Незавершённое”));

«…глаза у него загорелись…» («Бирюк»);

«…глазки желтенькие…» («Малиновая вода»);

«…глазки засияли…» («Мой сосед Радилов»);

«…голубенькие глазки (у случайной спутницы незнакомца)…» («Три встречи»);

«…голубые глаза навыкат (у князя Л.)…» («Старые портреты»);

«…голубые глазки (у  mademoiselle Sophie)…» («Странная история»);

«…голубые глазки (у Мартына Петровича)…» («Степной король Лир»);

«…его (Литвинова) карие, с желтизной, большие, выразительные глаза…» («Дым»);

«…едва заметные глазки…» («Касьян с Красивой Мечи»;

«…жидкий блеск в быстрых темно-синих глазах (у Рудина)…» («Рудин»);

«…заплывшие глаза (у Бамбаева)…» («Дым»);

«…злые глаза (на старых портретах)…» («Три встречи»);

«…карие глаза (у князя N)… («Дневник лишнего человека»);

«…карие глаза (у незнакомца)…» («Три встречи»);

«…карие глаза, небольшие, но умные, ясные и живые…» («Мой сосед Радилов»);

«…карие, очень живые глазки (у Паклина)…» («Новь»);

«…крошечные глазки…» («Контора»);

«…крошечные голубые глазки (у  Харлова)…» («Степной король Лир»);

«…крошечные молочно-серые глазки (у Александра Иваныча)…» («Свидание»);

«…крошечными рыжие глазки (у Гиршеля)…» («Жид»); 

«…круглые глаза (у Кукшиной)…» («Отцы и дети»);

«… круглые, тусклые глазки (у Латкина)…» («Часы»);

«…лицо как у лисицы, нос шилом; глаза карие, светлые, тоже как у лисицы (у Пучкова)… («Часы»);

«…маленькие глаза…» («Контора»);

«…маленькие глазки…» (дважды!) («Хорь и Калиныч»);

«…маленькие голубые глаза…» («Бурмистр»);

«…маленькие жёлтые глазки…» («Певцы» ?);

«…маленькие карие глаза (у Паклина)…» («Новь / Черновик»);

«…маленькие, светлые, голубые глаза (у Наума Иванова)…» («Полстоялый двор»);

«…маленькие серые глазки (у отца Алексея)…» («Рассказ отца Алексея»);

«…маленькие тусклые глазенки (у Петра, слуги) …» («Отцы и дети»);

«… медленно моргавшие глаза…» («Касьян с Красивой Мечи»;

«…мутно-сладкие глазки (у некоего молодого человека)…» («Три встречи»);

«…мышиные глазки…» («Ермолай и мельничиха»);

«… небольшие глаза (у Теглева)… (« Стук… Cтук… Cтук!…»);

«…небольшие карие глаза…» («Бирюк»);

«…небольшие карие глазки…» («Льгов»);

«…небольшие серые глаза (у Бабурина)…» («Пунин и Бабурин»);

«…небольшие серые глазки (у Берсенева…» («Накануне»);

«…неподвижные хищные глаза (у безымянного  коменданта тюрьмы)…»  («Казнь Тропмана»);

«…огромные глаза…» («Бежин луг»);

«…очень живые глазки (у Телегина)…» («Старые портреты»);

«…печальные глаза (у Лукьяныча)…» («Три встречи»);

«…поросячьи глаза (у дворового парня)…» («Три встречи»);

«… прекрасные голубые глаза…» («Лебедянь»);

«… проворно моргал глазками…» («Контора»);

«…рысьи глазки Ермолая…» («Льгов»);

«…светло-голубые глаза…» («Хорь и Калиныч»);

«…светло-серые небольшие глаза (у Василия Фомича)… («Бригадир»);

«…светлые глазки (у zuckerp;ppchen Эмили*)…» («История лейтенанта Ергунова»);

* alias** Фридерики Бенгель.
**иначе (лат.)

«…светлые, карие глаза…» («Бурмистр»);

«…свиные угрюмые глазки (у Вонифатия)…» («Первая любовь»;

«… серые глазки (у Давыда)…» («Часы»);

«…сладкие карие глаза (у Шубина) («Накануне»);

«…с тёмным лицом и свинцом под глазами…» («Уездный лекарь»);

«…съёженные глазки (у “Огурца”)…» («Бригадир»);

«…съёженные глазки…» («Малиновая вода»);

«…тёмные глаза… эти счастливые глаза (у незнакомки)…» («Три встречи»);

«…тёмные глазки (у казнённого Тропмана…)» («Казнь Тропмана»);

«…толстое, коротконогое созданьице (о рисованной фигуре Чичикова) с крошечными глазками…» («Современные заметки» <1847>);

«…угрюмые свиные глазки…» (у мадам Фритче). («История лейтенанта Ергунова»);

«…чёрные большие глаза (у незнакомки)…» («Три встречи»);

#
Повествователь не может удержаться от прекрасной метафоры даже описывая небо: «…из-за раздвинутых туч показывалась глазурь, ясная и ласковая, как прекрасный глаз» («Свидание»);

#
А вот как мастер рисует портрет Белинского: «Я не видал глаз более прелестных, чем у Белинского. Голубые, с золотыми искорками в глубине зрачков, эти глаза, в обычное время полузакрытые ресницами, расширялись и сверкали в минуты воодушевления; в минуты веселости взгляд их принимал пленительное выражение приветливой доброты и беспечного счастья». («Воспоминания о Белинском» <1869>)

#
Тургенев о Гоголе (1851):
«В небольших карих глазах искрилась по временам веселость — именно веселость, а не насмешливость; но вообще взгляд их казался усталым».

#
Об альбоме рисунков А.А. Агина, изданном в 1847 г.: “Сто рисунков к „Мертвым душам“: «…главный промах — фигура Чичикова. Это толстое, коротконогое созданьице, вечно одетое в черный фрак, с крошечными глазками, пухлым лицом и курносым носом, — Чичиков? да помилуйте, Гоголь же сам нам говорит, что Чичиков был ни тонок, ни толст, ни безобразен, ни красив. Чичиков весьма благовиден и благонамерен; в нем решительно нет ничего резкого и даже особенного, а между тем он весь с ног до головы — Чичиков.

#
А теперь, в завершение наших выписок, отметим, что рисуемые автором глаза героя или антигероя выглядят как бы «отдельно» от их натуры, то есть крайне редко увязываются с их же психологическим портретом, как это, скажем, характерно для прозы Бальзака; в бальзаковских текстах глаза персонажей всегда, и это правило без исключений, в гармоничном единстве с их духом и душевным настроем…