Гентский алтарь

Зарина Морская
Я писать разучилась стихи!
Ты за это меня не кори.
Где-то там, на дорогах Европы
Мой талант стихотворный лопнул…

Были силы все отданы взорам,
Что блуждали по готике древней,
По каналам, мостам и соборам –
Жизни, нам совсем неизвестной!

Трудно сразу войти в прежний ритм
Забот семейных, служебных и разных,
Мешает древней истории стиль
И влияние вех эпохальных…

Надо выплеснуть все впечатления,
Вам поведать про своё путешествие –
Лишь тогда станет легче дышать
Коль сумею всё Вам рассказать…

Я попробую…
Вдруг получится?...

++++++++

Старинные храмы… Что мы знаем о них?
К их тайнам – науки интерес не утих!
«Гентский алтарь»… О нём спорят веками!
Но делиться секретом не хочет он с нами…

Сколько раз его крали из родного собора!
А храм подвергался жестоким разорам…
Но годы летели, его вновь возвращали,
На прежнее место в собор водружали.

Но от этого тайн не становится меньше,
Они окружают Алтарь, как и прежде!
Я поделюсь с Вами тем, что узнала,
Когда в этот раз собор навещала…


++++++++

   Гентский алтарь — церковный створчатый алтарь(алтарь-складень) в
католическом кафедральном соборе Святого Бавона в бельгийском городе
 Гент(провинция Восточная Фландрия). Создан по заказу Йоса Вейдта
 (нидерл. Joos Vijdt), богатого донатора церкви Святого Иоанна Богослова
(XV век), позднее ставшей собором Святого Бавона (1561), для личной
капеллы его жены.

   Надпись на алтаре сообщает, что он был начат Губертом ван Эйком,
«величайшим из всех», и закончен его братом Яном, «вторым в искусстве».
   Освящён 6 мая 1432 года.

   Алтарь состоит из 24 панелей, на которых изображены 258 человеческих
фигур. Высота алтаря в центральной части достигает трёх с половиной метров
ширина(в раскрытом виде) — пяти метров. Картины, из которых состоит алтарь,
расположены на внешней и внутренней стороне алтаря.

   Темой алтаря является поклонение Агнцу из Откровения Иоанна Богослова,
 согласно которому пророки, праотцы, апостолы, мученики и святые стекаются
к алтарю, на котором стоит Агнец.

   В центре верхнего ряда раскрытого алтаря изображен Бог-Отец, сидящий
на престоле (ряд исследователей считает, что это не Бог-Отец, а Иисус
Христос). У его ног лежит корона, символизирующая превосходство над всеми
царями. Слева и справа от престола — изображения Богоматери и Иоанна
Крестителя.
 
   Далее следуют изображения музицирующих ангелов. Ангелы изображены без
крыльев. Один из ангелов (святая Цецилия) играет на органе с металлическими
трубами. Завершают ряд обнажённые фигуры Адама и Евы. Над ними расположены
сцены убийства Каином Авеля и жертвоприношение Каина и Авеля.
   В середине нижнего яруса изображена сцена поклонения жертвенному агнцу, символизирующему Христа.
   Перед жертвенником расположен фонтан — символ христианства. Слева от
фонтана — группа ветхозаветных праведников, справа — апостолы, за ними
папы и епископы, монахи и миряне.
   На правых боковых створках изображены шествия отшельников и пилигримов.
 На левых створках — шествие воинства Христова и Праведных Судей.

   При расчистке алтаря в начале XIX в. на нижней раме внешней его стороны
 было обнаружено едва различимое четверостишие(гекзаметром) на латинском
языке, на основании которого искусствоведы и сделали важные заключения
об авторах алтаря:
             PICTOR HUBERTUS EEYCK. MAIOR QUO NEMO REPERTUS
             INCEPIT. PONDUS. QUE JOHANNES ARTE SECUNDUS
             [FRATER][2] PERFECIT. JUDOCI VIJD PRECE FRETUS
             VERSU SEXTA MAI. VOS COLLOCAT ACTA TUERI
   Если буквы, V,U,X,M,T,V.C,L,L,C,C.U,I из нижней строки стиха
представить как римские цифры (U=V) и сложить их, выйдет 1432 — предполагаемая дата создания шедевра.

   Как и всякое чудо, алтарь окружен тайной.
 
   Энциклопедии честно признаются, что смысл его иконографической
программы остается до конца неясным. Книги искусствоведов, которые ее
пытаются толковать, походят на предсказания Нострадамуса.

   Почему Бог-Отец напоминает не католического, а православного Бога и
обут в черные кожаные ботинки, которые больше бы подошли Сатане? Почему
Ева держит в руках экзотический лимон, а не привычное яблоко? Почему в
сцене Страшного Суда изображен только Рай и нет Ада? Возникла даже теория,
 что Гентский алтарь — зашифрованное послание тамплиеров о том, где
спрятан Святой Грааль, ведь именно эта священная чаша написана
 в самом центре. Много веков за алтарем и охотились, как за чашей Грааля,
но почти мистическим образом каждый раз он возвращался в свой родной собор

    Некоторые читатели не поняли, как получается год создания Алтаря из
латинских букв приведенного четверостишия. Дело в том, что цифры
в ту эпоху обозначались заглавными буквами латинского алфавита.
Например, 1000 обозначалась М, 100 – С и т.д.

    Перевод текста чеверостишия звучит так:
«Начал [работу] художник Губертус ван Эйк, лучше которого не нашлось.
Довел до конца Иоганнес, брат [его], следующий в искусстве, по желанию
Йодокуса Вийда; этим стихом он поручает вашему покровительству то, что
было завершено 6 мая [1432 г.]».
  А выделенные буквы последней строки обозначают год завершения работы – 1432.
Получается это так:

M = 1000,  C+C+C+L+L = 400,  X+V+V+U+U = 30,  I+I = 2