Ключи времени. Взятие Ростова

Автор Александр Владимирович
Книга первая
(Героический рассказ о взятии Ростова Дроздовцами апреля 1918года.)
Героическое сражение Белой гвардии Дроздовского полка с Красноармейцами.

Действующие лица:
Участники Дроздовского полка;
Генерал-майор Михаил Гордеевич  Дроздовский,
Авангард с конно-горной батареей, вместе с броневиком «Верный»,
Команда Валериана Владимировича Семенова,
Михаил Антонович Жебрак (Жебрак-Русанович),
Конница белогвардейцев во главе с генералом Михаилом Кузьмичем Войналовичем,
Штаб-ротмистр Аникеев и его эскадрон,
Ротмистр Двойченко,
Есаул Фролов,
Подполковник Медведев.

Глава первая
Дыхание города перед боем.
   Остановка ветра колышущего деревья во время урагана пронизывало душу неприятным холодом.
В этом изменении чувствовалось что-то зловещее. Дыхание становилось сбивчивее, а пульс набирал обороты. В этом сиюминутном изменении, город замирал на вечность. А вечность оставалась такой же, как и с начала своего появления в этот мир. В этой прозе жизни хватало места для всего живого и не живого. На каждом круге отчетливо отдавались все моменты происходящего для всего, что существовало в этом мире. Отголосками прошлого и будущего строился новый ни кому не изведанный мир. Все, что втекало и вытекало, изменяло и преображало в прогрессе и регрессе, но все-таки красоту мира с ее неизведанными мгновениями вечности.
   По городским улицам и магистралям отражаясь в стеклах домов, в поисках ответа проходило время. Скрупулезно огибая все имеющиеся препятствие в раструбах переулков, в поисках ответа, время сеяло доброе, вечное. Ее шаги оставляли отпечатки, на дорогах поднимая пыль времени. Во и вне ее, ощущалось размеренное спокойствие каждой клеточкой кожи. В ее дыхании было что-то умиротворяющее.
Глава вторая
Дроздовцы.
   Дроздовский полк отличался порядком в войсках, бесстрашием и смелостью за правое дело. Военная форма в полку была особенно отличительной, от других белогвардейских частей и армий. Офицеры и нижние чины носили отличительные малиновые фуражки с белым околышем и малиновые с белой опушкой погоны с жёлтой литерой «Д». Дроздовцы-пехотинцы носили малиновые (цвет погон стрелковых частей русской императорской армии) погоны с чёрно-белым кантом. Фуражку - с малиновой тульей и белым околышем. Черная форма, так любимая остальными цветными частями у Дроздовцев встречалась редко. Знаменем полка являлся знаменный флаг 1-го Морского полка Отдельной Балтийской морской дивизии ставший знаменем еще отряда Дроздовского при походе Яссы-Дон.

Глава третья
Сражение.
   Нарушая спокойствие, вдали показался, поднимая клубы степной пыли эскадрон во главе с красным комдивом. Грохот тачанок с цоканьем копыт и бряцанием шашек висевших на боку, предвещало жестокий и кровопролитный бой. Все происходило во имя ни кому не нужной крови. Алый бант, развевающийся на груди комдива горевший красным пламенем, был тем самым символом ни кому ненужной крови. Уставшие красноармейцы под вечер расположились близ города на отдых для сна, чтобы с утра с новыми силами нанести удар по Белогвардейскому Дроздовскому полку.

   По разведданным Красногвардейские части были в несколько десятков километров от города. Дроздовские полки под командованием генерала Семенова готовились к атаке.
   21 апреля в Страстную субботу, есаул Фролов с казачей сотней и артиллерийским расчётом которого прикрывали  офицерские стрелковые роты, кавалерийские эскадроны двинулись в тыл к Красноармейцам. С минимальной скоростью, в арьергарде атакующих двигался Броневик «Верный».
   Чтобы скрытно подойти к пригородам в наступающих сумерках и атаковать, запрещалось даже курить, чтоб не нарушать маскировку. Строго по назначеному времени 22:00, чтобы не подавать сигнала даже одиночным выстрелом, началась атака.
Все сторожевые заставы большевиков крепко спали после утомительного пути в стан Дроздовцев. И лишь когда Белогвардейские цепи подошли к первым пригородным строениям совсем вплотную, Красногвардейцы смогли лишь открыть беспорядочную стрельбу по добровольцам Дроздовского.
   Как всегда конный дивизион двигался в авангарде с конно-горной батареей, вместе с броневиком «Верный». Основная команда Валериана Владимировича Семенова задержалась и прибыла уже позже 22:00. Колонна Семенова насчитывала: 2-й батальон, 1-я рота, артиллерия, радио, обозы, 2-я рота. Михаи;л Анто;нович Жебра;к (Жебра;к-Русано;вич) с частью полка охранял тыл колонны. Конница Белогвардейцев во главе с генералом Михаи;лом Кузьми;чем Войнало;вичем игнорируя численное преимущество противника, внезапно вынеслась из-за спины пехоты. Дроздовцы в момент нападения грянули полковой гимн:


О, Боже Правый, изнывает
Под гнетом Русь – спаси Её!
Тебя народ твой призывает,
Яви Ты чудо нам свое.

Припев:

Смелей, Дроздовцы удалые!
Вперед без страху! С нами Бог! С нами Бог!
Поможет нам, как в дни былые
Чудесной силою помог. Да, сам Бог!

Завет священный выполняя,
Того, чей глас давно умолк,
Идет, Россию избавляя,
Вперед Дроздовский славный полк.

Припев.

Господь послал нам испытанья
И бремя тяжкого труда,
Но, несмотря на все страданья,
Мы не сдадимся никогда.

Припев.

Услышим снова приказанье:
«Вперед, Дроздовцы, в добрый путь!»
И боевое нам заданье –
Свободу Родине вернуть.

Припев.

Значок малиновый взовьется
Пред фронтом нашего полка.
И сердце радостно забьется
В груди у каждого стрелка.

Припев.

Вперед поскачет Туркул славный,
За ним Конради и конвой.
Услышим вновь мы клич наш бранный,
Наш клич дроздовский боевой.

Припев.

Прорвав оборону красных, с воодушевлением преследовала их по узким улочкам ночного города до самого вокзала, достигнув цели своего нападения. Штаб-ротмистр Аникеев и его эскадрон, не встретили почти совсем ни какого сопротивления.
   Полковник Михаил Кузьмич Войналович был со своей конницей один из первых, кто прибыл на вокзал.
   После длительной беседы с Дроздовским начальник штаба обрисовав планы наступления, уговорил Михаила Гордеевича уйти в первую линию штурмующих.
Следуя за начальником штаба бригады, несколько всадников 1-го эскадрона ворвались на станцию. Там находилось несколько эшелонов с Красной гвардией. Полковник юрко спрыгнув с коня в несколько прыжков достиг входа в здание вокзала, имея при себе револьвер, но в мгновения око был в упор застрелен случайно находившимся там Красноармейцем. Спешивший эскадрон прибыл к уже остывающему телу своего полковника, погибшим едва ли не первым. Эскадрон, увидев своего полковника убитым, завязал кровавый, но короткий, а поэтому героический бой. Дроздовцами под полный контроль был взят вокзал вместе с прилегающими к нему территориями. Ротмистр Двойченко со 2-м кавалерийским эскадроном в это же время занял станцию Ростов-Товарная. Ошеломляющий удар с молниеносной победой Белой гвардии ошеломил Красный гарнизон, посеяв среди них панику. От такого внезапного нападения артиллерия Красной гвардии открыла беспорядочную стрельбу, и в спешном порядке отступала с эшелонами поездов в сторону Батайска. Чтобы развить успех Белогвардейцы по распоряжению Дроздовского в поддержку коннице был отдан приказ основной колонне ускорить движение. Была выслана 3-я рота с легкой батареей с приказом двигаться рысью. Атаковавшие имея численное превосходство и прекрасную текущую дислокацию начали ночной кровопролитный бой. Однако кавалерия Дроздовцев так и не продвинулась дальше вокзала и товарной станции. А красные даже смогли в несколько контратак оттеснить ее за Темерник, ближе к Ростову. За все время кровопролитного ночного боя за Ростов они потерпели первое и единственное поражение. Наступление основных сил Белой гвардии при поддержке артиллерии началось ровно в полночь. Когда в Ростов ворвалась пехота, подполковник Медведев и его гаубичный взвод находясь на высотке, как по сигналу открыл прицельную стрельбу из орудий. Офицерские расчеты с такой точностью поражали большевистские очаги сопротивления на вокзале и их эшелоны, что последние вынуждены были, спасаясь бегством уйти по мосту на левый берег Дона и в Батайск. Броневик «Верный» ворвавшись в центр города, дополняя полную картину успеха, начал вести шквальный огонь из всех своих 4-х пулеметов. Ночная атака
«дроздов», даже не введя все свои резервы в бой, завершилась позорным проигрышем противника и взятием города Ростова под свой полный контроль.
   Растворившись в большом городе белый отряд, казавшийся многочисленным, преследовал отдельные группы чекистов и  комиссаров. Многие из них пытались укрыться на частных квартирах, но были найдены почти все до одного.
   Красные войска, с позором проигравши бой, спешно покидали Ростов, уходя на Нахичевань-на-Дону. Под огромным впечатлением от внезапного нападения и полным разгромом большевиков и их армии, не успевшие скрыться, массово сдавались в плен. Советское руководство стало спешно покидать город Ростов занятого армией генерала Дроздовского и отдало приказ всем не попавшим в плен Красноармейцам с первыми же прибывшими поездами так же спешно покинуть город.
Глава четвертая
В освобожденном городе.
   Дроздовцы после взятия Ростова, на занятом вокзале организовали пункт записи добровольцев во 2-ю роту Сводно-стрелкового полка. После объявления о записи в добровольцы, к ним стала стекаться со всего города и пригорода ростовская молодежь. В два часа ночи на организованный на вокзале пункт прибыл сам М. Г. Дроздовский. Командира Белой гвардии, чтобы с ним похристосоваться обступила толпа горожан. Участник похода Дроздовцев Яссы-Дон Антон Васильевич Туркул, белоэмигрант в своей книге «Дроздовцы в огне»  так описывал вступления Дроздовцев в Ростов:
На улицах встречались горожане-богомольцы, шедшие к заутрене. С полуротой я подошёл к собору; он смутно пылал изнутри огнями. Выслав вперёд разведку, я с несколькими офицерами вошёл в собор… Впереди качались, сияя, серебряные хоругви: крестный ходтолько что вернулся… А на нас сквозь огни свечей смотрели тёмные глаза, округлённые от изумления… С недоверием смотрели на наши офицерские погоны, на наши гимнастёрки. Никто не знал, кто мы. Нас стали расспрашивать шёпотом, торопливо. Мы сказали, что белые, что в Ростове Дроздовский. Тёмные глаза точно бы потеплели, нам поверили, с нами начали христосоваться…

И как во сне, необычайном и нежном, подошла к нему маленькая девочка. Она как бы сквозила светом в своем белом праздничном платье. На худеньких ручках она подала Дроздовскому узелок, кажется с куличом, и внезапно, легким детским голосом, замирающим в тишине, стала говорить нашему командиру стихи. Я видел, как дрогнуло пенсне Дроздовского, как он побледнел. Он был растроган. Он поднял ребенка на руки, целуя маленькие ручки.
   После взятия города им досталось огромное количество трофеев из военных запасов красных.
   Тем самым боем с превосходящими силами Красноармейцев они смогли первые оказать помощь войску Донскому, смогли перетянуть из Новочеркасска большие силы большевиков и задержав тем самым красные части, что позволило Южной группе казачьего ополчения полковника Святослава Варламовича Денисова, которые штурмовали столицу Области Войска Донского – взять город. Спустя несколько дней войскам Денисова удалось внезапно атаковать во фланг наступавшим красным и тем самым отстоять свою столицу. Из самых главных потерь в бою за Ростов войскам Дроздовского стала гибель полковника Войналовича, в то время, находясь на посту начальника штаба. Потеря ближайшего помощника командира, который прошел с отрядом путь от Ясс до Донской земли. Отвага М. К. Войналовича служила ярким примером для походников и была невосполнимой утрата блестящего тактика и прекрасного командира которого любили и уважали в полку все солдаты, за его опеку к каждому из них. Михаил Гордеевич Дроздовский так описывал в своем дневнике гибель М. К. Войналовского: «Я понес великую утрату – убит мой ближайший помощник, начальник штаба, может быть единственный человек, который мог меня заменить». После воссоединения Дроздовцев с Добровольческой армией в конце мая 1918 года М. Г. Дроздовский  организовал отряду парад на площади станицы Егорлыкинской  в присутствие всех чинов белого командоования. Вызвав перед строем трех добровольцев, Михаил Гордеевич сам лично наградил за отважный бой за Ростов и блистательную победу во взятии города солдатскими Георгиевскими крестами.
Сын офицера, петроградский кадет Николай Новицкий был в числе награжденных, вступивший в ряды в Яссах, прошедший в последствие все горнило Гражданской войны. Эти три Георгиевских кавалера белой России во время прохождения офицерского стрелкового полка Дроздовцев шли строем впереди полковой колонны.