Будущее образования как я его вижу. Часть 2

Дарья Вольная
Это продолжение размышлений на тему образования.
Едем дальше, и приезжаем в ВУЗ. И вот стоит лектор, да, опять у доски. И опять из года в год одни и те же лекции. Я представила себя на месте лектора. Про попугая я уже писала. А вообще-то все вузовские преподаватели, имеющие степень, должны заниматься научной работой. А когда им это делать? В промежутках между лекциями и оформлением методической отчетности? Какой сакральный смысл в стоянии перед группой студентов? Возможность для студентов получать немедленные ответы на свои вопросы. Допустим. Но на многое ли может ответить преподаватель здесь и сейчас? В доброй половине случаев это «я отвечу на следующем занятии», если вообще есть возможность задавать вопросы. А теперь представим, что курс лекций упакован в формат виртуальной реальности. Хочешь - читай, хочешь - слушай, хочешь - прокрути речь преподавателя 10 раз, пока не дойдет. Возьмем, допустим, курс иностранного языка. Попалось, скажем, неизвестное слово. Выбираем словарь, смотрим его значение и транскрипцию. Одним движением. Мало? К вашим услугам огромная библиотека цифровых текстов, где можно увидеть, как это слово употребляется в контексте. Опять мало? Выбираем видео, где носители что-то говорят, используя это слово, выражение, предложение, термин. Последний, кстати, может принадлежать к разным отраслям знаний. Есть такие слова, значение которых не поймешь, пока не увидишь. Это касается большинства специализированных сфер перевода. Что такое, например, midsole? Средняя часть подошвы, прослойка, придающая кроссовкам определенные характеристики – упругость, амортизацию, прочность. Чтобы понять, что это, можно потратить день. Гораздо нагляднее было бы показать это на модели кроссовка, который разбирается как конструктор с названиями каждой детали. Или, допустим, химия. Изучаем определенный тип реакций в виде формул. А что это у нас за сложное соединение? Взяли – развернули название в объемную модель и проверили каждую цепочку. Но вернемся к преподавателю. При такой постановке вопроса его задача – разработать курс лекций со ссылками на внешние источники. Чтобы не было необходимости студенту верить преподавателю на слово, если материал основан на других источниках. Полный контекст всегда можно посмотреть и копнуть глубже, а кому надо еще глубже – где нижний предел – таблица умножения, а верхний – наиболее сложные теории современной науки. И каждый лектор встраивает в эту глобальную систему свою цепочку знаний, связывает ее с другими цепочками, формирует межпредметные связи. Проводит отдельные очные консультации по конкретным вопросам и большую часть времени занимается научной работой. Мы получаем на выходе виртуальную вселенную знаний и обучения, которая предполагает отказ от некоторых границ и методик и смену экономической модели образования. И речь не о том, как к этому относиться, эта модель, на мой взгляд – кратчайший и очевидный путь развития. А прогресс всегда идет по кратчайшему пути.