Наш современник, актёр Александр Абдулов - Проза,

Александр Гусарин
Человек, облечённый невероятным актёрским талантом обычно обладает натурой сложной, тонкой и не всегда понятной для окружающих. Играя, даже незначительные  роли такие люди привносят в них свою особенную жизненную силу, которая чувствуется и принимается нами, потому что это на редкость откровенное и настоящее. Как раз тем и притягательна для широкой публики подобная личность. Зритель подсознательно отвергает любую шаблонность, ему гораздо интересней герой харизматичный, выходящий за рамки неких правил и общепринятых представлений. Таким актёром, человеком и нашим современником является Александр Гавриилович Абдулов, советский и российский актёр театра и кино, кинорежиссёр, народный артист РСФСР с 1991 года.

Александр Абдулов родился в театральной семье, в городе Тобольск, Тюменской области 29 мая 1953 года. Его отец, Гавриил Данилович Абдулов в то время имел должность режиссёра местного театра. Мама – Людмила Александровна Крайнова на тот момент занималась детьми и семьёй.

Судьба Александра Абдулова на всём протяжении жизненного пути преподносила ему самые невероятные сюрпризы, жизнь актёра оказалась наполнена различными странными и порой даже мистическими эпизодами. Череда этих проявлений началась в момент, когда он даже ещё не родился. Дело в том, что в семье Абдуловых на момент беременности Людмилы Александровны подрастало два сына, старшие братья Саши, но мама всегда и очень сильно хотела девочку. Рожать третьего сына и тем самым лишиться надежды на девочку мама не желала и поэтому всерьёз подумывала об аборте. В то время прогнозирование рождения детей не имело такой высокой точности, поэтому врачи, решив сохранить жизнь ребёнку и здоровье женщины – просто сказали, что ожидается девочка. Тем самым они спасли не только жизнь Александра Абдулова, но и способствовали рождению великого актёра. Нужно добавить, что мама Саши даже после родов не отказалась от своей мечты, и следующим её шагом был тайный сговор с соседкой по палате, у которой родилась третья по счёту девочка, с целью обмена детьми. Однако, узнав о планах супруги, Гавриил Данилович на корню пресёк подобные мысли.

Вскоре семья Абдуловых переехала в Узбекистан. Отец в Фергане основал городской драмтеатр и стал его режиссёром, а Людмила Александровна служила в этом же театре костюмером и гримёром. Так Узбекистан стал родиной для Александра Абдулова.
С ранних лет Саша стал погружаться в театральную жизнь, любовь к которой всеми силами ему прививал отец. Мальчик знал актёров театра, знал закулисную его жизнь, поэтому не удивительно, что в возрасте пяти лет он получил свой первый актёрский опыт. Папа задействовал сына в постановке «Кремлёвские куранты» и дал сыграть ему небольшую роль. Александр Абдулов через всю жизнь пронёс светлую память и благодарность своему отцу не только за его человеческие качества, за воспитание личности, но и за вдохновение творчеством.

Саша Абдулов был самым младшим сыном. Роберт Крайнов (от первого брака матери) и Владимир Абдулов являлись его старшими братьями. Впоследствии, спустя годы найдётся ещё один его брат по отцу – Юрий Абдулов, рождённый в предыдущем браке, но во время войны эта семья считалась пропавшей без вести, поэтому отец женился во второй раз.

Юный Александр Абдулов имел на редкость сложный характер. Учёба в школе его не привлекала, зато уличная жизнь манила свободой и реализацией неуёмного внутреннего потенциала. Будучи одним из первых хулиганов, мальчик сполна оправдывал свой «ершистый» нрав. Так Саша проходил свои детские «университеты». Ввязаться в драку, разбить окно, набедокурить с ватагой пацанов – это было его привычное состояние. Одно время он воровал различные химические вещества и делал взрывчатку, брал из маминой гримёрки компоненты грима и использовал его по прямому назначению, пугая при этом соседей. В целом дворовая жизнь будущей звезды наших киноэкранов кипела, как на вулкане. Но шли годы…

С трудом, но, в итоге окончив школу, Александр Абдулов стал интересоваться музыкой. Что не удивительно для той эпохи, увлёкся гитарой и даже смастерил себе инструмент сам. Отец всегда хотел, чтобы сын последовал по его стопам и для начала творческого пути, желал, чтобы он поступил в театральное училище им. Щепкина, поэтому Александр предпринял попытку поступить туда, но с первого раза это не получилось. По возвращению из Москвы Абдулов пошёл на факультет физкультуры Ферганского государственного педагогического института. Одновременно с учёбой Александр работает в театре отца рабочим сцены, помогает налаживать декорации и полновесно участвует в подготовительных и других процессах театра. Через год, в 1971 году он добивается своего и поступает в ГИТИС на курс И. М. Раевского.
 
Учиться в столь престижном учреждении, иметь при этом природный талант и страстную жажду реализации своего творческого потенциала, но не применять всё это на практике стало для Александра Абдулова тяжёлым бременем. Время, проведённое на первых курсах ГИТИСа, особой плодотворностью не отличалось. Всё, что доставалось Александру Абдулову – это скромное участие в массовках, но по понятным причинам удовлетворения в должной мере он от них не получал. Поэтому, когда в 1973 году, режиссёр Михаил Пташук предложил двадцатилетнему Александру сыграть роль героического морпеха в его дипломной работе «Про Витю, про Машу и морскую пехоту» (1974 г.), Абдулов с радостью откликнулся на участие в данной картине. Сокурсники отмечали впоследствии, что Александр Абдулов был несказанно счастлив новой открывшейся возможности и с головой погрузился в работу над ролью десантника Козлова. Первый опыт участия в полномасштабных съёмках стал полезен, но в итоге Абдулов никакого признания не имел и в общем никому не запомнился. Но уже через год сам Марк Захаров пригласил Александра Абдулова в прославленный театр «Ленком». Видимо, в дело опять вмешалась Судьба, потому что кроме самого приглашения талантливый студент сразу же получил и главную роль! В знаменитой постановке «В списках не значился» (автор Б. Васильев), Абдулову выпала роль лейтенанта Плужникова. Именно этот спектакль на сцене «Ленкома» открыл для актёра путь к успеху. В дальнейшем будут новые сложные, знаковые и удивительные роли, но произошедшее с ним в 1973 году – Абдулов запомнил навсегда.
 
Творческий путь актёра в театре «Ленком»:

1975 – «В списках не значился» Б. Васильев; режиссёр М. Захаров –лейтенант Плужников
1976 – «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» А. Рыбников; режиссёр М. Захаров – Хоакин
1976 – «Гамлет» У. Шекспир; режиссёр А. Тарковский – Марцелл
1979 – «Жестокие игры» А. Арбузов; - Никита
1981 – «Юнона и Авось» А. Рыбников; режиссёр М. Захаров – Фернандо Лопес, Человек театра, пылающий еретик
1983 – «Оптимистическая трагедия» Вс. Вишневский – Сиплый
1984 – «Дорогая Памела» Дж. Патрика – Брэд Виннер, субьект лет тридцати
1986 – «Диктатура совести» М. Шатров; - Верховенский
1986  – «Гамлет» У. Шекспир; режиссёр Г. Панфилов – Лаэрт
1988  – «Карманный театр» режиссёр П. Штейн; - «на карнизе»
1989 – «Поминальная молитва» Г. Горин; - Менахем-Мендель
1990 – «Школа для эмигрантов» Д. Липскеров; - Трубецкой
1997 – «Варвар и еретик» (по «Игроку» Достоевского) – Алексей Иванович
2005 – «Затмение» (по «Пролетая над гнездом кукушки») режиссёр А. Абдулов – Макмерфи
- «Всё проходит»
- «Школа с театральным уклоном»
- «Плач палача» - Палач

Роли в кино замечательного актёра можно описывать очень долго, дело в том, что за свою карьеру Александр Абдулов участвовал в съёмках 112 картин. Искушённому зрителю, так или иначе, знакомы эти образы, но мы рассмотрим наиболее интересные и знаковые из них.

«Обыкновенное чудо» (1978 г.), телевизионный фильм режиссёра Марка Захарова поставленный по одноимённой пьесе Евгения Шварца, где Александр Абдулов сыграл юношу-медведя, роль, которая принесла ему широкую известность.

«С любимыми не расставайтесь» (1979 г.) мелодрама Павла Арсенова по пьесе Александра Володина, стал следующим шагом к укреплению успеха актёра, а его главная роль Мити добавила ему ещё больше известности.

Стоит отметить и другие яркие роли Александра Абдулова, в которых он по своему обыкновению показывал высокопрофессиональный подход, где актёр искренне проживал часть своей, к сожалению, для многих, короткой жизни.

- «Карнавал» (1981 г.) Татьяны Лиозновой – роль Никиты
- «Ищите женщину» (1982 г.) детектив Аллы Суриковой – Робер
- «Чародеи» (1982 г.) Константина Бломберга – лирический герой Иван

Александр Абдулов имел очень широкое творческое амплуа, поэтому мог спокойно играть разноплановых героев, чему доказательством можно считать его комедийные и драматические роли.

В кинокомедиях:

«Самая обаятельная и привлекательная», «Формула любви», «За прекрасных дам!», «Тот самый Мюнхгаузен», «Гений».

В драмах:

«Храни меня, мой талисман», «Над тёмной водой», «Леди Макбет Мценского уезда».

Особняком стоит актёрская работа в телесериале «Мастер и Маргарита» (2005 г.) Владимира Бортко, где Абдулов сыграл Коровьева и эта роль ему блестяще удалась.

Можно долго продолжать нескончаемый список картин с участием Александра Абдулова. Актёр такой величины всегда пользовался успехом у зрителя и был востребован многими режиссёрами. Жизнь и творческая дорога сложилась для Абдулова на первый взгляд просто и довольно успешно, с другой стороны актёр ушёл в слишком раннем возрасте. Многое можно было ещё сделать, многое получить от жизни и отдать благодарным поклонникам со сцены, с экрана кино. Наиболее успешным периодом для Александра Абдулова считаются годы его сотрудничества с Марком Захаровым, а впоследствии с режиссёром Сергеем Соловьёвым, также с начала 90-х годов с режиссёром Виктором Сергеевым.

Александр Абдулов пробовал писать сценарии. Им был написан сценарий к фильму «Шизофрения» (1997 г.) режиссёра Виктора Сергеева. Карьера режиссёра Абдулова в игровом кино началась в 2000 году с выходом мюзикла «Бременские музыканты & Со», его извечная тяга и любовь к музыке воплотилась в этом фильме. Но ещё ранее в 1990 году им была снята полудокументальная картина «Задворки 3, или Храм должен оставаться Храмом».

Приятно осознавать, что мы являемся современниками актёра с большой буквы, настоящего человека, которому был уготован такой короткий, но в полной мере впечатляющий творческий путь. Александр Абдулов покинул этот мир 3 января 2008 года. Время летит слишком быстро и после смерти актёра прошло уже 11 лет, но светлая память о нём остаётся с нами в его ролях театра и кино, в том масштабном творческом наследии, которое смог оставить нам этот человек. Для многих Александр Абдулов жив, пока он говорит с нами с экрана художественных фильмов и документальных кадров интервью или театральных съёмок спектаклей, пока чувствуется энергетика его искренних чувств – добрая и такая близкая.

Благодарим Вас за всё это, Александр Гавриилович!