Изучаем Библию. Реферат 15

Михаил Моднов
Что, согласно Евангелию от Иоанна, совершит Дух Святой?               
 


Святой Дух есть Бог.

«Когда мы говорим, что Он есть Бог, мы имеем в виду то, что Он – Божество, один из членов Божества; Он обладает сущностью и качествами Божества… Сущность Божества неразделима, но Ипостаси божественной сущности отличаются друг от друга в служении и работе, которые они исполняют». Р.Ланьер «Вечная Троица».

Святой Дух есть Личность. Под этим подразумевается, что Святому Духу присущи все свойства личности – индивидуальность, характер, влияние, жизнь, воля, сила, умение.

Святой Дух неизменно сопровождал жизнь и учение Иисуса Христа. Он был зачат Духом, крещен с одобрения Духа, помазан Духом, силой Духа совершал знамения, был ведом Духом и Духом был воскрешен из мертвых. (Лука 1:35; Матфея 3:16; Лука 4:18; 11:15; 12:10;4:1-2; Рим 8:11)

Согласно Библии, Иисусу был дан Дух без ограничений. (Иоанна 3:34)

«Это было что-то особенное, специальное, что получил только Христос. Так как Христос получил Дух Божий «без меры», другие получили Дух Божий «с мерой», а это значит, что другие не получили полную меру того, что получил Христос» О.Гейтвуд «История Церкви от Иерусалима до Рима». стр.10

«Служение Иисуса было исполнено Духом. Он был помазан Духом. Он был Помазанник-Христос (Мессия)». Т.Олбрайт «Его любовь объемлет».

В прощальной речи Иисуса, описанной в главе 14 Евангелия от Иоанна, среди других важных тем рассматривается тема о служении Святого Духа.

Иисус сказал апостолам: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек» (14:16) Здесь продолжается мысль предыдущего текста. Если ученики будут продолжать свое дело на земле, тогда Иисус сделает Свое дело на небесах: «И Я умолю и даст вам…» Иисус называет Святого Духа allon parakleton – другой Утешитель.

«Греческое слово «Утешитель» в Синодальном издании – параклетос. Буквальное значение этого слова «призванный на сторону». Тот, кто трудится на стороне другого, является помощником». Т.Олбрайт «Его любовь объемлет».

Иисус Христос после Cвоего служения на земле должен был возвращаться на небо. Но Святой Дух придет к ученикам и никогда не покинет их. Таким образом, посредством Духа Сам Христос никогда не оставит их. «Не оставлю вас сиротами, приду к вам». Иоанна 14:18

Божественный помощник будет утешать, советовать и защищать учеников.

«Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам». 14:26

Во-первых, Дух научит апостолов всему, что им необходимо знать относительно духовного предназначения их самих и церкви, и относительно служения Самого Иисуса. Во-вторых, Он даст ученикам возможность помнить то, чему Христос учил принародно и в частных беседах.

«Когда же придет Утешитель, которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне; а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною». 15:26-27

Утешитель не должен был стать свидетелем Христа отдельно от апостолов и их деятельности. Ему надлежало свидетельствовать о Господе через апостолов.

Между Духом и апостолами есть очевидная и несомненная связь, которая доказывается сочетанием этих двух стихов в данном разделе, а также последующими событиями, описанными в книге Деяния Апостолов.

Уже после воскресения из мертвых Иисус сказал апостолам: «Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый, и будете Мне свидетелями…». Деяния 1:8

Иисус имел в виду крещение апостолов Духом Святым.

Некоторые люди думают, что все, кто рожден от воды и Духа, и были погружены в воду, крещены Святым Духом. Но мы должны помнить, что крещение Святым Духом является обещанием, данным Христом, а не повеление, выполняемое человеком.

Крещение Святым Духом – это одно, а крещение в воде – другое.

Крещение Святым Духом особенное; оно не всем обещано. В Новом Завете есть только два примера крещения Святым Духом: апостолы в день Пятидесятницы (Деяния 2:1-11) и в доме Корнилия. (Деяния 10:44-45)

В той же прощальной речи Иисус сказал: «Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо если Я не пойду, Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю его к вам». 16:7

В соответствии со словами Иисуса, приход Утешителя зависел от ухода Иисуса. Ибо как придет Святой Дух от Отца, если через жертву Христа не прекратится вражда, если Отец не примирится с естеством человеческим?

Отис Гейтвуд пишет: «На небесах Христос представил Себя и кровь Свою как выкуп за грехи мира. Поэтому апостолы и не могли идти благовествовать, пока это не совершится. Когда Христос «дошел до Ветхого днями», Ему была дана власть, слава и царство (Даниил 7:13-14). Будучи коронованным Царем всех царей и Господом, Он будет крестить апостолов Духом Святым». («История Церкви от Иерусалима до Рима»)

«И Он пришед обличит мир о грехе и о правде и о суде. О грехе, что не веруют в Меня». 16:8-9

Дух представит доказательства греховности людей, которые подействуют на их совесть. Захотят ли люди покаяться, побуждаемые обличениями Святого Духа, это другой вопрос. Но некоторые сделают это.

Святой Дух руками учеников совершит особенные знамения и чудеса, и если, увидев это, люди все же не уверуют , как же они не будут достойны осуждения? Мир будет осужден за грех неверия в Сына Божия.

«Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину; ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам». 16:13

Никодим сказал Иисусу: «Ты – Учитель, пришедший от Бога» Иоанна 3:2. От деятельности Иисуса, как Учителя, зависела вечная судьба людей. Если они принимали Его учение, то спасались. Если отвергали, то погибали. Иоанна 8:31-32. «Слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» Иоанна. 5:24

И вот такой Учитель должен был покинуть нашу землю!

Но в отсутствии Христа Дух будет руководить апостолами. Именно таким образом Иисус завершит Свое дело обучения – посредством деятельности Святого Духа.

Святой Дух наставит апостолов на всякую истину, а не на какую-то ее часть и даже не на большую ее часть. Таким образом, откровение, которое будет явлено ученикам посредством Святого Духа, не подлежит дополнению или добавлению.

Апостол Иоанн написал в своем втором послании: «Всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога». ст.9

Т.Олбрайт в своей книге «Его любовь объемлет» пишет: «Непрекращающееся присутствие Духа не открывает, однако, дверь для «Новых откровений» последних дней, которые дополняют или вступают в противоречие со словом апостолов. Важное знание, как утверждал Иоанн, уже было провозглашено».

Дух будет говорить о будущем. Наилучшее проявление Святого Духа в этом отношении – это книга Откровения, в которой Иоанн был вдохновлен описать победу и торжество церкви над всеми угрозами, нападками и гонениями.

«Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам». 16:14

Подобно тому как Сын прославляет Отца, так и Дух прославляет Сына.

По мнению Г.Элфорда, «этот текст убедительно свидетельствует против всякого рода дополнений и ложных откровений, которые появились после и помимо Христа».

Итак, в Евангелии от Иоанна написано о том, что совершит Святой Дух, Который вначале сойдет на апостолов. Деяния 1:8

«Некоторые из этих действий Духа могут быть ограничены руководителями ранней церкви. Но некоторые из них будут продолжаться вовек, поскольку Святой Дух будет продолжать пребывать со всеми учениками Иисуса вовек». Т.Олбрайт «Его любовь объемлет».

Теперь я хотел бы написать о том, как совершалось служение Святого Духа, о котором говорил Иисус Христос в 14, 15, 16 главах Евангелия от Иоанна.

В день Пятидесятницы (одного из трех главных иудейских праздников) на апостолов сошел Святой Дух. «И исполнились все Духа Святого и начали говорить на иных языках». Деяния 2:4

Апостол Петр произнес первую проповедь о смерти и воскресении Христа, и призвал иудеев уверовать, покаяться и креститься. И в тот день вошло в Царство Божие около трех тысяч. (Деяния 2:41)

О.Гейтвуд пишет: «Святой Дух изменил апостолов. Петр три раза отрекался от Христа во время суда. Апостолы оставили Христа и скрылись. (Матф. 26:25) Они испугались толпы, но в день Пятидесятницы, когда множество народа собралось там, где находились апостолы, они уже не боялись и не бежали от толпы. Почему? А потому, что они были крещены Святым Духом». («История Церкви от Иерусалима до Рима»)

В тот день Пятидесятницы были даны две меры Святого Духа:

     1. Чудодейственное излитие Духа, обещанное апостолам прежде.

       2. Обычный дар, который получает каждый христианин.

Три тысячи человек, крещенных в тот день, получили вторую меру Духа после своего крещения в воде.

В 3 главе Деяний мы читаем, как Святой Дух через Петра обличил иудеев: «Но вы от Святого и Праведного отреклись, и просили даровать вам человека убийцу, а Начальника жизни убили». Деяния 3:14-15

В 7 главе написано о Стефане. Он, будучи исполнен Духа Святого, бесстрашно обличал иудеев в речи перед синедрионом: «Кого из пророков не гнали отцы ваши? Они убили предвозвестивших пришествие Праведника, которого предателями и убийцами сделались ныне вы». 7:52

Дух Святой утешал апостолов и других христиан.

После избиения в синедрионе апостолы радовались, что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие. (Деяния 5:40-41)

Церкви же по всей Иудее, Галилее и Самарии при утешении от Святого Духа умножались. (Деяния 9:31)

Во времена ранней церкви, до того, как были написаны книги Нового Завета, апостолы возлагали руки на христиан (Деяния 8:17; 19:6) и давали девять духовных даров. (1 Кор. 12:1-11)

Когда все апостолы умерли, и умерли те люди, на которых они возлагали руки, чудотворные духовные дары в церкви прекратились.

В заключении своей книги «Его любовь объемлет» Т. Олбрайт пишет: «Он пришел как Спаситель, не только Израиля, но и всех, кто Его принимает. Из-за Божьего дара благодати в Сыне человечество теперь должно впредь сосредоточиться со всей серьезностью на том, чтобы уподобляться Христу».

Как же мы, христиане, можем уподобиться такой великолепной, божественной личности как Иисус Христос, Который  сошел к нам   с небес?

Конечно, только своими силами не сможем! Апостол Павел писал о положении человека, живущего вне Божьей благодати, то есть без помощи Святого Духа: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю». Римлянам 7:19

Но Господь нас не оставляет в таком бедственном положении. Каждый христианин получает в дар Божественного помощника – Святого Духа!

«Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?». 1 Кор. 6:19

Мы не одиноки в этом мире. Святой Дух помогает нам уподобляться Христу. Святой Дух помогает нам достичь вечной жизни на небесах.

Не правда ли, как велика любовь Бога к Своим детям! Мы можем постоянно радоваться, полностью полагаясь на Божьи обещания: «Ибо Сам сказал: «не оставлю тебя и не покину тебя». Евр. 13:5

«Ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем». Рим. 8:39