Преследователь

Михаил Щёкотов
 Величайший саксофонист мира… Charlie Parker… Out of Nowhere…

       Когда слушаешь Out of Nowhere видишь черно-белые фотографии прошлого и бешенные пиксели цветных будущего. Не очень веселого будущего. Время висит клочьями. Обворованные люди пьют кофе в бесчисленных кафе. Никто не грустит, потому что ни у кого не осталось мыслей. Никто не радуется, потому что ни у кого не осталось песен. Зачем цветные фотографии, если мир становится черно-белым?
       Только особый, особенный звук саксафона Чарли, - прерывистый, чуть хрипловатый, болезненный, звук, словно единственный звук, вырвавшийся, из всё втягивающей черной дыры, куда с визгом и с дьявольским хохотом катится весь мир, откуда нет возврата – проникает в сознание, давая или забирая последнюю надежду.

Хулио Кортасар написал в его честь рассказ «Преследователь».


       «Заправившись добрыми новостями и коньяком в кафе на углу, мы располагаемся в зале для прослушивания. Предстоит знакомство со «Страстизом» и «Стрептомицином». Арт просит погасить свет и растягивается на полу – так удобнее слушать. И вот врывается Джонни и швыряет нам свою музыку в лицо, врывается, хотя и лежит в это время в отеле на кровати, и четверть часа крушит нас своей музыкой. Я понимаю, почему его бесит мысль о распространении «Страстиза», – кое-кто мог бы уловить фальшивые нотки, дыхание, особенно слышимое при концовке некоторых фраз, и, конечно же, дикий финальный обрыв, острый короткий скрежет: мне почудилось, что разорвалось сердце, что нож вонзился в хлеб (он ведь говорил недавно о хлебе). Но Джонни как раз и не ухватывает того, что нам кажется ужасающе прекрасным, – страстного томления, ищущего выход в этой импровизации, где звуки мечутся, вопрошают, внезапно взрываются или глохнут под его рукой. Джонни вовек не понять (ибо то, что он считает поражением, для нас – откровение или, по крайней мере, проблеск нового), что «Страстиз» останется одним из величайших джазовых свершений. Художник, живущий в нем, всегда задыхался бы от ярости, слыша эту пародию на желанное самовыражение, на все то, что ему хочется сказать, когда он борется, раскачиваясь как безумный, исходя слюной и музыкой, очень одинокий, наедине с чем-то, что он преследует, что убегает – и тем быстрее убегает, чем настойчивее он преследует. Да, интересно, это надо было услышать – хотя, в общем, в «Страстизе» только синтезирована суть его творчества, – чтобы я наконец понял, что Джонни – не жертва, не преследуемый, как все думают, как я сам преподнес его в своей книге о нем (кстати сказать, недавно появилось английское издание, идущее нарасхват, как кока-кола), понял, что Джонни – сам преследователь, а не преследуемый, что все его жизненные срывы – это неудачи охотника, а не броски затравленного зверя. Никому не дано знать, за чем гонится Джонни, но преследование безудержно, оно во всем: в «Страстизе», в дыму марихуаны, в его загадочных речах о всякой всячине, в болезненных рецидивах, в томике Дилана Томаса; оно целиком захватило беднягу, который зовется Джонни, и возвеличивает его, и делает живым воплощением абсурда, охотником без рук и ног, зайцем, стремглав летящим вслед за неподвижным ягуаром».

Хулио Кортасар  "Преследователь"

Music: Charlie Parker –Out Of Nowhere
https://www.youtube.com/watch?v=qBrcY6svyWE