Утро счастливого дня

Димитрий Кузнецов
Дали заокские, жаркое лето,
Тихое ржанье коня...
Жизнь пролетела, но помнится это
Утро счастливого дня.

Жёлтое поле и солнечный лучик
В звоне разнеженных струн,
Милая Оля и юный поручик –
Нижегородский драгун. 

В небе парили тяжёлые дрофы,
Время текло для двоих.
Как он читал гумилёвские строфы,
Как она слушала их!

Сердце томилось осой в паутине,
Пела речная волна...
Так и остались на старой картине
Вечные – он и она.

Поле сгорело, как блеск эполета,
И, стременами звеня,
Жизнь пролетела... Но помнится это
Утро счастливого дня.
 ___________________
 * Иллюстрация:
    "Военная любовь" – картина Великой княгини
    Ольги Александровны (1882 – 1960).

Эти стихи появились у меня летом 2018–го совершенно случайно, когда шёл на работу, – мгновенно придумались, без всякой правки. Помню, у меня не оказалось с собой блокнота, и я позвонил другу – Оле Николаевой, которая записала стихи с голоса. И это – именно стихи по картине, вернее под впечатлением от картины. Тогда в Калуге проходила большая выставка художественных работ Великой княгини Ольги Александровны, младшей сестры нашего последнего Государя. Одна из представленных акварелей мне понравилась особенно: молодой офицер и девушка сидят, обнявшись, на берегу реки... Такой осколочек Старой России, окно в навсегда погибшую жизнь.

Сейчас эти стихи стали песней. Петербургский певец, композитор Валерий Павлович Корженский положил их на очень красивую мелодию, а исполнил вместе с актрисой и певицей Екатериной Бариновой. Получился оригинальный, трогательный дуэт. Спасибо огромное моим петербургским друзьям и соавторам!

Мне бы хотелось, чтобы новая песня стала своеобразным музыкальным посвящением замечательной русской художнице, светлому, очень скромному и достойному человеку – Великой княгине Ольге Александровне Романовой (Куликовской) и, конечно же, людям прежней России, оставшейся лишь в мемуарах, на картинах и фотографиях.

АВГУСТЕЙШАЯ ХУДОЖНИЦА

Великая княгиня Ольга Александровна Романова (Куликовская) – одна из немногих членов Императорской Семьи, спасшихся после воцарения в России коммунистической нечисти; жила в Дании, затем в Канаде, пережила всех прочих детей Императора Александра III. Как и отец, она предпочитала простоту и скромность во всём.

За свою жизнь написала более 2000 картин, доходы от продажи которых позволяли ей поддерживать семью и заниматься благотворительностью. В юности живопись ей преподавали лучшие художники России: Владимир Маковский, Кирилл Лемох, Станислав Жуковский... Ольга Александровна отличалась необыкновенной простотой в жизни и в общении. Сюжетами её акварельных картин были исключительно русские пейзажи, которые она писала до конца своих дней.

После неудачного брака с принцем Ольденбургским, вышла замуж по большой любви за офицера Кирасирского полка Николая Куликовского, в семье родилось двое сыновей. Всю Великую войну Ольга Александровна проработала сестрой милосердия. В эмиграции была далека от всякой политики, но в годы Второй мировой войны помогала русским пленным, а в 1945–м и позже старалась помочь тем, кто избегал выдачи советским карательным органам. В результате, сталинское правительство предъявило Дании ноту протеста в связи с тем, что Ольга Александровна помогает русским на чужбине — «врагам народа», и весной 1948 года, спасаясь от преследований Джугашвили (Сталина), семья перебралась в Канаду.

Умерла Ольга Александровна в 1960 году в возрасте 78 лет, через два года после мужа. Была отпета в православном храме Торонто, где в карауле у гроба стояли офицеры 12–го гусарского Ахтырского Е.И.В. Великой княгини Ольги Александровны полка "Ольгины гусары", шефом которых она стала в 1901 году.