Обзор весеннего лонга от Егора Мирного

Литературный Фестиваль Рунета
С наилучшими пожеланиями для всех участвующих.

Мои 12 отобранных текстов*:


27. Сибирский Волк «На поводке вдвоём идут...» http://www.stihi.ru/2018/09/02/2247

*
На поводке вдвоём идут
душа и имярек,
выгуливая ад в саду,
который человек,

вытягивая выдох-вдох
в пространство для небес
и шар зимы, который лжёт,
что их, возможно, нет.

Их шея тонка, но крепка,
и кадыка клубок
выманивает облака
на смерти их манок.

Охоту совершив, они,
как Фибоначчи ряд
идут уже без поводка
и повода, а сад

за ними в снеге и дожде,
и в снеге и дожде
растёт в один их долгий вдох
и выдох на столе.

---------------------------
масса узнаваемых оборотов

"выгуливая ад в саду,
который человек,"

"и шар зимы, который лжёт,
что их, возможно, нет."

Но, каюсь, только после третьего прочтения понял, чьё же творчество, очень давно не читал автора.
Определённый пласт моих произведений не такого давнего прошлого был ориентирован именно на такую поэтику, и изначально это почти сыграло против этого текста. Перечитывание всё перевернуло.
Это как писала Ксения Чарыева: "cентиментальность отравит мне жизнь..."


5. Соэль Карцев «комариное поле» http://www.stihi.ru/2019/01/08/585

1.
Привести в беспорядок дела,  
удалиться,  в чём мать родила:
пусть потом разбираются,  что ли,  
те, кто знают как лучше и как
с наших зевсом забытых итак
уходить в комариное поле,
где ни страха, ни зла до поры,
только злые снуют комары
и пищат. Для того чтоб напиться,  
не хватает им крови, и мгла,
как лукавая чья-то молва,
затеняет их узкие лица.

Я бы плыл к незнакомым мирам,
возвещая,  что мир  комарам,
и кричал бы, на них непохожий,  
о добре, о любви, о делах,
что остались, — от ног моих прах
отряхал бы, в невидимость вхожий.

2.
Увеличить фасеточный вид,
а внутри — не зудит, не болит,
как на пляже в каком-нибудь суссе,
поводя комариным зрачком,
в комариные дали влеком,
наблюдать, как над полем несусь я.

Для души растаможка — пустяк:
как приспущенный в трауре стяг
позволяет отмерить живущим,
что до вечности пара шагов,
так и ей, выходя из оков,
не ломиться в геенны и кущи.

Не фантом, а набросок, эскиз —
комариное поле,  и вниз
с эмпирея срываюсь в него я.
Ни угла, ни шатра, ни норы —
только злые снуют комары
и мешают постигнуть иное.

------------------------
Не сказать чтобы очень яркая и выразительная картина в итоге, мне хотелось бы, может, более суховато-хлёсткой атмосферы для всеобщей комарийности, тождественной их физической форме, что ли. Но при всей некоторой скучности описания, гнёт атмосферы некий всё-таки вырисовывается, и это стало плюсом в выборе.


10. Дмитрий Близнюк «фотографии островов» http://www.stihi.ru/2019/01/17/3154

ребенок не научился прятать разочарование.
а лес наполняется снегом, как вены холестерином, 
наш домик в деревне — ковчег для четверых и всей свиты: 
собака, кошка, нутрии, куры, теленок в закутке. 
а лес наполняется снегом, как память — белым мокрым пеплом 
прожитого, но почему же я ничего не могу разглядеть? 
трактор чистит дорогу мощной клешней, фырчит, тарахтит,
его электроглаза без век и ресниц дрожат, как у краба, на спицах.
зачем я приехал сюда — в холодную белизну — писать новый роман?
улитка с ноутбуком. здесь настоящая зима, ее можно потрогать пальцем,
как спящего гризли, — аккуратно выломав лед в закупоренной берлоге:
чувствуешь запах прели и мокрой псины, ягодное дыхание?
бессонный зверь, я вернулся к тебе, 
жить с тобой в гудящем тепле, есть жареную картошку,
цедить сироп твоих золотых волос, просто так касаться тебя —
не ради похоти или продолжения рода, 
и разбирать по утрам монотонный бубнеж вьюги.
я смотрю на зиму из твоего лица. все мы прячемся 
за толщей стекол-одиночеств, смотрим в иллюминаторы,
и зимняя ночь проплывает мимо, и над нами словно круизный лайнер —
там созвездия-миллионеры пьют квазарный сок 
и щебечут непонятные фразы на языке черных дыр.
а лес наполняется нашими стеклянными трофеями, статуями, 
милым бессмыслием. мельтешат белые хлопья, 
но не твои ресницы — осмысленные жнецы с шелком, серпами и сажей. 
все эти воспоминания — фотографии островов. на некоторых есть мы. 
но мировая необитаемость сводит с ума, и я уже смотрю на мир 
в прошедшем времени, как звезда, испустившая свет, 
и свет вернулся к звезде, отраженный от будущей монолитной тьмы.
любимая, мы одни. и лисица кричит в лесу — так издает писк 
наш старенький картридж на принтере. 
распечатай же зимние вечера, где есть мы, наша семья,
пока зимний лес заполняет меня.
сколько же священной голодной пустоты 
(снаружи и внутри), 
готовой принять любой осмысленный хлам, звук, лик.

-----------------------
Противоречивое ощущение. Чересчур яркое сравнение второй строки здесь сыграло злую шутку, отвлекло и расслабило. Но частичная навязчивость текста тоже постепенно была рассеянна, автор всё-таки толково расставил противовесы в теле текста, так что он и не усыпил, и не заставил слипнуться пальцы читающего.


15. Ятаган «исход Качалова» http://www.stihi.ru/2014/02/20/740

исконный пот таежного начала
в таможенной глуши уходит в ось
позвонков собаки и Качалов
протягивая мысль ложится кость-
-ми за свою собаку
Лукреция уходит босиком
закат завыт а может и загавкан
млекопитающ век день насеком

инициалы на коре кедровой
уже едва заметны - К+Л
когда в любовном синапсе нейроны
из глаза вынимали капли с
горечью последних поцелуев
тропинка улетала на флагшток
сырое небо пробегало всуе
шептали кедры: ты один так что
иди пока еще проворны ноги
из пасторальной лужи на плакат
тайга-собака-женщина за многи-
-ми бежит вздымая впалые бока

-----------------------
При чтении всё всплывала в голове "Собака Павлова" Анашевича и здорово мне мешала воспринять этот текст, так что он был на грани оказаться вне моего списка выбора. Нет, потом читатель собрался и всё понял, смог найти крупицы интересных ходов в данном тексте и некоторую его индивидуальность выявить.


21. Анна Германова «Что за лестница крутая...» http://www.stihi.ru/2019/01/30/951

Что за лестница крутая,
рябь страниц по всей судьбе, 
переплётов ветхих стая,
лепет горних голубей?
Кто в ночи моей Иаков,
моему ковчегу Ной, 
козье стадо в пёстрых знаках,
древних лоций перегной?
Кормщит правнук Ибрагимов,
декабрю крестовый брат,
через питерскую зиму 
на халдейский зиккурат, 
пролагает тяжкий волок
по январской целине,
по ступеням книжных полок,
дай-ка, просит, руку мне,
да поднимемся повыше
по строительным лесам, 
может, там ещё подышим
сквозь воронку в небесах? 
Здесь морочит нас морошка,
трудной смерти маета,
да серебряная ложка
у разорванного рта. 

----------------------------
Вроде бы и довольно вторичный текст и по ритмике, и по образам, но вытянули его "воронка" и "ложка у разорванного рта".
Это тоже по большому счёту всё очень знакомые и выучивыемые приёмы, но при сопоставлении с другими текстами лонга и их хватило.


24. Алёна

набивание куклы это те же роды 
только наоборот 
запускаешь в её нутро вселенские воды 
уплотняешь её живот

*
выбирая между куклоделанием и стихосложением
принимаешь такую форму существования
когда оба канала путём сплетения
функционируют бесперебойно 
не больно 
обрезаешь мизинчик
заворачиваешь в салфетку
вырастай моя детка
и поверь мне на слово - ничего личного
ибо слово моё семя горчичное - 
вынесла на ветер - уронила в ямку - 
заживай моя ранка

*
кукольный глаз напоминает фасолину -
хлопчатый тугой кругляшок 
вышиваешь на нём нитками шелковыми
радужку любопытный зрачок
оглаживаешь отечески 
с этого и начинается движение
хождение  существа в мир и люди 
это уже глаз человеческий
он живой он лежит на блюде
изучает тебя внедряется 
в душу через все её защитные оболочки
нащупывает болевые точки 
ищет место своё
обживается 
пока клепаешь кукольное тельце...
главное в этом процессе 
не выходить за берега
не возомнить себя богом
сочиняющим младенца 
из ребра и слога 
не сотворить врага

----------------------
Наиболее запомнившийся текст. Здесь везде очень рядом Линор Горалик, но в данном случае почему бы и нет. Каких-то осязаемых стилистических, языковых, концептуальных подрывов в других текстах лонга тоже ведь не было. А здесь по крайней мере яркая подкладка поэтики автора налицо.


26. Александр Спарбер «Непрерывная жизнь» http://www.stihi.ru/2018/10/06/8984

Это снова зима. Не успеешь вздохнуть – и пришла.
И тогда на земле утвердится лишь чёрное с белым:
снег опустится вниз – и закроет цветные тела
кристаллическим телом.

Это просто вода, посмотри, это просто вода,
лишь на краткое время принявшая форму кристалла;
непрерывная жизнь все равно проникает сюда,
чтоб начать всё сначала.

Это просто река, это просто такая река,
и по ней мы плывём и плывём, то вперед, то по кругу,
словно пара мальков, нет, скорее, как два пузырька,
прижимаясь друг к другу.

И когда мы с тобой, наконец, превратимся в одно –
так, что поодиночке никто нас уже не отыщет, –
то возьмём и тайком на речное опустимся дно,
и паук водяной 
обустроит жилище.

----------------------
Хорошо сделанный текст. Очень гладко обтёсанный, но при этом всё-таки не вызывающий ощущения полной прозрачности, что его и спасает.


11. Скари «Песочные часы» http://stihi.ru/2019/03/05/1726

Он видел, как прирученное время
его следы рассеяло, как дым.
И вянущее солнце-хризантема
осыпалось на локоны воды.
Скользя по ветру складками хитона,
смотрящий вдаль с прибрежной полосы,
от всех и от всего уставший Хронос
перевернул
песочные
часы.
И пенятся встревоженные камни,
струясь по опрокинутой волне
на грудь горы, в ложбинку цвета "мрамор,
прокипячённый в розовом вине",
которое к подножию утёса
уже течёт извилистой лозой,
наполнив соком ягодные грозди,
бледнеет, исчезая под листвой,
становится лианой бесхребетной,
ползущей за хозяйским сапогом,
упрятав семя в завязи соцветий,
на ощупь оплетает старый дом,
где на столе фазан, впитавший перец
и соль, но чьи румяные бока
отращивают радужные перья, –
разбив окно и вдребезги бокал, 
выпархивает в сад, в котором осень,
но льнёт обратно к ветви каждый лист.
Там чья-то тень, веревку с шеи сбросив,
садится на качели между лип.
И сталагмит с потёками из воска
шипит и превращается в свечу –
под ней старик, сухой, пепловолосый,
проросший в кресло, но потоком чувств
его штормит, выдёргивая с корнем,
когда он перечитывает вновь
письмо своей возлюбленной, с которой
расстался так нелепо и давно.
Он скидывает плед. Идёт на берег.
Бежит навстречу девушке, босым
и снова юным… о какой-то череп
разбив свои
песочные
часы.

-------------------------

Попытка поиграть "серебряным веком", которая никак не может этот "серебряный век" расшевелить.
Нет точного объяснения, почему выбрал этот текст, барочность отравила, наверное, всё-таки. Хотя яд очень сильно разбавлен.

 
12. Александра Герасимова «не сегодня завтра» http://www.stihi.ru/2019/01/26/9230

не сегодня/завтра здесь зацветёт платан 
толщу воздуха перережет тугая верба
если это случается с нами то цикл не прерван
проступает сквозь рукава наши соль и скверна
пересчитывает нас ветер по головам 

не сейчас но вскоре волны прихлынут и
обо всём догадается прежде гудок трамвая 
если это случается с нами то всё бывает 
птичий след на морозце 
трещина лобовая 
обомлевший фонарный выкрик на полпути

если будет весна – я всю её расскажу
превращусь в неизбежность каждой пропащей почки 
мы такие как все – тире запятые точки
если это случится завтра – не дай отсрочки
всё что соль - антисептик
всякая ветка - жгут

--------------------------

Тоже, в общем, прорывов не обнаружил. Решающим стала финальная строчка, "ветка-жгут" довольно осязаема оказалась.


17. Зиновий Антонов «скажи-ка дядя» http://www.stihi.ru/2019/02/24/462

куда ни ткнись везде опасность
куда ни плюнь одни колодцы
а за окном опять ненастно
и на прохожих брешут мопсы
кругом открытое пространство
на нем дома столбы дороги 
и по дорогам ездит транспорт
куда то мимо а в итоге
все это городом зовется
скажи-ка дядя ведь недаром
ведь были ж схватки боевые
и шрамы до сих пор на вые
прелаты вечности изгои
где царь кощей корпит над златом
где по сей день еще в законе
полковник что рожден был хватом
что так тревожно за порогом
скажи-ка дядя нам скажи нам
пока закат горит над тыном
и на него молчим мы глядя
пока еще мы что-то слышим
пока 
пока еще 
пока
наш сыр не весь сожрали мыши
скажи пожалуйста нам ка 
к чему 
зачем 
на кой 
куда
вихляя тянется дорога
и этот бравый поворот
то ли на небо прямо к богу
то ли сам черт не разберет
зачем скажи упрямый ветер 
несет безумную волну
и сколько судеб на кону
скажи зачем 
я все пойму 
если не скажешь все верну 
и обманув твою волну кто знает 
вдруг не утону

-----------------------

Как ни странно здесь тоже решил всё финал. Текст по большей части довольно занудный, местами подрывается сбивкой ритмики, но это почти не срабатывает. А вот финал, сделанный на каком-то другом уровне занудности, вдруг срабатывает, так что даже удивляет немного.


25. Александр Крупинин «Агаша» http://stihi.ru/2019/04/06/4799

Пахло болью и скукой,
Пахло жареным луком,
Пахло нашей разлукой
И  холодной   войной.
День был глуп и беспечен.
Ты вернулась под вечер
И всадила мне в печень              
Амфибрахий стальной.  

Ты рисуешь, как Джотто,
Ты играешь на кото,
Даже в Лондоне кто-то
Восхищался тобой.
Твой анапест искрится,
Амфибрахий, как спица,
И вот-вот завершится
Наш бессмысленный бой.

Мух в зелёном жилете
Восседал на котлете,
Чьи-то плакали дети
За фанерной стеной.
Стыла  пшённая  каша.
Было больно и страшно.
Ты смеялась, Агаша,
Как всегда, надо мной
 
Антощук с дядей Валей
По квартире сновали.
Эти люди едва ли
Нам желали добра.
Из-за кровопотери
Я был слаб и растерян,
И потухло над дверью
Наше старое бра.

Сделав чёрное дело,
Ты пирожное  съела
И, ругнувшись умело,
Забралась на кровать.
Я сказал, тихо плача:
"Ты селёдка и кляча!"
И, от боли корячась,
В ночь уполз умирать.

-------------------------

Было бы здесь больше чёрного юмора и саркастических уколов, как в последней строфе, был бы вполне удачный текст. И как-то хлёсткости и чёткости мне лично опять же не достаёт. Вспомнил цикл "Сибелиусы" Андрея Санникова в этом смысле.  Да и другое у него есть похожее, только написанное наотмашь.
После нескольких перечитываний всё же решил включить.


2. Пелёвин «учительница и пчела» http://www.stihi.ru/2018/06/09/3474

укусила укусила
ни за что пчела
всю меня перекосило
перекособочило

я ведь только попросила
улетай с чела
ты же в целом прогрессивна
в улее обучена

ладно б муха дрозофила
коих несть числа
но чтоб труженица тыла
такое отчебучила

помню в детстве отпустила
кажется щегла
доброй я росла красивой
а теперь как чучело

громко крикнуть что есть силы
нужным я сочла
и негодницу прибила
в целях педагогики

---------------------

Не сарказмом, так иронией. Прибьём читателя. Кажется что всё к месту, и при этом наличествует ожидание налёта метафизики, которое обманывается, что, естественно, хорошо.


Шорт-лист:

27. Сибирский Волк На поводке вдвоём идут... http://www.stihi.ru/2018/09/02/2247
5.   Соэль Карцев комариное поле http://www.stihi.ru/2019/01/08/585
10. Дмитрий Близнюк фотографии островов http://www.stihi.ru/2019/01/17/3154
15. Ятаган исход Качалова http://www.stihi.ru/2014/02/20/740
21. Анна Германова Что за лестница крутая... http://www.stihi.ru/2019/01/30/951
24. Алёна Рычкова-Закаблуковская  Кукла http://www.stihi.ru/2019/03/19/9171
26. Александр Спарбер Непрерывная жизнь http://www.stihi.ru/2018/10/06/8984
11. Скари Песочные часы http://stihi.ru/2019/03/05/1726
12. Александра Герасимова не сегодня завтра http://www.stihi.ru/2019/01/26/9230
17. Зиновий Антонов скажи-ка дядя http://www.stihi.ru/2019/02/24/462
25. Александр Крупинин Агаша http://stihi.ru/2019/04/06/4799
2.   Пелёвин учительница и пчела http://www.stihi.ru/2018/06/09/3474

_______________________
Об эксперте:

ЕГОР МИРНЫЙ(Беззубенко Егор Юрьевич) 
Родился 28 декабря 1983 года в городе Мелеуз республики Башкортостан, где и проживает на данный момент. В 2006 году окончил Уфимский Государственный Авиационный Технический Университет (УГАТУ) по специальности инженер-кибернетик. Подборки поэтических текстов автора публиковались в журналах Воздух, Волга, Гвидеон, Белый ворон и других, размещались в электронных изданиях: Цирк «Олимп»,  Лиterraтура, Soloneba, в антологии анонимных текстов проекта «Русская поэтическая речь»; текст, переведённый на польский язык, опубликован  в журнале «Wizje».
Страница на «Стихи.ру» - http://www.stihi.ru/avtor/knightofcydonia

* Эксперт работал с анонимным лонг-листом, ссылки на произведения восстановлены редакцией.