Коллективные размышления о поэзии и авангарде...

Александр Бубнов
Александр В. Бубнов
(Курск / Москва)

КОЛЛЕКТИВНЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ ОБ АВАНГАРДЕ
В ЛИТЕРАТУРЕ И ИСКУССТВЕ

(по материалам мастер-класса "Авангард и современный манифест" Всероссийского литературного фестиваля фестивалей "ЛиФФт", Сочи, 25 мая 2018 года)

Мастер-классы, если они происходят не чаще, чем 1-2 раза в год, чрезвычайно полезны как для специалиста, который проводит мастер-класс, так и для публики, которая приходит на мастер-класс. Обе "стороны" учатся друг у друга и часто вместе приходят к новым для себя открытиям, выводам, ставят новые цели - в творчестве, в исследованиях, в жизни… Я благодарен всем организаторам фестиваля и прежде всего Маргарите Аль за счастливую возможность общаться в такой замечательной творческой компании!..

Далее излагается стенограмма мастер-класса на тему "Авангард и современный манифест".

Меня зовут Александр Бубнов. Время сегодняшнего мастер-класса мы поделили на равные части... поскольку мастер-класс - это понятие индивидуальное!.. Свою часть я начну с напоминания, как определяется словарями понятие мастер-класса: согласно современным словарям русского языка, мастер-класс представляет собой цикл занятий на определённую тему для повышения мастерства, этот цикл занятий проводится специалистом в данной области. Заметьте: специалистОМ, не специалистАМИ... А у каждого специалиста свой мир, тем более, у так называемого "авангардиста". И у каждого автора есть свои личные симпатии, независимо от того, проводит ли он мастер-класс или просто выступает... И у меня есть свои симпатии... Авторы друг у друга учатся... Собственно, почему сюда мы и приехали - друг у друга учиться, так или иначе воспринимать тексты друг друга, общаться и таким образом что-то отстаивается, что-то возникает новое, продолжение тем... И всё это на благо авторам, на благо поэзии... На благо развития русской традиции авангарда - такой оксюморон ("традиции авангарда").

Несколько вступительных слов, как я понимаю авангард, поскольку авангард в литературе, в отличие от живописи, менее определённое понятие, размытое... Поэтому тут очень важно, как мы его понимаем, как я его понимаю... И если я бы определил авангардное течение, то это... собственно avant-garde, с французского, "передовой отряд", это тот эксперимент, те пробы, может быть, с ошибками… и поэтому многое простительно авангарду, есть тут такая "закавыка", своеобразное "подмигивание" - "ну это же эксперимент... ну так..." Но, с другой стороны, к хлебниковским экспериментам мы относимся вполне серьёзно... Именно Велимир Хлебников ценен тем, что наметил многие дальнейшие пути, и он их просто обозначил... Допустим, этим текстом он обозначил одно направление, другим - другое, даже половинкой текста обозначал новый путь... Вы знаете, что, читая свои стихи, он говорил "и так далее". Для Хлебникова было ясно, что будет дальше, и ему это было уже мало интересно... "Поэт для поэтов", как о нём говорят... И дальше каждый из поэтов понимал Хлебникова по-своему, развивал уже ту или иную традицию...

Взаимосвязь художественного авангарда и литературного авангарда - это тоже очень интересная тема. Несколько слов скажу об этом. Художественный авангард - это то, что (в числе прочего) культура России дала миру, и этим можно гордиться... Это связано и с Серебряным веком (о котором мы говорили сегодня с 9 до 11 утра на другой площадке фестиваля), и с появлением модернизма, с абстрактным искусством... Всё это достигло невероятных высот и "обросло" всяческими "измами". Но авангард тогда сам себя так не ощущал... Это сейчас кажется, что вот, мол... Нет, никакой такой особой "миссии" не наблюдалось... Уже потом это было оформлено искусствоведами однозначно как авангард (который мы сейчас знаем)... И на Запад это прорвалось в виде полузапретных картин... Но дело даже не в запрете... Вспомним о судьбах, допустим, Ван-Гога или Модильяни...

Но именно нефигуративное искусство - это "прорыв" для всего мира!.. Это очень важно! Вдруг человек - читатель или зритель - перестаёт понимать, что изображено: это человек?.. не человек!.. это зверь?.. не зверь!.. это машина?.. да, возможно, машина, потому что новые направления в искусстве (тот же футуризм) возникли, в том числе, под влиянием развития техники, открытий, общей устремлённости в будущее... Опять же - мечта о коммунизме, социализме и так далее... Вот не даром... Вспомните - здесь же, в Сочи, 2014 год, открытие Олимпиады... Сейчас будет открытие чемпионата мира по футболу, но Олимпиада ярче! Открытие Олимпиады - это мультикультурный проект!.. И что Россия показывает на открытии Олимпиады? - великую классическую русскую литературу, из музыки - Чайковского, и авангард - Малевич, движущиеся механизмы!.. Это великое произведение искусства - открытие Олимпиады в Сочи! Меня оно просто потрясло!.. Я как курянин тоже могу немножечко добавить... Всё это было под музыку Свиридова, который родился в Курской области, показывали стилизацию под Малевича, который в Курске без малого 10 лет жил... Это мои личные ассоциации - чернозём, магнитная аномалия... И тут я могу прочесть одно своё стихотворение, чтобы не быть голословным... Можете относить его к авангарду, можете не относить... Как раз в тему.

ЗЕМЛЯ "ЧЁРНОГО КВАДРАТА"

Земля родная и все её страсти
на "Чёрном квадрате"
Малевича,
крича
своими рубцами,
проявленно про-
ступают
чернО-чернозёмно
под ногами землян.

Земля, высыхая, тре-
щит…
Кто
там
под
кат-
ком?..
Сквозь
асфальт
новый
рос-
ток
или...

Видимо,
Кази-
мир,
затерявшись,
не оставляет работу,
орая в чёрной земле
или
над
чёрной землёй,
измеренной шагом квадрата
длиною в век
(не закрывая
век).

Вот такое стихотворение - вступительное, возможно, к нашей дискуссии или чтению стихов - текстов, которые отражают так называемое авангардное направление...
И дальше... Второе направление... Я это склонен разделять... "Современный манифест". Он может быть написан в стилистике Державина или Ломоносова - в какой угодно стилистике!.. Это надо разделять. Естественно, мы силлабо-тонику и пушкинскую традицию "Золотого века" никак не связываем с авангардом, правильно?.. Никак! А современный литературный манифест запросто может быть написан в силлабо-тонике.

Я люблю жанр манифеста! Один из моих манифестов написан... Ну там четверостиший 20 в строгой силлабо-тонике, называется "Божестворчество". Само название - это контаминация. Контаминация - техника очень продуктивная. Это когда одно слово наслаивается на другое. (Она идёт и от английской поэзии.) У меня в теоретических работах есть такой контаминационный коэффициент, когда считается число общих букв и число букв, принадлежащих обеим словам. Подсчитывается соотношение этих показателей. Этот коэффициент говорит о степени проникновения слов друг в друга - какой-то есть в этом эффект. Например, в слове Андрея Вознесенского "тьмать" МА - это общая часть двух слов "тьма" и "мать", она составляет ровно 1/3 от общей длины этого контаминационного слова. Контаминационный коэффициент здесь 0,33. Можно с иронией к этому относиться, но он чётко показывает характеристику контаминации... Таким же образом и в слове "БожесТВО" -ТВО- можно продолжить как "творчество", "Божестворчество"... Я проверил в интернете, нет ли этого слова - нет, не было на тот момент. И вот я начал думать, что бы это значило, как его расшифровать, и вот эти варианты расшифровок у меня присутствуют в силлабо-тонике. Не знаю, назвать ли это авангардом - вряд ли. Скорее всего, это просто манифестационный текст.

Итак, я чётко разделяю манифест и авангард - 2 темы, которые у нас есть. Поэтому мы можем сначала уделить время авангарду, а потом манифесту... Сейчас я проговорил 12 минут. Извините, может быть, длинно. Теперь я слушаю вас, какие есть вопросы, пожелания... Можете почитать тексты...

Елена Кацюба:
Можно секунду?.. Комментарий небольшой... Я категорически не согласна со словом "эксперимент" по отношению к творчеству, потому что если это не эксперимент, то нет никакого творчества. Если по большому счёту, то вся жизнь есть эксперимент.

/шум в зале, вопрос из зала/
Что считать авангардом, а что не считать?

Александр Бубнов:
Так. По порядочку.
Елена сказала реплику, очень важную, на которую бы я так ответил: одно другому не мешает, Лена, ведь слово "эксперимент" вы сами трактуете то широко, то узко. В данном случае, в контексте вот этих 12 минут, что я говорил, я трактовал эксперимент узко. Конечно, вся жизнь - эксперимент. Понятно. Насколько мы сужаем это понятие? Либо мы говорим о "рифмовке" с художественным авангардом... Малевич... Вот я прочёл стихи, посвящённые Малевичу... Насколько это можно назвать авангардом, не знаю... Там нет силлабо-тоники, там нет цикличности... Хотя есть рифма. Я это называю интегральным стихом, но это вообще отдельный разговор. Кстати, на днях я закончил большую статью, которую писал почти год, отослал её Сергею Главацкому в "Южное сияние", появится, наверное, недели через 2 в интернете, полемическая статья, и я очень благодарен Сергею за то, что он позволил мне опубликовать статью на 50 тысяч знаков. Это в 2-3 раза больше, чем обычно позволяют печатать в журналах. Я изложил там своё понимание современной поэзии, вплоть до философского обоснования - /смеётся/ куда "идти" современному поэту... Что делать современному поэту?.. Вот до чего я дошёл. Я анализирую тексты, отмечаю тенденции, полемизирую, опять же, авангардные, экспериментальные вещи допускаю, провоцирую в некоторых местах на какую-то дискуссию, допустим, не устоявшийся для себя тезис я излагаю, как устоявшийся, - это и есть провокация, тоже авангардная, кстати, техника. В последний момент нашёл название, это как строка, как концепция, именно такого текста ещё не было, такой фразы - "В лаборатории свободного слова". Вот так я назвал. Максимально широко. Ты поэт, и ты свободен, куда хочешь, туда и иди, что хочешь, то и пиши. У тебя лаборатория, это - эксперимент, и ты там что-то делаешь... И вот я попытался на 50 тысяч знаков поразмышлять над этим... Я ответил?..

/вопрос из зала, …Калужская область/
Человек сам себя причисляет к авангарду или кто-то должен сказать, что это поэт авангардный? И второй вопрос: это только форма, только содержание или соединение формы и содержания?..

Александр Бубнов:
Это 2 очень сложных вопроса. Я могу отшутиться, но не хочу сейчас шутить. Авангард - дело серьёзное. Давайте сначала первый вопрос, а потом второй.

/вопрос из зала /
Может ли человек сказать сам о себе - "я авангардный поэт" или ему должен кто-то сказать?

Александр Бубнов:
О себе скажу - я бы так не сказал. О себе - нет, я не хочу так говорить о себе.

/вопрос из зала/
То есть вы ждали, когда вам скажут?

Александр Бубнов:
Как это… Помните библейское? "...Ты сказал!" Пусть скажут другие... Поэт сам себя как-то может оценивать, но держи это при себе, держи язык за зубами. Мне так кажется. То есть лучше всего, когда тебя оценят... ну как? оценят, не оценят, но как-то назовут...

Елена Кацюба:
...обозначат.

Александр Бубнов:
Обозначат. Поэт склонен обозначать то, что ему интересно, для себя. "Я для себя что-то обозначаю, это я называю так, это я называю так". Для себя. Для чего это делается? Чтобы самому понять, что делать. И куда идти... Я себя так не назову /авангардным поэтом/, за других не могу сказать.

Повторю. Авангард - настолько размытое понятие... Вот чувствуешь - авангард?.. о, почувствовал - авангард!.. /смеётся/

/тот же голос из зала/
Можно писать в связи со своим состоянием... Человек не может работать в одном стиле... Стереофоническое...

Александр Бубнов:
Замечательно! Ответили. Вот сейчас я пишу одно, а через час уже совсем другое... Да!
Кстати, с художественным авангардом как ещё можно сравнить?.. Может быть, где-то и есть такое сравнение - это можно сравнить с палитрой. У художника одна и та же палитра, но он выбирает технику и выбирает краски. Вот так и поэт выбирает - сегодня он выбирает одни краски, и вот этим каким-то изломанным, вычурным стилем пишет, а завтра он выбирает другие краски - пастельные, левитановские, и он описывает природу силлабо-тоникой...
И второй ваш вопрос?..

Елена Кацюба:
Можно, я прокомментирую?.. Дело в том, что, если поэт - авангардист, то, скорее всего у него ген - ген авангарда, и он "я помню чудное мгновенье, передо мной явилась ты" напишет авангардно.

Александр Бубнов:
Второй вопрос.

/вопрос из зала/
Это форма, содержание, или это соединение формы и содержания? или наоборот - разделение?.. 

Александр Бубнов:
Вот я вам сейчас прочту... Вот вы как-то не решились ещё свои тексты читать... Можно, я отвечу одним своим текстом?.. Всё-таки практика. И от вас хотелось тоже услышать... Вот я вам прочту стихотворное в силлабо-тонике, но возможно, подозреваю, что кто-то назовёт это стихотворное авангардным... Стихотворение называется "Чаша".

Чаша эта
полна света
и величия… Она,
даже брошенная кем-то
на' пол, - ...наполна... полна!

Чаша чувствует все мысли.
Чашу эту, может быть,
вам придётся, даже если
спите, - ...спитеспить... - испить.

Чаша, данная нам свыше...
Каждому дана она.
Честно Чашу эту выпить
надо, - ...надана... - дана.

Надо, да! - …надоднадодна… - до дна!

Чаша веры - это мера.
Вес она, весы она...
Даже брошенная кем-то
на' пол, - ...наполна... полна!

Тут я использовал кругозвучия - так я это называю. Вознесенский называл это "кругомёты". Это уже авторские определения, но техника одна и та же: из одного слова путём повторения появляется другое слово. В детском фольклоре, кстати, много таких хулиганских вещей - загадок, "подколок"... Авангард очень фольклорен. Говоря "авангард", я чисто условно это произношу, это слово легко произносить, и вроде как понятно, о чём речь...

/вопрос из зала/
А частушки?..

Александр Бубнов /смеясь/
Нет, частушки - это другое. (возвращаясь к вопросу) Вот пример формы и содержания. Я привёл в качестве примера своё, потому что мне тут проще - я это знаю наизусть. Это пример силлабо-тонической формы, устоявшейся, как считается, традиционной, с вот такими авангардными "выкрутасами", с экспериментом каким-то... А дальше может быть наоборот: в изломанном ритме, полупрозаическом, может возникать ощущение эксперимента. Форма может быть совершенно необычной, а слова могут быть обычными. Сейчас у меня нет примера, но, возможно, вы что-то вспомните?..
Это всё взаимопроникает... Нет зависимости так называемого "авангардного текста" от формы или от содержания.

Елена Кацюба:
А как это - форма без содержания?

Александр Бубнов:
Это уже философский вопрос.

Елена Кацюба:
"...разделение формы и содержания", а как форма может быть без содержания?

/реплика из зала/
- Я имела в виду гармонию формы и содержания... потому что можно писать так, что...

Александр Бубнов:
...ну условно разделяется, да.

Елена Кацюба:
Кстати, по поводу "чудного мгновенья". Можно, например, заменить слова в тексте на противоположные по смыслу. И получится:
Ты забываешь ужасную вечность -
Позади тебя исчез я.

/вопрос из зала/
А исследования на эту тему есть?

Александр Бубнов:
Есть исследования в вольном духе, полуэссе, заметки, размышления... Это одно. И очень многие во времена Серебряного века об этом писали, и футуристы об этом писали... И манифестов было тогда много - кстати, о манифесте. Это одно. А второе дело - если вы говорите о работах типа монографий, это совсем другое, вот этого очень мало. Квалификационная работа, построенная по определённым законам - монография, диссертация и так далее...
Первое, что приходит на ум - это большая книга, давно уже её читал... Книга Джеральда Янечека о зауми. О русской зауми. Так и называется по-английски - "Заум" ("Zaum"). Кручёных и другие... Вот такая толстая... Янечек лично мне подарил её. Мне очень приятно было. Книга на английском языке. Кстати, чем отличается футуризм, авангардизм... Тексты на английском - исследовательские тексты об авангарде - они достаточно понятны. Потому что они описывают те явления, тексты, которые много цитируются - это иллюстрации. За счёт иллюстраций мы видим, как выстраивается английский научный текст.
А если, к примеру, англоязычный исследователь пишет о Золотом веке нашем, о Пушкине, условно говоря, то там уже сложнее понять, потому что это уже академи... Вот - интересно! Я сейчас оговорился - академическое исследование... Есть академизм и авангардизм, опять же - условно. Академизм - это устоявшееся кодифицированное исследование, выстроенное по определённому "коду", закону... По схемам. А так называемый авангард не признаёт никаких схем. В том же (допустим) сонете есть схема, и даже если отклониться от неё, то будет видно, что это сонет. Можно написать и авангардный сонет, у меня лично есть и авангардные сонеты... Можно написать сонет без слов, со знаками препинания, когда видно, что они выстроены именно в сонете. Визуальные знаки тоже рифмуются - визуальная поэзия и так далее...
И я ещё скажу один тезис - очень важный!.. В моём понимании, в отличие от академизма, авангардные течения, экспериментальные течения (ну нет другого удобного слова, как говорили "авангард", так и будем говорить)... вот эти так называемые авангардные тенденции распространяются на все виды искусств - на перформансы, на жестовую поэзию, на акции самого разного рода... Например, я сейчас занимаюсь словесными шахматами - 2 года назад изобрёл эту игру... И вот мы вчера провели замечательную акцию, спасибо Марине Карягиной, которая согласилась со мной провести акцию памяти Кирилла и Мефодия. Мы сыграли: буквы "Кирилл" против букв "Мефодий". Из этого можно "выжать" путём анаграмм, анаграммирования (потому что мы составляли слова из этих букв) - "выжать" какой-то текст... И художник Михаил Погарский, который лучше меня уже играет в словесные шахматы, с которым мы проводили акцию "Казимир" против "Малевича" - 7 букв против 7 букв, и это на видео записано... Извините за рекламу - заходите - в Фейсбуке есть такая группа "Словесные Шахматы плюс"... И вот это соединение игры (у меня 10-летние дети играют в словесные шахматы, я педагог)... Михаил Погарский сформулировал то, что я придумал уже лет 20 назад (у меня есть это в педагогических брошюрах), то есть это объективные вещи. Как это называется, когда из начального слова придумывают разные слова...

Елена Кацюба:
Анагриф.

Александр Бубнов:
Ну да, квази-анагриф, потому что в моём случае примерный анагриф. Неточный. И вот Михаил Погарский после партии "Казимир vs Малевич" тут же сочинил, сымпровизировал со словами, которые он нашёл в процессе партии, - и это записано на видео - прекрасный текст, который меня потряс. Не качеством больше своим потряс, а больше тем, что он его так быстро сделал. И он его прочёл тут же, и дети были, и взрослые вокруг... Я к чему клоню? Это новая форма авангарда, которая комбинирует (вот тоже такой великий термин, спорный великий термин "комбинаторная литература") - комбинирует простую игру - вот выиграй друг у друга, обыграй - простую игру комбинирует с акцией, с созданием нового текста, с поэзией... Анаграмма и так далее - комбинаторная литература. И так везде - жизнь наша вся состоит из авангарда, мне так кажется. Эксперимент. Бери, экспериментируй, создавай, ничего не говори даже, делай музыку жеста, как Ры Никонова делала, и так далее...
Много направлений, которые ещё совершенно не исследованы, на мой взгляд… И вот сейчас, в эпоху интернета, в связи с тем, что можно прямо в интернете, тут же, в прямом эфире, делать какие-то формы новые, комбинировать, синтезировать, создавать... И всё это эксперимент, который имеет право на существование - что отлежится, что не отлежится, пусть время рассудит... Как всегда, методология одна и та же: вы создаёте, потом время проверяет, вы что-то меняете - не меняете, забываете - не забываете... Вот такой спич... Ваши тексты, пожалуйста, - всё-таки!..

Елена Кацюба:
Ещё немножко... Скажем, лесенка Маяковского - это авангард, потому что до него этого никто не делал, а лесенка Рождественского - не авангард, а просто использование готовой формы.

Александр Бубнов:
...опять же - по ощущениям!.. трудно доказать, потому что чисто формально - это одно, а по стилю, по интонации - другое. Есть стиль и интонация, а есть форма. Форма близкая, а стиль и интонация совершенно другие.

/вопрос из зала/
Маяковский весь - авангард?

/голоса/
Весь!.. Весь!..

Александр Бубнов:
...тем более, что слово "авангард" тогда было популярно в связи с тем, что рабочий класс - это авангард.

Елена Кацюба:
...ну там ещё дело в том, что Маяковский и почти вся художественная интеллигенция были "фёдоровцами", и все верили в быстрое воскресение - научное. Маяковский верил в воскресение, а Роберт Рождественский - нет. Не думаю, что он вообще во что-нибудь верил.

Александр Бубнов:
Да, это тоже очень важно!.. Осталось 15 минут моей части. Как вы планируете освоить их?

Вера Хамидуллина:
Давайте я... Слово... Из него составить парочку предложений и потом стих...

Александр Бубнов:
Да. Представьтесь.

Вера Хамидуллина:
Вера Хамидуллина. Набережные Челны.
Я взяла географические названия... Аргенитина... Негра тина... Игра Аня... Мавритания...
/читает текст/

Александр Бубнов:
Я немножко подглядываю в вашу рукопись, потому что в анаграмме очень важна визуальная составляющая... Ведь "анаграмма", "...грамма" - это в переводе "запись", "буква".

Вера Хамидуллина:
Да. Не добавляя и не убирая ни одной буквы.

Александр Бубнов:
У меня есть своя теория, в диссертации она тоже есть... Я делю такие формы на строгий стиль и вольный стиль. Есть анаграммирование (вольный стиль), а есть строгая, чёткая анаграмма - побуквенная (строгий стиль). Это разные вещи.

Елена Кацюба:
Самый большой мастер - Валерий Силиванов!..

Александр Бубнов:
...который почему-то мало их читает или показывает - минималист!..

Вера Хамидуллина:
...Это я маленькие взяла. На конкурс я другие отправляла. Длинные читать не стала.

Александр Бубнов:
Ещё, пожалуйста.

Вера Хамидуллина:
Детское. Одно.

Вышел Мышел из домишел.
Видит, рядом бурый Мишел.
Мишел кушал горсть малишел
И облизывал лапишел.
Обратился Мышел к Мишел:
-Мишел, ты такой больчишел!
А облизывать лапишел
Даже детям не годишел!
Головой кивнул Зайчишел:
-Да, неряшел этот Мишел!
И поддакнули Волчишел:
- Неумышел этот Мишел!
- Эх, вы, глупые зверишел! -
Отвечал им добрый Мишел -
- Я же кушаю малишел,
А не грязь с моих лапишел!
Только если вы ворчишел,
Я прошу меня простишел!
Забираю куст малишел -
Шишел мышел Мишел вышел!

Александр Бубнов:
Кстати, вот подошла Марина Карягина!.. Я о Вас говорил, что Вы поддержали словесные шахматы.
Теперь мой комментарий к прозвучавшему тексту. Интересное соединение обэриутской традиции (традиции авангарда - есть такой оксюморон), элементов абсурда, детского фольклора, детских "тайных языков", когда добавляют к слову какие-то повторяющиеся звуки, и непосвящённый уже мало что поймёт. В науке эти "языки" описаны. Такие примеры я тоже цитирую в диссертации... Хотя вы быстро читали, как скороговорку, тем не менее, я уже в нетерпении ждал, когда будет конец стихотворения... Ещё немножко, и был бы перебор... В авангарде очень важно не переборщить. Конечно, это касается всего, но в авангарде - тем более, потому что, если мы экспериментируем, то мы можем дойти до ручки, до точки, и в итоге будет просто скучно!.. Сначала это "ах!", а потом "ну...", и наконец, "ну сколько можно-то!"..
Осталось 10 минут моего времени. Если есть вопросы, задавайте.

/вопрос из зала/
- Современные поэты неавангардисты - как они относятся к авангардным поэтам?..

Александр Бубнов:
Очень плохо. Особенно в провинции. У меня была в этом плане задача, и я её в Курске частично решил, когда приехал из Москвы и снова несколько лет жил и работал в Курске. Позже мне говорили, что удалось сдвинуть с мёртвой точки такое негативное отношение, авангард перестал быть ругательным словом в Курске... Переубеждал... Говорили: а, этот Бубнов? формалист? Я отвечал: да, формалист!.. И потом применял некоторые риторические приёмы. Я же много лет работал педагогом, знаю, как на примерах и аналогиях, практически "на пальцах", простыми словами объяснить... Я как объясняю? - Как вы говорите: "моя твоя ходи" или "я к тебе пришёл"?.. Что такое "я к тебе пришёл"? В русском языке есть понятие ФОРМЫ слова. Что такое "форма слова"? Это слово в определённой форме, и это формализм чистейшей воды!.. У вас в голове сплошные формы, но вы их не замечаете. Вы автоматически произносите слова... И вот постепенно я убеждал, что всё есть форма, что не существует содержания вне формы, и - более того - что существует форма, которая сама по себе уже есть содержание.
Мы любуемся супрематизмом: линия, цвет... восторг! отчего восторг! оттого, что форма!.. от формы!
Во многом такое отношение к авангарду, это /отношение/ - наследие советской системы. Сплошной реализм, фигуратизм... "На что похоже? что художник изобразил?.."

/вопрос из зала/
…а можно ли совмещать?..

Александр Бубнов:
Риторический вопрос!.. Можно взять любое слово!.. Смотря как вы с ним поработаете... Вот в песенной среде есть фраза типа "я спою вам телефонный справочник". Так же и в авангарде - окантовываете любой текст, так его преподносите, что возникают другие смыслы...

Елена Кацюба:
По поводу формы и содержания. Приведу свой пример... Как работать с анагрифом... Из любого слова можно составить большое количество слов, но надо выбрать такие слова, чтобы общий текст отражал главное слово...

Александр Бубнов:
Мы тут много теоретизируем, а хотелось бы больше читать, показывать... Кто хочет ещё прочитать?.. Считаю до трёх... Раз... Два... Три! Ну в таком случае прочитаю своё... Опубликовано в виде ёлочки в "Журнале ПОэтов", с дизайном Елены Кацюбы, она вот тут рядом вдохновляет меня на чтение именно этого текста. Елена Кацюба - прекрасный, потрясающий дизайнер и ответственный секретарь "Журнала ПОэтов", лучшего в мире иллюстрированного литературного журнала, на мой скромный взгляд. Ну разве что кто-то где-то лучше издаёт, допустим, в Испании, самиздатом из-под полы - не знаю...
Это концептуальный окказиональный (то есть "одноразовый") текст... "Одноразовый" - потому что любой новый текст в такой форме будет по сути вторичным. Здесь показана концепция. Вот вам пример мастер-класса, в каком плане?.. Я специально задумал и потом выстроил этот текст. Он заумный и палиндромический. Каждая строка читается одинаково слева направо и справа налево... Я задал себе вопрос: сколько текста я смогу осилить одной строкой, которая всё увеличивается и увеличивается, но состоит каждый раз из одного слова?.. Начал я с одной буквы. Это буква Р, в ней можно отыскать намёк на последнюю строку знаменитого "дыр дул щыр" Кручёных, там было "р л эз"... Затем буква Р обрастает с двух сторон двумя буквами А: АРА... Потом - ЗАРАЗ... Пока все известные слова, но потом - всё "тяжелей"... Добавляю М - МЗАРАЗМ, затем У - УМЗАРАЗМУ, и так далее... Я давно это не читал... Обычно этот текст я долго репетирую, буквально как актёр... Да! Как я выбирал?.. Это более-менее узнаваемые сегменты, сочетания звуков, чтобы была какая-то "линия", чтобы были ассоциации с определёнными словами... Например, там есть восточный колорит: "мурза...". Каждая строка - это одно слово, если оно, допустим, заканчивается на "-мо", то это можно трактовать как наречие, если на "-у", то это существительное в каком-то падаже, "-ум" - это что-то латинское, там в конце будет "-морсум". Итак... Называется "Мзаразм".

р
ара
зараз
мзаразм
умзаразму
румзаразмур
зрумзаразмурз
азрумзаразмурза
лазрумзаразмурзал
глазрумзаразмурзалг
оглазрумзаразмурзалго
воглазрумзаразмурзалгов
овоглазрумзаразмурзалгово
ровоглазрумзаразмурзалговор
тровоглазрумзаразмурзалговорт
утровоглазрумзаразмурзалговорту
нутровоглазрумзаразмурзалговортун
снутровоглазрумзаразмурзалговортунс
уснутровоглазрумзаразмурзалговортунсу
муснутровоглазрумзаразмурзалговортунсум
омуснутровоглазрумзаразмурзалговортунсумо
номуснутровоглазрумзаразмурзалговортунсумон
зномуснутровоглазрумзаразмурзалговортунсумонз
изномуснутровоглазрумзаразмурзалговортунсумонзи
лизномуснутровоглазрумзаразмурзалговортунсумонзил
слизномуснутровоглазрумзаразмурзалговортунсумонзилс
яслизномуснутровоглазрумзаразмурзалговортунсумонзился
мяслизномуснутровоглазрумзаразмурзалговортунсумонзилсям
омяслизномуснутровоглазрумзаразмурзалговортунсумонзилсямо
ромяслизномуснутровоглазрумзаразмурзалговортунсумонзилсямор
/аплодисменты/

Ну можно и с юмором это всё воспринимать... Итак, осталась одна минута... Подвожу итоги той части общего мастер-класса, которую вёл я.
Как поэзию в целом можно найти "в каждом атоме", как писал ещё Флобер, так и условный авангард можно найти всюду. Главное, как автор это делает, во что он преобразовывает этот материал!.. Удачи вам всем! Спасибо!

(редакция текста Александра В. Бубнова
и Елены Кацюбы,
декабрь 2018 г.)