Явление гор. Интерактивное введение

Виктор Каблов
Явление гор. Интерактивное введение
(сокращенный вариант).

Надеюсь на дополнения читателей.

Гора – символ Господнего Света (2)

Эти очерки посвящены горам, их явлению для нас и в нас. И горы представляются мне неотрывным от людей, живущих в горах и рядом с ними.

Горы  в этих очерках описываются в нескольких  аспектах:

1. Как природные объекты.  Полные небесной красоты. Являющие необычность нашего мира, Люди, не побывавшие в горах, даже не представляют какие фантастические формы может принимать наш материальный мир. Среди гор, в ущельях текут быстрые грохочущие реки – дополняя величественность неподвижность гор стремительным движением.

Деревья и другая растительность, птицы, рыбы, животные…все это оживляет горы, но на больших  высотах земная жизнь постепенно отступает.

Космос постепенно вступает в свои права… И уже горы видятся как некое  видимое недостижимое.

2. Как символические, художественные  и поэтические  образы. Без гор не было бы Лермонтова, правда в горах он и был убит.  Желанием последних лет жизни Толстого был уход на Кавказ…

Высоцкий взорвал наше ощущение гор невиданной экспрессией

«Кто здесь не бывал, кто не рисковал…»
«Внизу не встретишь, как не тянись,
За всю свою счастливую жизнь
Десятой доли таких красот и чудес».
Это был и уход от серости жизни.

Завораживающие песни  Визбора…

Горы – это природные объекты, но такие  объекты от которых захватывает дух.

Горный пейзаж привлекает внимание художников особого склада: это люди «не от мира сего», они ищут некую вечную истину, создают символы трансцендентного, запредельного. К. Д. Фридрих, К. М. Чюрлёнис, М. Сарьян, К. Хокусай, китайские художники, работавшие в стиле «горы и воды», Владимир Серебряковский в своей серии "Памир". (3-4)

 В горном пейзаже можно выразить очень многое; ведь гора-это символ, знак.
 
3. Как духовные сущности. Горы - Духовная высота , место соприкосновения неба и земли, символ превосходства, вечности, чистоты, постоянства, подъема, устремленности, вызова. Вера, что божества обитают на вершинах гор или используют их для явления своей сущности, присутствует во всех странах.

Предельно это выразил  К. Рерих – его картины это своего рода иконопись гор. Они особенно понятны тем кто побывал на Памире, «младшем брате Гималаев» - эти резкие краски, характерные для большой высоты и сухого воздуха, невероятный цвет неба, обнаженные скалы… И великое Небо - близкий Космос.

В Священном Писании горы-это живые существа.

Они ликуют, славя Бога (Псл.97:8), они шумят от радости, прославляя искупление Иакова (Ис.44:23), они слушают Слово Бога гор (Иез. 6:3), содрогаются от гнева Господа (Ис.5:25), а иногда прыгают, как овны (Псл.113:6). Сам Бог обращается к горам, как к живым существам: «Горы Израилевы, слушайте слово Бога» (Иез.36:4).

4.  Горы и воды – горы без своих рек безжизненны, слишком неподвижны, лишены внутренней динамики.

5. И, конечно, самый важный аспект – это горы и люди.

Впервой части своих очерках я пишу о горах и людях Киргизии – своей родине. О своих странствиях и приключениях, о детстве и о людях, с которыми жил и общался…
  Я пишу об этом с любовью, но иногда с горечью. Киргизия это не только страна киргизов, но и страна многих поколений русских и других народов.

Огромная тема – русские в Средней Азии. Какие люди там жили и какие живут сейчас, как они общались, как формировалась их культура. Что давало это межнациональное общение и почему все это разрушается?

Да принесут горы мир людям
и холмы правду. (Псл.71:3)

Использованные источники

1. Тресиддер Джек «Словарь символов» - М.: Фаир-Пресс, 1999.- 448с.
2. Словарь сути слов. –Тюмень, Истина, 1998.-176.
3. Миронова Л. Н.  Поэзия гор. Заметки о живописи Николая Рериха.
 http://mironovacolor.org/articles/article_
4. Выставка Владимира Серебровского «Памир»
Фото из Интернета. На Памире