Оттачивай каждую строчку!

Константин Тарко
Уровень авторов разный всегда –
Судить никого я не смею.
Но так обижают порою слова –
«Простите, пишу, как умею»…

Пусть пушкинским слогом не каждый готов
Писать свои мысли красиво,
Но правописание, принцип основ,
Блюсти нам, ребята, по силам.

Как деды держали рубеж на Москву,
Цепляясь за каждую кочку,
Так ты, «стихирянин», в азартном пылу
Оттачивай каждую строчку!

Скажу вам, ребята, простые слова,
Простите мне вольность натуры:
Поймите – за нами не только Москва,
За нами – язык и культура!!!

10.06.2019


В качестве дополнения хочу привести примеры из произведений, размещённых на портале Стихи.ру, которые послужили источником "вдохновения". Примеры посвящены не орфографии – с ней у авторов более-менее порядок. Примеры посвящены расстановке знаков пунктуации. Смысл русского языка в очень многих случаях зависит не только от содержания текста, но и от интонации, а знаки пунктуации как раз и позволяют передать ту самую интонацию. Написать стихи с красивой рифмой не всем дано и не всегда получается, но орфографию и пунктуацию соблюдать просто необходимо! Ведь стихи - это носитель языковой культуры. А о какой культуре языка можно говорить, если авторы безграмотно пишут?
Сейчас в помощь текстовые редакторы компьютерных программ - даже здесь, на Стихи.ру, откровенно ошибочное написание подчёркивается красным цветом. Что мешает авторам воспользоваться программой Word компьютера? Сложить стихотворение, затем написать произведение сплошным текстом прозы, обычными строками - программа и ошибки выделит, и с расстановкой запятых подскажет. После этого разбейте снова текст на стихотворные строки и радуйтесь правописанию!!! Не нужно искать справочники на полках - интернет со справочниками в помощь! Когда пишешь людям о подобных вещах, обижаются и говорят - не судите строго, я в школе давно учился, забыл уже правила. Старшее поколение правила забыло, а новое, которое обучается кое-как и привыкло к упрощённому сленговому общению в соцсетях, правила вовсе не запоминает. Во что превратится наш русский язык через несколько десятилетий?
Ну и для примера из недавних прочтений...

Напой мне, ветер, песню о любви,
О юности умчавшейся, куда-то.
Но за собой прошу, ты не зови,
Скитаться мне поверь, уже чревато...

 Это Авторский вариант... Здесь повествуется, что юность умчалась и, вроде раздумья, добавлено - куда-то... Где автор просит "за своей спиной" его не звать, и непонятно просит о доверии... И вот возможное написание...

Напой мне, ветер, песню о любви,
О юности, умчавшейся куда-то.
Но за собой, прошу, ты не зови -
Скитаться мне, поверь, уже чревато.

Здесь сразу становится понятно – автор обращается к ветру с просьбой напеть ему песню не только о любви, но и юности, с пояснением – умчавшейся куда-то, и, далее, обращается с просьбой к ветру  не звать его за собой и просит поверить и понять причину – «уже чревато».

Есть авторы, кто вообще не заморачивается со знаками препинания. А действительно – зачем? Читатели сами домыслят…

Стихи полны противоречий
Мы пишем их для внутренних утех
Они для нас как дети междуречий
Как изумруды каменных путей

Попадался автор, который для создания интонационной паузы ставил в середине строки многоточие:

Мне бы просто крылом... по твоим рукам
Да за гранью времён... золотой рекой
Мне бы просто назло... световым векам
Стать однажды единым... на миг с тобой

Коль строка разбита для создания интонационной паузы многоточием, то почему в конце строки нет ни просто точек ни аналогичных многоточий – там разве не требуется аналогичной интонационной паузы? Или она там будет по мнению автора, как само собой разумеющееся?

По правилам русского языка – запятая ставится сразу после слова. Задавал одному автору вопрос: «Почему в его текстах запятая отделена от предыдущего перед ней слова пробелом, а после запятой, перед следующим за ней словом, пробела нет  - «слово ,слово»?» – и получил интересный ответ: «А разве это принципиально важно?» Есть авторы, которые вообще не разделяют пробелами знаки препинания и слова, а есть те, кто наоборот щедро ставит такие пробелы там, где не нужно – и после слов перед запятой, и перед и после дефиса при написании слов:

И педантичная , простая,
Внезапно где - то возникая ,
Мысль годы прошлые листает ,

Представьте, как будет электронный переводчик переводить втору строку – он ведь не поймёт слова «где-то», он будет искать логику для перевода в связке «ВНЕЗАПНО ГДЕ» - «ТО ВОЗНИКАЯ». Согласитесь - электронный мозг сойдёт с ума. Да и мозг иностранца, который будет переводить текст по словарю – тоже.

Ещё один пример, где отсутствует постановка знаков препинания на разделе авторских мыслей и отсутствует выделение обращения:

Дома запах дров, березы и осины
Хлеб из печки и горшок для щей
Дайте гусли, я спою еще былины
Медовухи чуть любимая, налей

В последней строке, при отсутствии всего одной запятой, читатели вольны додумать обращается ли автор к «чуть любимой» с просьбой налить медовухи, или просит «любимую» налить ему чуть-чуть медовухи. Давайте попробуем добавить знаков препинания и сравним разницу в восприятии текста:

Дома запах дров, березы и осины,
Хлеб из печки и горшок для щей.
Дайте гусли – я спою еще былины.
Медовухи чуть, любимая, налей.

Есть и такие авторы, которые, как перчиком, щедро «посыпают» своё «стихотворное блюдо» запятыми, от чего оно становится жгуче-непонятным. Знаки препинания в стихотворных строках должны соответствовать тексту, как если бы он был записан строчным текстом прозы. Попробуйте следующие два четверостишия представить себе в виде обычного текста и понять их смысл.

Он не просит,денег в долг
Нет корысти и намёка
Почему,так жизнь жестока
Даже,если бы он смог

Этот парень не спроста
Появился у моста
Сел на карточки,тихонько
Пожалел чужого пса

Кто-то скажет, что смысл этих строк сложно понять, так как они вырваны из произведения. Но любое четверостишие произведения должно свободно доносить тот смысл, которой автор вложил в эти четыре строки, читателям должно быть понятно, что хотел донести до них автор – этим и отличаются хорошие произведения. Согласитесь, что здесь вообще сложно распознать авторскую задумку. Вернее – при наличии абы куда наставленных запятых и полном отсутствии прочих знаков препинания – сделать это вообще не возможно!

От одной пропущенной или неверно поставленной в документе запятой может зависеть жизнь человека, а в стихах – и так сойдёт?  Не все авторы «Стихиры» одарены красивым слогом, как Пушкин – гении и самородки во все времена единичны!!! И это нормально. Но за правописание и орфографию нам каждому необходимо биться и сражаться! Биться за каждую букву, сражаться за каждую запятую – как наши деды бились за Москву! За спиной у нас не Москва, у нас за спиной гораздо большее – у нас за спиной наш язык и наша культура!

Себя ни в коем разе не считаю гениально одарённым и непогрешимым - без ляпов тоже не обходится. Но стараюсь перепроверять себя до публикации и редактировать текст. О мелких недочётах других авторов сообщаю им в личных сообщениях – считаю, что не стоит из-за случайной опечатки или единично пропущенного знака препинания портить общую картину рецензий.

Всем авторам – новых творческих вдохновений!