Слезы Анастасии

Сергей Псарев
               Анастасиевская часовня плохо выдерживает единоборство с новыми псковскими застройками и скоро совсем потеряется между ними. Она построена у входа Ольгинского моста по проекту известного архитектора академика А. Н. Щусева в 1911 году. Интерьер этой небольшой часовни расписан иконописцем-реставратором Г. О. Чириковым по эскизам знаменитого художника Н. К. Рериха. Так Святая Анастасия соединила в себе имена замечательных русских мастеров.
               История появления первой часовни на этом месте уходит в далекий 1710 год, когда из Риги на Псковскую землю двинулась страшная болезнь - моровая язва. На входе в город псковичи поставили маленькую деревянную часовенку - однодневку. Страшная болезнь тогда отступила. С тех пор Святая великомученица Анастасия почитается небесной покровительницей города Пскова, защитницей от всяких опасностей и пользуется особой любовью у жителей.
                Печальна история самой Анастасии - римлянки. Легенда гласит, что многие граждане язычники возжелали иметь красивую сироту Анастасию своей супругою. Получив отказ, они стали обвинять ее в презрении к богам и вере в Распятого.
                - Пощади свою красоту, - обратился к Анастасии судья. – Поклонись языческим богам и выйди замуж. Будешь всегда жить в богатстве и достатке.
                Она отвергла его предложения, была бита и обнажена, но осталась непреклонна.
                - Находишь ли удовольствие стоять обнаженной перед всеми нами? - спросил судья.
                - Это не мне стыд и позор, а тебе, - отвечала Анастасия.
                После этого она приняла свою мученическую смерть.
                Судьба часовни в богатом на события XX веке до некоторой степени повторяет трагическую историю своего имени. Ее закрывали, распиливали и переставляли. Теперь, проезжая по мосту, едва заметишь ее маленькую зеленую главку-капельку. Там, внизу, она принимает на себя всю тяжесть потока проходящих по мосту автомобилей и людей. В солнечный день все они тенями бегут по ее стенам, и, дай Бог, хотя бы так проходят свое очищение.
                - Какая у нее необычная главка, - удивилась ты.
                - Это наши слезы, чтобы помнили, - сказал я самое первое, что пришло тогда в голову.
                Покидая Псков через Ольгинский мост, подумал, что на ее стенах мелькнула и наша незаметная тень. В тот же момент что-то обожгло и кольнуло в груди. Кто-то внутри меня сомневался и убеждал: “Тебе это показалось, так не бывает. Солнце отгорит и ничего не останется. Забудь, все тени бесследно исчезают”. Признаюсь, что тогда едва не поверил этому.
                Давно вернулся к себе в Петербург. Теперь иду по улице и радуюсь, потому что все это не отболело и не забылось. Оно осталось и живет во мне…

На фото - акварельный рисунок автора