Смирение - самая важная тема этой жизни

Эдуард-Владимир Вайнштейн
Я хотел бы ещё написать кое-что о смирении. Это очень важная тема. Пожалуй, в этой жизни самая важная. Достаточно только сказать, что без смирения никакая добродетель невозможна. Без смирения может быть только вид добродетели, внутри же будет содержание совсем иное, и это не может не иметь свои зловещие последствия.
Величайший ангел, потеряв смирение, стал диаволом. Самый лучший человек, поддавшись тщеславию и самолюбию, превратится в величину отрицательную.
«Бог гордым противится, смиренным же даёт благодать». Гордый человек не узнает Бога, не узнает и Его милости. Он просто ставит себя на место Бога, вот в чём дело. Смирение нужно для того, чтобы жизнь получилась, без него всё пойдёт прахом. Смирение как цемент, который скрепляет все добрые кирпичики в нашей жизни в единое прочное здание.
Смирение есть великая тайна, которой учит человека Сам Бог. Смирение более всего уподобляет человека Богу и приближает его к Нему. Смирение есть как бы пропуск к Богу и в Его Церковь. Смирение есть именно то качество, которое необходимо человеку, чтобы стать членом Церкви, чтобы его не вытолкнуло оттуда, как пробку из бутылки. На Западе вообще почти нет смирения. Потому что Бог там далеко. Вот и гордятся люди. А гордость, как говорят отцы, есть крайнее души убожество. Гордость есть признак покинутости Богом, близости духовной смерти. Как только человек смиряется, он обретает себя в Церкви. Гордость есть единственная причина, по которой он не идёт туда. Это горькие истины, но всё это правда.
Святые говорят, что единственная причина всех несчастий человека есть помыслы превозношения. Соломон говорит: «Явится гордость, явится и посрамление». Гордость есть неблагодарность Богу. Вместо того, чтобы поблагодарить смиренно Его за всё доброе и хорошее, мы это всё приписываем себе, и теряем Его милость, уже Им данную. А ведь всё доброе от Бога, не наше, и только благодарное сердце получает всё новые и новые дары от Него. А гордость ведёт к вечной духовной гибели. Потому и смиряет человека жизнь, чтобы не погиб он для вечности.
Смирение есть концентрация на внутреннем мире, как гордость есть разворачивание вовне. Смирение истончает, гордость огрубляет. Грех нас огрубил, а душа тонка, и наша Родина тонка, и чтобы вернуться туда, надо снова истончиться, а это возможно только через погружение внутрь себя, путь человека должен быть не вовне, но внутрь себя, там истинная жизнь. И мы все внутри друг у друга. Вот вы читаете эти буковки и думаете, что я где-то далеко-далеко сижу и оттуда забрасываю вас своими наставлениями. А я-то совсем рядом, внутри вас, и если вы вслушаетесь в себя, вы меня почувствуете, в своей интимнейшей глубине. Отсюда и наша молитва друг за друга, необходимость, важность, этой молитвы и любовь, в ней заключаемая.
И это только начало. Только краешек темы. Смирение есть вход в духовный мир. Без смирения не будет живой веры, творящей и принимающей чудеса. Чем глубже смирение, тем ближе к Богу и бездна смирения возносится превыше небес.
Смирение есть глубочайшая эмоция, проникающая всю душу человека до последней её глубины. Смирение несёт покой, мир. Но тут где-то рядом и смерть. Да, смирение есть добровольное приближение к смерти. Но смерть есть возможность выхода в вечное блаженство. В смирении человек умирает, чтобы вернуться Домой, он начинает жить уже другим человеком. И самое главное, что этот человек добрый. Спасаются добрые люди. А гордый человек есть злой человек, который может только обманывать себя относительно своей доброты.
Смирение довольствуется тем, что есть. Смирение за всё благодарит. Смирение легко умиляется. Смирение ведёт к слезам. Смирение учит каяться. Смирение возвращает детство. Смирение видит всех людей подобными ангелам и ценит каждого человека как ангела. А когда людей видят ангелами, они и начинают вести себя как ангелы. Смирение через умиление ведёт к любви. Смирение учит просто жить и просто относиться к себе. Смирение показывает нам, что даже скоты больше преуспели в приближении к Богу, чем мы, кичащиеся своим разумом. Смирение есть начало рая на земле, есть преддверие блаженства, оно преображает человека, а вместе с тем и его жизнь. Смирение даёт познать сладость молитвы, когда Бог слышит тебя. В смирении отдаёшь сердце Богу, и Он не отвергает Его, входит и оживотворяет его. Смирение упраздняет тяжесть в душе, делает тебя лёгким, Божьим, а не своим.
Вот какое это сокровище. И просто так не даётся оно. Но начало всегда за тобой. Сделай шаг Богу навстречу. Ведь говорит же Он: «Се стою у дверей и стучу, и если кто отворит Мне, к тому войду и буду вечерять с ним». Дверь сердца.
И даже если согрешишь, ошибёшься, и тут не беда: смиряйся глубже и уповай на милосердие Божие. Ведь и мытарь, молитва которого была принята Богом, был человек не безгрешный, но он сознавал себя грешным и каялся, бия себя в грудь и прося у Бога милости. И Господь сказал, что пришёл не праведников спасти, но грешников. Потому что нет праведников. А тот, кто считает себя безгрешным, как евангельский фарисей, не получит у Бога милости, останется слеп и умрёт в своих грехах, так и не увиденных им, вечно всегда и во всём правый.
Вот мой ответ о смирении, снискивающем благодать и милость у Бога. Не мой даже, ибо ничего доброго своего не имею. Это то, что по милости Божией, смиренно приникая к мудрости церковной, за века и тысячелетия накопленной, я узнал и чему пытаюсь учиться, надеясь на спасение через Божию благодать, подаваемую даром смиренным сердцам.
20.01.2004 (из письма дяде)

https:// ridero.ru/books/apologiya_pravoslaviya/