История нашего родства. Глава 27

Андрей Женихов
  Род Макейкиной Дарьи Сергеевны (по замужеству Жениховой).

   Хочется немного коснуться истории станицы Константиновской, так как она на долгие годы стала как-бы центром всего нашего родства. И когда повзрослевшие дети разъезжались из родительских домов, у каждого из них было, какое-то своё, особое переживание. Была эта жгучая тоска по родному краю. Всегда влекло туда, где прошло детство. Туда где уже престарелые и немощные родители коротают свои последние годы, а может быть и дни.

            Там где знают меня.

Мчит навстречу автобус и он едет туда,
Где осталось то детство, что ушло навсегда.
Где знакомые лица, где ещё есть родня.
Ведь живёт моё сердце там, где знают меня.


Там со скрипом калитки лает радостно пёс
И где утро росою окропит сенокос.
Там плакучая ива льёт слезу от тоски,
Что разъехались дети и "ушли" старики.


Обветшалые хаты, во дворе бурьяны,
Где забитые ставни - в окнах горькие сны.
Умирают деревни, городам не чета,
Хотя есть ли на свете краше этих места?

                А. Ж.

  Константиновская была основана в 1847 году и являлась одним из первых поселений на Новой лабинской линии. Название своё же получила в честь великого князя Константина Николаевича, брата российского императора Александра I. На момент основания станица представляла собой крепость, размером 300 на 250 метров. Она располагалась на самом высоком месте юго-восточной части станицы (нынешняя МТМ) и была оборудована Сторожевой вышкой и пушкой. Рядом было кладбище.
   Казаки занимались работой в поле и охраной крепости. Рядом всегда оседланный конь и казак в считанные минуты превращался в защитника от горцев, которые регулярно совершали на станицу набеги. Спустя полвека, 12 апреля 1899 года во время урагана в Константиновской начался пожар, сгорело 150 домов. На восстановление поселения потребовались сотни тысяч рублей. Чтобы сравнить эти затраты с сегодняшними ценами, для примера скажу, что корова в то время стоила три рубля. В 1866-1867г.г. для обводнения реки Чамлык (так как летом воды в нём была совсем мало), проводилась работа по разработке константиновского канала, соединяющего Лабу и Чамлык. В архиве записано: "Со стороны Лабы канал берёт начало между станицами Лабинской и Родниковской и длину имеет двенадцать вёрст" (12800метров). Станица богатела из года в год.
   Данные из архива:"Для удовлетворения местной потребности, в станице содержится 9 лавок с мануфактурой и мелочными товарами, питейных заведений 7. Наибольшего расцвета станица достигла в 1913 году, её население составляло 11000 человек, проживавших в 1315 дворах. В тот год в Константиновской родилось 530 детей, умерло 238 человек, образовалось 83 семьи. В станице имелось уже 26 магазинов, крестьянский банк, 8 водяных мельниц, 3 маслобойни, 2 кирпичных завода. Во время Гражданской войны в 1919 году генерал Врангель останавливался в одном из домов зажиточного станичника. В 1929 году на территории Константиновской организуется 4 колхоза: "Пробуждение", "Рассвет", "Сменовод" и имени "Красных партизан". Десятого августа 1950 года колхозы объединились в одно хозяйство, колхоз "Имени Молотова", а с 14 октября 1956 года колхоз получил название "Кубань". В двадцатых годах прошлого столетия крепостную стену разобрали, из кирпича построили дизельную станцию. А в 1930 году закончили строительство Дома культуры (нынешняя мельница). В настоящее время численность населения константиновского сельского поселения составляют 4100 человек.

                Реабилитация.

   Период хрущевской оттепели – это условное название периода в истории, длившегося с середины 1950-х годов по середину 1960-х годов. Особенностью периода было частичное отступление от тоталитарной политики сталинской эпохи. Хрущевская оттепель – это первая попытка осознания последствий сталинского режима, которая раскрыла особенности общественно-политической сущности сталинской эпохи. Главным событием этого периода считается XX съезд КПСС, который раскритиковал и осудил культ личности Сталина, подверг критике осуществление репрессивной политики. Февраль 1956 года ознаменовал начало новой эпохи, которая ставила своей задачей изменение общественно-политической жизни, изменение внутренней и внешней политики государства.
   Итак, политика хрущевской оттепели носила поверхностный характер и не затрагивала основ тоталитарной системы. Была сохранена господствующая однопартийная система с применением идей марксизма-ленинизма. Осуществить полную десталинизацию Никита Сергеевич Хрущёв не собирался, ведь она означала признание собственных преступлений. Поскольку отречься от сталинского времени полностью не получилось, то и хрущёвские преобразования на долго не прижились. В 1964 году назрел заговор против Хрущёва и с этого периода начинается новая эпоха в истории Советского Союза.
   Хотя период правления Н.С. Хрущёва в сравнении с деяниями его предшественника принято именовать «оттепелью», между государством и религиозными организациями наоборот наступило значительное охлаждение отношений. А 7 июля 1954 года ЦК КПСС принял Постановление «О крупных недостатках в научно-атеистической пропаганде и мерах её улучшения», которое, отмечая оживление деятельности «церкви и различных религиозных сект», увеличение количества граждан, отправляющих религиозные обряды, призывало партийные, комсомольские организации, Министерство просвещения, профсоюзы проводить антирелигиозную работу «систематически, со всей настойчивостью, методом убеждения, терпеливого разъяснения и индивидуального подхода к верующим людям».
   Проведение в жизнь Постановления было приторможено ввиду разногласия в руководстве, вследствие чего 10 ноября 1954 года было принято новое Постановление ЦК КПСС «Об ошибках в проведении научно-атеистической пропаганды среди населения», которое осуждало методы клеветы, оскорблений, административного вмешательства в деятельность религиозных организаций, «вместо развёртывания систематической кропотливой работы по пропаганде естественнонаучных знаний и идейной борьбы с религией». Более того, принятое 17 февраля 1956 года постановление Совета министров СССР «Об изменении порядка открытия молитвенных зданий» предоставило Совету по делам религий право регистрировать те религиозные общины, которые уже действовали без официального разрешения. С этого времени и до конца восьмидесятых годов прошлого столетия началась новая волна гонений на христиан. В некоторых случаях по своей жестокости она превосходила предыдущую.
   С приходом хрущёвской оттепели была дана относительная свобода слова. Можно было без страха смерти обращаться к властям по таким вопросам, о которых раньше и думать запрещалось. Представилась возможность получить хотя бы какую-то информацию о своих репрессированных и пропавших без вести родственниках.
   У Макейкина Антона Львовича был родственник, (шурин, т.е брат жены) Потапенко Андрей Иосифович. В тридцатые годы они с женой Тамарой, которая работала учителем, проживали в городе Сочи. Он работал инженером-строителем и тайно собирал информацию о репрессиях 1937 - 1938 годов, переписывал указы и цитаты главы государства, Постановления Правительства, информацию о репрессированных. Наконец-то в шестидесятых годах появилась возможность подать запрос в КГБ о судьбе Макейкина Сергея Львовича, которого арестовали 21 мая 1937 года и с тех пор никаких официальных известий о нём не было. У Андрея Иосифовича была сестра Татьяна, которая работала в сочинской милиции и содействовала в розыске Макейкина Сергея Львовича. Скоро пришёл и первый ответ.

                Краснодарский краевой суд.
                44-ус-723  Дата 14 января 1961 года.
               
                Справка.               
   Дело по обвинению  Макейкина Сергея Львовича 1898 года рождения, работавшего на день ареста кузнецом "Москкоммунстроя" в городе Сочи пересмотрено Президиумом краевого суда 31.12.1960 года.
   Постановление от 8 августа 1937 года в отношении Макейкина С.Л. отменено и в целом производство прекращено за недоказанностью обвинения. Макейкин С.Л. реабилитирован посмертно. По вопросу получения свидетельства о смерти следует обращаться в УВД города Краснодар.
 Зам. председателя Краснодарского краевого суда /подпись/Дегтярёв.
 
   Позже был прислан ещё один документ.

                Справка.
        О признании пострадавшей от политических репрессий.
   Женихова (Макейкина)Дарья Сергеевна, 1928 года рождения, уроженка станицы Надёжная Краснодарского края, на основании ст. 2-1 Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" от 18.10.91. признаётся пострадавшей от политической репрессий, как оставшаяся в несовершеннолетнем возрасте без попечения одного из родителей, отца  Макейкина Сергея Львовича, 1898 года рождения, репрессированного по политическим мотивам за якобы имевшую место контрреволюционную деятельность по установлению "тройки" НКВД по Азово-Черноморскому  краю от 8 августа 1937 года (без ссылки на закон) в виде высшей меры наказания - расстрела и реабилитированного Президиумом Краснодарского краевого Суда 31 декабря 1960 года.
      и.о. начальника отдела по надзору за исполнением законов о Федеральной безопасности, советник юстиции С.Г. Колесников.

   Подобные справки получили все дети Макейкина Сергея Львовича, но справки есть, а отца нет. По существу известие о реабилитации Сергея Львовича стало для семьи в Макейкиных извещением о смерти. Информация о расстреле, напечатанная ранее в этой книге была получена после открытия доступа в архивы КГБ уже после 2000 года.
   Хочется коротко рассказать о семье Потапенко Андрея Иосифовича, принимавшего участие в поиске репрессированного Макейкина С.Л. До войны они с Тамарой Ивановной жили в Сочи, но после переехали в Краснодар. Осели в пригороде, посёлок Южный, птицезавод "Кубанский". В начале сороковых годов у них родилась дочь Лиля, (её сын Андрей 1960 года рождения). Вторым был сын Иосиф. Он взял жену Нелли. У них было двое детей, сын Андрей 1964 года рождения и дочь Тамара 1966 года рождения. Последней родилась Антонина. Она была инвалидом детства, одна рука была немного короче. Но инвалидностью она не пользовалась, а наравне со здоровыми людьми работала оператором в банке. Нашёлся человек, который женился на ней, но после, на большом сроке беременности бросил её. Из-за сильных душевных переживаний у Антонины начались преждевременные роды, во время которых  она умерла. Персонал роддома был уволен. Мальчик остался жив, назвали Анатолием. За ним в роддоме ухаживала бабушка Тамара. Когда Антонине со дня смерти исполнилось сорок дней, бабушка отпросилась домой, чтобы сделать помин. По вине санитарки роддома Толик захлебнулся молоком при кормлении. Рядом с могилой дочери появилась и могила внука. Андрей Иосифович Потапенко прожил долгую и насыщенную жизнь умер весной 1980 года.
   Ещё у Макейкиных были родственники, по фамилии Кабелевы. Звали их бабушка Васёна (по паспорту Василиса Яковлевна) и дедушка Гаврюша (по паспорту Гавриил Трофимович), которые жили в станице Надёжной Отрадненского района. Супруги были очень добродушные и всегда с радостью принимали гостей, независимо от степени родства и длительности их пребывания. Бабушка Васёна доводилось Макейкину Сергею Львовичу двоюродной сестрой. И когда его расстреляли, семья лишившаяся кормильца, мужа и отца, находила в доме Кабелевых приют. Но это было в особое тяжёлые времена, когда из-за гонений совсем негде было жить и совсем нечего есть.
   В конце шестидесятых годов семья Кабелевых переехала в город Армавир. Они купили там небольшой домик. У Василисы и Гавриила была дочь Люба и внучка Таня.
Длинный и узкий проход вёл между двух заборов в глубину квартала туда, где стояло небольшое строение. Внутреннее убранство жилья было очень скромным, но чистота и порядок были здесь постоянно. Начищенные до блеска кастрюли и чайники, накрахмаленный рушник с замысловатыми узорами по краям висел на специальной полочке под зеркалом. Постели со взбитыми пуховыми перинами и подушками сияли белизной покрывал. А над кроватью был растянут плюшевый ковёр с оленями на фоне Кавказских гор. Печь считалась в доме "лицом" хозяйки. У бабушки Васёны она была всегда подбелена, с подведённым чёрным плинтусом. Он подчёркивал контраст и придавал этой старинной "мультиварке" особую чистоту и свежесть. Простота и уют в этом доме приносили радость и покой в сердце каждого побывавшего здесь. В добавок ко всему, в "красном" углу комнаты, за чуть приоткрытыми шторками виднелась икона. С неё на всех входящих строгим взглядом смотрел седовласый старик в царском одеянии. Бабушка Васёна была глубоко верующая по-православному, но супруг не разделял её религиозных чувств. Он был просто скромный и приветливый, хотя казалось излишне молчаливый. Молчуны, они всегда ценились на Руси, их уважали за мудрость, которую они спокойно и обдуманно высказывали. В 1983 году дедушка Гаврюша скоропостижно скончался.
Он оставил свою спутницу  доживать свой назначенный Богом век, который закончился в 1993 году.