Утоливший души человеческие, или Тэффи о мечтах

Светлана Холмогорцева
Годы назад, прочтя несколько моих юмористических рассказов, одна знакомая сказала мне: «Ты, видно, Тэффи начиталась». Даже сейчас мне стыдно признаться, что я не поняла, о чём это она. Дело в том, что я практически не была знакома с непривечаемой в СССР эмигрантской литературой, кроме некоторых излюбленных так называемым Самиздатом авторов. Термин «самиздат» в те годы обозначал подвижнический труд энтузиастов-просветителей, которым попадали в руки изданные за рубежом произведения российских литераторов-эмигрантов или официально запрещённых авторов-диссидентов.   Они их добросовестно перепечатывали на обычной печатной машинке под копирку. Даже самые лучшие из этих машинок больше семи копий не тянули, а никаких сканнеров и ксероксов в широком доступе и в помине не было. Отпечатанные экземпляры доводил до кондиции читабельной книги какой-нибудь переплётных дел мастер в свободное от работы время, и они начинали своё триумфальное, хотя и тайное, хождение из рук в руки.

Только благодаря этим анонимным энтузиастам, имена многих замечательных российских авторов, представителей всех жанров литературного творчества, не были забыты их соотечественниками. Но творчество Тэффи не относилось к приоритетным направлениям индустрии Самиздата, поэтому широкой публике она была неизвестна. Ну, не читала я ни одного рассказа Тэффи - Надежды Александровны Лохвицкой (1872-1952), одного из самых блестящих юмористов прошлого века. Чтобы восполнить пробел в моём образовании, приятельница срочно разыскала мне перепечатку рассказов Тэффи разных лет, и я начала запоем читать один за другим – оторваться было невозможно. Один из них меня особенно поразил: это рассказ «Когда рак свистнул. Рождественский ужас», написанный в 1911 году. В нём повествуется о том, что может случиться с ближними, если некоторые наши достаточно сильные пожелания в отношении них вдруг действительно начнут сбываться.

Вряд ли человек до такой уж степени не любит своего ближнего, чтобы сознательно призывать на его голову всякие напасти. Просто иногда люди, не со зла, а так - в сердцах, действительно могут пожелать кому-то, чтобы он лопнул от зависти, провалился сквозь землю, подавился своим ядовитым языком и прочее. Рассказ Тэффи, лёгкий, искрящийся юмором, достаточно убедительно демонстрирует, что лучше от подобных пожеланий на всякий случай воздерживаться, а то ведь они могут и сбыться!

Недавно мне снова довелось перечитать этот рассказ, и я хохотала до изнеможения. Тэффи – это автор, безукоризненно подбирающий наиболее подходящую словесную форму для воплощения увлекательного содержания своих рассказов. Когда у вас плохое настроение, в котором вы, как это часто бывает, вините прежде всего своих ближних, читайте Тэффи и смейтесь вместе с ней над собой и над всеми человеческими слабостями, которые, увы, никому не чужды.