Заключительный концерт Зауральского симфонического

Ольга Рыжова 2
Заключительный концерт Зауральского симфонического оркестра в Кургане

Заключительный концерт сезона 2018-2019гг. Зауральского симфонического оркестра под управлением Антона Шниткина, главного дирижёра и художественного руководителя, состоялся в Курганской областной филармонии 13 июня. Лето совсем пропало, уступив несколько дней… осени. Но сердце моё радовалось, ведь я шла на долгожданную встречу с ним, с любимым Оркестром.
Горожане и гости нашего города быстро заполнили большой зал филармонии, и мест пустых, как ни бывало, да и программки разошлись на «ура», их надо было ещё поискать… Честно признаюсь - смотрела, слушала и наслаждалась!
Первое отделение было посвящено творчеству Иоганнеса Брамса немецкого композитора XIX века, в прошлом году (7 мая) ему исполнилось бы 185 лет. Ведущая концерта, музыковед Татьяна Пак познакомила нас с творчеством И.Брамса. Композитор, пианист, преемник романтизма, его произведения отличались своим особенным стилем, сочетающим в себе эмоциональность и порывистость, свойственные романтизму, а так же стройность и строгость, свойственные классицизму. Им было написано около восьмидесяти произведений для оркестра, отдельных музыкальных инструментов, мужского хора. И этим июньским вечером мы слушали его прекрасную «Трагическую увертюру», написанную в 1880 году для венского Бургтеатра (Бургтеатр планировал поставить на сцене Придворной оперы трагедию Гёте «Фауст»). Этим планам не суждено было сбыться, но увертюра была написала: в ней перемежаются трагические образы с лирическим просветлением, патетические нотки с затаённым ответом. Тихий и хмурый эпилог и… неожиданный взрыв, так закончилась эта симфоническая баллада И.Брамса.
Ещё в молодости Р.Шумен предрекал Брамсу судьбу автора симфоний. Перед первой своей симфонией Иоганнес Брамс написал «Вариации на тему Гайдна», не первые вариации на чужую тему. Композитор в своём сочинении подчеркнул основные черты Гайдна: остроумие, юмор, динамичное, мотивное развитие. Альты, скрипки, флейты звучали и развивали наше воображение. И вот здесь я увидела и поняла, что Оркестр, живое существо, а дирижёр - душа и сердце Оркестра! Крики «браво» не стихали, никто не хотел уходить на перерыв.
Во втором отделении звучала «Симфония №1 соль минор «Зимние грёзы» Петра Чайковского, его первая симфония, где впервые проявляются и формируются образы, характерные для дальнейшего творчества русского композитора. Слушая эту симфонию, понимаешь - только русский человек мог написать такую музыку!
Можно закрыть глаза и слушать. А вот что можно «увидеть»: первая часть «Грёзы зимнею дорогой» начинается тихим звучанием скрипок - звенит морозный зимний воздух, шуршит падающий с веток снег, затем вступают флейта и фагот – ты видишь широту русских просторов, вступают альты и виолончели – будто порывом ветра обдаёт. Звучит мощная богатырская тема – задумчивая песня кларнета, как бесконечная зимняя дорога… Оканчивается первая часть тишайшим звучанием, как отзвук и напоминание, и теряется в шуршании снега…
Во второй части под названием «Угрюмый край, туманный край» образ природы сливается со спокойным, задумчивым, лирическим настроением. Создаётся впечатление воздуха и простора! Звучат гобой, флейта, фагот. Появляется волнение, напряжение нарастает. В кульминации вместе звучат гобои, кларнеты, валторны и… спад звучности, и снова зимняя нескончаемая дорога…
В третьей часть симфонии «Скерцо. Allegro» угадываются мотивы народных масленичных гуляний, песенности. Музыкальный ритм темы остёр и причудлив.
В финальной четвёртой части «Финал. Andante lugubre. Allegro moderato» звучит народная песня в оригинальной обработке композитора. И завершается симфония радостной, колокольной музыкой, праздником!
Зауральский симфонический оркестр под управлением Антона Шниткина попрощался со слушателями до осени. Спасибо Оркестру!

15 июня 2019 год