Явление гор. Узбекский кетмень

Виктор Каблов
Узбекский кетмень как инструмент и символ

Поэзия рабочего инструмента. Текст  носит по существу инженерный характер.

Эта глава продолжает тему дороги Куршаб-Ош. Глава преимущественно «узбекская» так, как дорога идет по равнине, а  на равнинных местах живут  в большой части узбеки, несравненные трудолюбивые  земледельцы.

Мне хочется с уважением написать об узбекском  кетмене.  Это и инструмент и символ трудолюбия  в Средней Азии. Узбекский дехканин и кетмень – нераздельные вещи. Конечно, кетмень не только узбекский инструмент.  Мужчина – узбек, киргиз, таджик - должен  владеть кетменем при самых разных земляных работах. Мужские дела. И все же кетмень – это прежде всего узбекский предмет.

  И нужно воспевать не только розы, но и то, чем мы работаем.  И никакие компьютеры и гаджеты не приведут к отмене простых инструментов, являющихся как-бы продолжением наших рук. Как и никогда не отомрет простой труд. И кто-то будет копать и рыхлить землю хотя бы на небольших участках, пилить,  сажать деревья.

Я вспомнил само слово кетмень – думал уже и забыл. Как и другой,  по своему совершенный инструмент – урак.  Урак это своеобразный серп в виде небольшой косы на короткой ручке. Исключительно удобен при выкосе сорняков на огороде, особенно большой травы и мелких кустарников. В каждой деревенской узбекской семье есть урак. Странно, что он не распространен в нашей средней полосе. Мы привезли в Россию один урак из Киргизии и долго использовали его на даче.

И кетмень и урак изображались на разных гербах и символических изображения в советское время, когда воспевался труд.

Кетмень  - это тяжелая тяпка или мотыга весом почти в килограмм, в которой ее кинетическая энергия позволяет легко и быстро рыхлить верхний слой любой почвы.
Перекопка земли идет практически без оборота пласта, с меньшими энергозатратами и существенно большей скоростью обработки поверхности земли.
На рабочей части предусмотрены профилированные желоба, улучшающие качество рыхления и отсекающие налипающую на лопасть землю. Лезвие должно быть остро заточено.

В отличие от мотыги он обладает большей рабочей поверхностью и позволяет более глубоко и тщательно обрабатывать почву.  Подходит не только для заранее вскопанных участков, но и целины. Кетмень хорош на больших площадях. Можно копать и жесткую сухую почву.

Я видел как узбеки кетменями копали глубокую яму, ловко перебрасывая зацепленную землю через плечо. У русских так никогда не получалось.

Кетмень легко входит в землю,  т.к., конструктивно у него убрано трение как с лицевой стороны, так и с обратной, и, поэтому почва любой влажности к нему не прилипает.  Если почва сухая и жесткая, нужно ударять по ней углом кетменя, а потом уже поворачивать его.
 
Смотрите ролик о сравнении (тест) кетменя и лопаты.
https://www.youtube.com/watch?v=BkyVkoirMW0

Летающие кетмени.
В фильме-комедии «Абдулладжа;н, или Посвящается Стивену Спилбергу»  Зульфикара Мусакова о приключении пришельца в узбекском кишлаке  кетмени стали летать, что вызвало радость сельчан, так как добраться в город или на базар перестало быть проблемой. Добрый и мягкий, очень узбекский фильм.

 Спасибо Владимиру Кутузову-Урганчи за совет посмотреть этот фильм.

Я пылко и долго расхваливал соседу по даче достоинства кетменя, пока он вдруг не сказал:
- А у меня есть кетмень.
- Как?-вскричал я.
-Сейчас поищу.

Он покопался в кладовке и вынес мне слегка заржавленный, но самый настоящей кетмень. Не такой как на фото, а широкий и полукруглый с острыми углами. Кетмень был тяжеловат, но как раз то, что надо

Я попросил соседа дать мне кетмень на время.
- Без проблем, - сказал он.

Я тут же пошел на свой участок.

Сначала я с легкостью избавился в одном месте от уже хорошо укоренившейся травы.
Обычной тяпкой я бы долго и суетливо мельтешил.
Потом перешел на одну полоску с уже засохшей землей. И необычно легко взрыхлил ее, вонзаясь в землю сначала острым углом, а потом слегка поворачивая кетмень.

Самое приятное было то, что спина не болела от работы.

Я почувствовал себя сильным, здоровым. Ура!!!

Но это понятно, из-за своей тяжести кетмень обрушивался на землю с большой кинетической энергией, а подниать его было не трудно - работали другие мышцы, которые не напрягали спину.

А вот что было совсем необычно так это то, что я становился добрее. Мысли были добрые, слова не были словами злословья. Просто чудотворное влияние кетменя на мою психику!

Дочь  смотрела на меня и слушала меня с большим удивлением и радостью за меня.

Вот и думаю- какой  гаджет способен на такое!

Я хотел восхвалить обычный труд, а оказалось что некоторые простые вещи могут сотворить чудесные превращения с нами.
Хороший инструмент -легко делается дело - хорошее настроение.
Лев Толстой это понимал, когда шел косить или пахать землю.


И все же есть в кетмене что-то мистическое...