Банка квашеной капусты. - окончание

Аида Дружинина
   Очень трудно написать рассказ о человеке, который стал частью твоей жизни, и не сказать "я" или "мы". Поэтому, извини, дорогой читатель, если встретишь эти местоимения. Да и писать трудно. Николая Ивановича больше двадцати лет нет рядышком, а в памяти... будто живой... и будто с ним разговариваю.
   Морошкин Николай Иванович работал в авто-транспортном цехе глинозёмного комбината.  И... любил он свою "ласточку" больше жизни. Ни одной аварии. Сутки работает... два-три дня дома - одному ему известный график.
   Я перешла на работу ближе к дому и стала директор парка "Железнодорожник"
Вот... всё своё свободное время Иваныч и проводил в этом парке... И как-то очень быстро со всеми подружился и даже умудрялся помогать. Он там, где много народа. И на аттракционах поможет присмотреть и мне на глаза не попадётся. такое... врождённое чувство такта. Или к сыну уйдёт музыку слушать. У Роберта дискотека лучшая в городе. Но... пока его не позову...- мешать "ни-ни..."
   Выходной общий мы любили бывать в лесу. К нам с Украины приехал брат Женя. Вот с ним мы и устраивали рыбалку...,  уху варили на берегу... Стихи , песни у костра...  рассказы... воспоминания. Самое лучшее время осталось у этих костров. Привезём птичкам зерна... Они и стараются вовсю... Концертами развлекают.
Я варю уху казачью...донскую.  Иваныч костровой.  Женя с Робертом ловят рыбу и гостей развлекают. Жена Роберта Татьяна песни распевает... Друзья помогают - в палатке салаты готовят.  У нас даже любимая поляна была, где устанавливали палатку.  Женя жил в ней всё лето.  На костылях много и далеко не уйти... а рыбалку он любил до фанатизма. Вот, все, кто нас хотели видеть... сначала находили Женю. Он знал где и кто находится.
   Вскоре Иваныч вышел на пенсию. Стал домашним главнокомандующим. с ним было и хорошо и надёжно.
   Он знал все секреты, которые от меня скрывали мои "дети"  Брата я вырастила с пелёнок,  Из-за болезни мамы он жил у нас  с четырнадцати лет. Сын мой стеснялся называть его дядей. Так и повелось:- наши дети.  Если мужчины задумывали что-то,
Иваныч брал бразды правления в свои руки, как старший в доме.  Выглядело это так:
-Ты, уж Женьку не ругай. Он же для нас старался.
-А, что он опять натворил?...
-Да ничего особенного. Ну, подумаешь... пенсию на крючки потратил... Зато какие катушки купил... Сами щук ловят. А куртку мы ему с моей пенсии купим. Хоть он и говорит, что она ему не нужна..., а не помешает.
   Всё. Я знала, что мне не только Жениной, но и Иванычевой пенсии не видать.
   Или...ещё...
-Слушай, мать...Я тут подумал...-зачем мне новый плащ.  Вот Ромка хочет телевизор новой модели... Так он его и купил уже. Ты нас только не ругай. Он и тебе понравится. А что не посоветовались... так у нас и времени не было. Иначе бы магазин закрылся. Ну,  так они его привезут на такси... Ох и хороший. Потом сама ещё спасибо скажешь.
   Так получалось... я последней узнавала новости в доме.  Мол...не пойдут же они с пустяками меня на работе тревожить.
   Однажды собираюсь домой. Заходит Иваныч. Давай, мол по парку прогуляемся...
-Что там у вас..
-Да, молодёжь со смотра приехали.  Скардинцы опять победили на смотре.  У Ромки, как всегда-первое место.  Молодец сынок.  Пусть посидят без нас...там одни милиционеры.
-Они что, без жён.
-Нет. Жены все при них.  Ну... пусть поговорят... без нас. Успеем и мы их поздравить. Да я уже и поздравил.
   А тут и моя очередь идти на пенсию подошла.
   Да - в девяностом.
   Что будет... Как дальше жизнь пойдёт...
   Только мои мужчины не унывают. И снова ставят меня перед фактом. Роберт заявляет:
-Пойдём в фермеры.
-Зачем?  Вы не знаете эту работу.
-Иваныч знает. Так мы уже фермеры. А хозяйство знаешь как назвали?
-И знать не хочу.
-"Аида". А ты наш бухгалтер. Зачем нам чужие...
-Вот так раз...
 
   Всё. Началась новая жизнь.
   Мужчины в лесу. Вагончик под Черной речкой. Меня пока не берут. Но рассказов много. Всем всё нравится.  Мол...земля в лесу.  Даже...ручей свой.  Воды привезли- пробуй.  Вкусная... А воздух... А- красотища... Рядом соснячок и... ромашки. Целая поляна... А крупные, как астры... и букет дарят... И правда,  таких крупных не видела. Даже Женя поехал кашеварить. И домой не проситься.
   Держу в руках газетный листок. Смотрю на фото. Три фермера едут в Москву на первый съезд. среди них - Морошкин Николай Иванович. Наш Иваныч. На съезде знакомится с председателем Башмачниковым. Сидит с ним в зале рядышком... и до конца дней- переписка.
   Встречаем ребят со съезда.
-А Иваныч?...
-Он на недельку задержится.
-У Виктора?
-Нет. У брата он жил. Его они из гостиницы забрали. В Белоруссию поехал. Родных навестить.
Через неделю приехал.  Привёз от моих сестёр и приветы... и фото Брестской крепости... и воспоминания. И ещё... обещание к нам приехать. 
   Однажды привозит знакомый фермер сына с земли. Простыл.
-Отец завтра будет. Технику пристроит.
   Завтра - нет. Послезавтра тоже. Связи никакой... Надо искать. Сын на поправку пошёл, но слабость в ногах... Двенадцать километров не пройти. Собрала рюкзак. Роберт нарисовал карту дороги. Поехала на электричке до Чёрной речки...
   Перешла речку... Иду по дороге. Воскресенье.  Ни одной попутки. Ага!...
Стрелка - дорога сворачивает на Левоявную. Значит, иду верно. Осталось километра два. Вот и соснячок. Тут нужно быть внимательной. Тем более, уже вечереет.  Ещё посадки сосен... Глубокий след трактора. Всё. Нашла... А вот и ромашки крупные. Целая поляна. Прохожу тропинкой мимо сосенок... Поле... И вот он...- трактор. А рядом Иваныч тросиком прочищает косилку от травы.
   Тут уже... я на месте. Волнения позади... Сбросила рюкзак. Приняла стойку фехтовальщика... Руки - в боки...-  стою.  Может, посмотрит в мою сторону... провинившийся.  Так... повернулся.  Беглый взгляд... - мимо.  Резко поднял голову... Протёр глаза:
-Убери руки!
   Убрала. Подхожу.
-Ну, некогда было. Пока погода стоит, докосить нужно. Как там сынок...
   Всё. Давай помогать ему. Время к ночи.
   А через год... На этой поляне косили сено. Подъехали фермеры соседние. Устроили чаепитие. Иваныч поставил трактор на холостой ход. Прилёг на одеяло отдохнуть. Голова на коленях сына. Идёт беседа. Роберт гладит седые непослушные волосы... Так хорошо вокруг...
   Трактор начинает медленно идти с горки.
-Далеко не уйдёт. Кусты рядом.- говорит Роберт.
-И правда.- отвечает Иваныч. И вдруг, вспомнил:
-Права и паспорт!... резко вскочил и побежал...  Лёгкие не выдержали. С войны он привёз туберкулёз лёгких.
   И всё это на глазах сына и друзей.

 Николай Иванович Морошкин так любил свою землю...
 За неё воевал...
 На ней и остался.


       На снимке двоюродные братья Виктор Рябенко и Николай Морошкин