О формировании нашего и западного менталитетов

Ольга Чебаевская
1. ВЛИЯНИЕ КЛИМАТА
Географический – главнейший фактор
В формировании менталитета.
В суровом климате чтоб выжить как-то,
Особые принять приоритеты
Нам, на Руси, пришлось: мы помогали
Друг другу – только так и выживали.
Плохие урожаи на Руси,
Не уродилась рожь – ты попроси
Соседа – выручит на этот год.
Ведь много мы от климата невзгод
Терпели. У него неурожаи –
Теперь же мы его бы поддержали.

И раз расчет «моё – моё лишь только»
С погодой нашей сложной не стыкуется,
Отдача по нехватке формируется:
Когда ты получаешь столько, сколько
Необходимо, а отдать ты должен
Согласно силам (не формально тоже) –
Коллективистский наш менталитет,
Где широты души приоритет.

Из-за неурожаев очень частых
Землёй не дорожили: хоть пропасть ей!
Легко в другое место перейти
Нам было: раз – и мы уже в пути.
Отсутствие ограничений, вольница
И русское «авось, само устроится»,
Непредсказуемость, кураж, свобода –
Формировались качества народа.
Ментальность наша иррациональная,
Которой тесно только матерьяльное.
Не ограничена нисколько также
Закона буквой. Не за чем ей даже!

И раз сельскохозяйственный сезон
Короткий слишком, формирует он
В ментальности движенье на рывок
(Работы на полях чтоб сделать в срок):
Способности к поступкам сверхрешительным,
Ведущим к результатам вдруг спасительным.
И качественно резкий вдруг отрыв
Стал свойством нашим в достиженье целей:
К победе неожиданный прорыв
Мы часто совершать потом умели.

А в европейских странах урожай
Отличным был – землёю дорожили.
Там земли людям хорошо служили –
С участков хоть во(о)бще не уезжай.
Раз есть теченье тёплое – Гольфстрим,
Условья даже в Англии получше:
Там семь, у нас – четыре или три
Семян из одного зерна получишь.
Развилось так к индивидуализму
Стремленье в людях и рациональность,
На мир смотрели через эту призму,
«Сам каждый за себя» вошло в ментальность.
Границы провести своё / чужое,
А после защитить свои права
На Западе стремились. Не ушло и
Там закрепилось то, что задавал
Им климат их. Законопослушание
Там до сих пор находит понимание.

2. ВЛИЯНИЕ ОРДЫНСКОЙ СИСТЕМЫ
Есть свойства в людях индивидуальные,
А кроме них – есть ценности ментальные.
Пассионарным был по свойству личному
Чингис. Привнёс он ценность идентичную
Нам, русским. Важный фактор в становлении
Менталитета нашего – Орда.
Не подавляло нас их управление,
И ига мы не знали никогда.

Пассионарность – что же это значит?
Врождённый дан приоритет отдачи.
Ведь для пассионарных всех людей
Задачи общества всегда важней,
Чем личное своё благополучие.
Такие силы им даны могучие!
Ты в полученье ограничен строго,
Чтоб эго не забрало слишком много.
А обществу чтоб силы предназначил,
Не ограничен вовсе ты в отдаче.
В пассионариях приоритет
Отдачи перед личным полученьем,
Поэтому ограничений нет:
Он адекватен без ограниченья.
Традицией не ограничен он,
К прорывам в будущее устремлён.
Те, кто пассионарием родится,
Ломают все отжившие традиции.

А в Азии во время Чингисхана
Традиции, – упрямее барана, –
Неукоснительно блюсти велели.
Пассионарии же – не хотели.
Пассионарных изгоняли в степи
На гибель верную. Умрёшь, не стерпишь,
(Чтоб было всё, как испокон веков,
Не снимем мы с традиции оков.
Настолько все традиции дороже!)
Пассионариям под силу всё же
Там выжить, хоть в степях жить не пустяк.
Чингис собрал войска, а их костяк
Сформировал он из неординарных,
Таких же, как и он – пассионарных,
Тех, кто был изгнан, но всё ж не погиб,
В ком нестандартный был ума изгиб.

Что требовал от войска Чингисхан?
Что для него определяло ранг?
Не род и знатность, а потенциал,
Талантам лишь значенье придавал.
Национальность, вера, знатность, раса –
Ничто не важно. Были все равны –
Так свод законов у Чингиса – Яса,
Предписывал, и были все должны
Им следовать. Карал Чингис сурово
За неприязнь и эгоизм любого.
Иной в другом национальный признак,
И кажется, что человек тот хуже –
Неверных ценностей ты видишь призрак,
Ведь обществу наш вклад в него лишь нужен.
Сегодня-то всё это очевидно,
Для тех времён же – очень прогрессивно.
«Ты о товарище, не о себе
Сначала думай, а он – о тебе».
Для тех времен – устав неординарный.
Так прогрессивен дух пассионарный.

Чингис нёс справедливость неформальную
(Не по закону и не по традиции),
Многонациональность изначальную,
Стремление для общества трудиться и
От внешних притеснений защищать
Людей. Свободу, мир всем ощущать.
Чингис не ставил целью подавить,
Порабощение нести народу,
Хотел под властью всех объединить,
Оставив самобытность и свободу.

До самой Венгрии войска Чингиса
Экспансию тогда осуществили,
Пассионарность ж только нам привили –
Их взгляд на мир в ментальность нашу вписан.
Не иго при Орде, а симбиоз,
Он русским много ценного принёс.
Пассионарности их зёрна дали
Ростки в ментальности лишь только нашей,
Народности другие не впитали
Ту справедливость, нет которой краше.
Нам задали условья климатические
К пассионарности предрасположенность.
Чингис её нёс и другим всем тоже, но
Не восприимчивы умы практические.

У русского – приоритет отдачи:
Он щедр и смел – Чингисом всё даровано.
Что для земель ближайших это значит?
Здесь лучше, чем другим быть завоёванным.
Многонациональная страна
(Войска такие у Чингиса были):
Притягивала, как ядро, она
Народности, что по соседству жили.
Страна у нас, как войско у Чингиса,
Чтоб обеспечить мир лишь, воевала
И равенство народов сохраняла,
И подвиг наш в историю записан.
По высшей справедливости мы жили:
Не по традиции, не по закону.
Как у Чингиса ценности в нас были,
Ментально Чингисхан нас всех затронул.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ МАТЕРИАЛЫ:
Тренинг "Системно-векторная психология" Ю. И. Бурлана
Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1990
Гумилеев Л. Н., Ермолаев В. Ю. Чингис-хан - неожиданный ракурс. http://gumilevica.kulichki.net/articles/Article51.htm
Милов Л. В. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса.
http://vadim-blin.narod.ru/milov/3-zakl.htm
Фурсов А. И. Ордынское иго как инструмент формирования русской государственности.
https://www.youtube.com/watch?v=Jmk0NQDzWHg