Досифея

Попова Наталия Борисовна
Ребёнком маленьким, невинным,
Попала в монастырь навек,
Там бабушка, вдова Порфирия,
Монашкой коротала век.

И монастырские уставы
Взрастили властный, крепкий нрав.
Мечтала о священной славе,
Суетность жизни всей поправ.

Смерть бабушки. Отроковицей
Вновь поселилась в отчий дом,
Но светской жизни вереницы
Не манят, думы о другом.

Решенье принято: мужские
Одежды на себя надев,
Уедет в монастырский Киев,
Жизнь светскую навек презрев.

И там, куда бредёт паломник,
Где Днепр приветливый течёт,
В Китаево, в пещере тёмной
Душа покой вновь обретёт.

Идёт молва о старце Досифее,
Сама царица встречи ждёт.
И Прохор Мошнин, сильный в вере,
Напутствие здесь обретёт.

Плита лежит в церковном нефе,
Тут Досифея с миром спит.
Её портрет, на барельефе
В поклоне Мошнин слово бдит.

Идут к ней на поклон миряне,
Влюблённые сюда спешат.
И верьте: счастье будет с Вами,
Коль Досифея даст свой лад.


Досифея Киевская (в миру — Дарья Тяпкина; 1721 — 25 сентября 1776) — православная святая, почитаемая в ликепреподобных. Подвизалась в XVIII веке в Киево-Печерской лавре под именем рясофорного монаха Досифея. Память совершается (по юлианскому календарю): 23 июня (Собор рязанских святых), 27 июля и 8 октября.
Родилась Дарья в семье рязанских дворян Тяпкиных в 1721 году. Когда малютке Дарье было два года, родители её посетили святые места Троице-Сергиевой лавры и, по пути, остановились в Вознесенском монастыре у старицы Порфирии, бабушки преподобной, незадолго до того решившей посвятить остаток своей жизни Богу. По настоянию Порфирии Дарья осталась у неё и находилась в стенах монастыря до девяти лет. Порфирия усердно воспитывала внучку, прививая ей христианские добродетели: смирение, нестяжательность, послушание, любовь к ближнему. В результате, когда родители забрали дочь в семью, Досифея не смогла ужиться с нравами дворянской жизни.
 Переселению в родительский дом Дарья была совсем не рада. До шестнадцати лет она сохраняла в семье подвижнический дух: спала на доске, была чужда развлечений своих родных и никогда не ходила на балы и прочие светские собрания, не употребляла предлагаемую ей пищу, а питалась гораздо скромнее. В конце концов, под угрозой выдачи замуж ей пришлось убежать из дому, и в шестнадцать лет она оставила родительский дом и ушла в Москву в поисках монастырского пристанища.
Придя в Москву и посетив знакомые с детства места, Дарья поняла, что спрятаться от поисков родителей ей будет непросто. Тогда она покупает на базаре мужскую одежду и приходит в Троице-Сергиеву лавру, представившись беглым крестьянином Досифеем. Законы тех времён могли разрешить настоятелю принять такого юношу в братию только с разрешения св. Синода или императора. Тем не менее, Досифея оставили на послушании. Три года длилось такое пребывание подвижника в монастыре, однако родители Дарьи, обыскавшиеся её к тому времени, заехав как-то в святую лавру, издалека приметили Досифея и организовали с ним встречу. Опознав ждущих встречи родных, Досифей не стал дожидаться разоблачения и тотчас направился в Киев. В Киево-Печерской лавре Досифея также не приняли. Тогда подвижник ушёл в пригород под названием Китаево и, выкопав в горе пещеру, по примеру преподобного отца Антония, начал дело спасения. Питался Досифей хлебом, водой и подножным кормом и никогда не держал в пещерной келии огня. В то же время слава об удивительном подвижнике стала распространяться в округе.
Досифей благословляет Прохора Мошнина (Серафима Саровского) на монашеское житие.
Монашеский постриг Досифей обрёл внезапно. В 1744 году императрица Елизавета посетила Киев и, узнав о подвижнике, пожелала посетить его лично. Она пришла в его келию, общалась с ним, а узнав о том, что Досифей ещё не пострижен, позволила принятие в монашество своим распоряжением и лично присутствовала при таинстве. Досифей стал рясофорным монахом Киево-Печерской лавры.
В дальнейшем Досифея, не оставляя затворничества, взяла на себя подвиг старчества, существуют предания, что и Христа ради юродства. Окормляя прибегающих к её советам, она воспитала в духе наивысшей добродетели своего келейника Феофана, ставшего впоследствии соловецким подвижником. Также Досифей благословил в 1776 году 22-летнего Прохора Мошнина (Серафима Саровского) на подвиг спасения в Саровской обители. Подвизался старец на Китаевой горе и в лавре на Дальних пещерах.
Перед смертью старец вышел из затвора и слёзно попросил у всех прощения. Прожив от рождения 55 лет, старец Досифей преставился, предстоя в молитве, 25 сентября 1776 года, в день памяти Сергия Радонежского.

Тропарь Досифеи Киевской
Иже Духом Святым издетска Христу обручена была еси,
И, сокрывши себе отмира в подобии мужестем,
Пещерное затворение сладостно восприяла еси.
Молися о нас, Досифея славная, Жениху твоему,
Да избавит нас от мрака греховного И спасет души наша.
Досифея предала свой дух Богу в молитве, при этом в левой руке у неё находилась записка: «Тело моё приготовлено к напутствованию вечной жизни; молю вас, братия, не касаясь предать его обычному погребению», что и было исполнено в точности.
Тайна была раскрыта, когда родная сестра Дарьи взглянула на портрет старца Досифея на надгробии и узнала свою пропавшую сестру. Тогда все поняли, что старец Досифей не кто иной, как девица. Стали понятны многие необъяснимые факты из биографии святой. Тем не менее, три попытки обрести мощи Досифеи оказались неудачными.
Прославление преподобной произошло в 1993 году вместе с преподобными Феофилом, Алексием и Парфением, а также Христа ради юродивым Паисием. Мощи преподобной Досифеи пребывают под спудом с северной стороны приходской Свято-Троицкой церкви на территории Китаевской пустыни. В пещерном храме Собора Пресвятой Богородицы, построенном на месте подвигов Досифеи и других подвижников, оборудована т. н. «келья Досифеи», где каждый может почтить память преподобной.
Постановлением Священного Синода Украинской Православной Церкви (Московского патриархата) от 27 июля 1993 года, канонизирован: Прп. Досифей, Киевский, рясофорный монах (†1777) — Память 25 сентября ст. ст. / 8 октября н. ст.[1][2]. Определением Архиерейского собора РПЦ от 3 февраля 2016 года установлено общецерковное почитание преподобной Досифеи, затворницы Киевской[3].

«Откуда есть пошла…» Хотя официально история Китаевской пустыни начинается лишь в начале XVIII века, своими корнями она уходит в глубину веков — ко временам князя Андрея Боголюбского. Хотя, если верить ученым, первые здешние поселения предположительно образовались в III-I тыс. до н.э., в эпоху меди-бронзы и раннего железного века. В VIII-IХ вв. нашей эры у подножья Китай-горы возникает славянское поселение-посад. Десятым веком датируется появление Китаевского городища. А откуда же вообще пошло это название? И какое отношение имеет к Поднебесной? Да, в принципе, совершенно никакого. Хотя по поводу его происхождения исследователи спорят до сих пор. По одной версии, оно произошло от тюркского слова «китай», означающего «крепость». И это похоже на правду. Действительно Китаево предстает древнейшим военным форпостом языческих славян, располагавшимся на подступах к будущему Киеву. По другой версии — название произошло от древнерусского «кит» (то есть длинная жердь, которыми обносили в древности крепости). Наконец, по третьей, — то ли от прозвища, то ли от языческого имени князя Андрея Боголюбского, чей терем, как считают, стоял на вершине Китай-горы. Его имя появляется в княжеской грамоте 1159 года. Предполагается, что около этого времени в Китаеве и вырос первый отшельнический скит, где оседали монахи из Киево-Печерской обители.