По конкурсу - Моя Россия

Творческая Мастерская Алкоры
http://www.stihi.ru/2019/05/05/3075 - Конкурсная страница
http://www.stihi.ru/2019/06/18/2955 - Итоги конкурса

На конкурс, посвященный Дню России 12 июня 2019 г, было представлено 37 произведений. В списке географических названий мест, которым были посвящены стихи участников, встречаются следующие географические названия:

Россия (9 ст-ий)
Древняя  Русь

Север Кольского п-ва
Республика Крым
Уральские горы
река Волга
Волга у г. Тутаева Ярославской обл.

Ростовская обл. (быв. Донской край)
Некоузский р-н, Ярославской обл.

Москва
Санкт-Петербург (4 ст-ия)
г.Саратов

г. Азов Ростовской обл.
г. Изборск  Псковской обл.
г. Велиж  Смоленской обл.
г. Сасово Рязанской обл.
г. Стародуб Стародубского р-на Брянской обл.
г. Евпатория, республика Крым

дер. Ласки Мещовского р-на Калужской обл.
дер. Ядрово Волоколамского р-на Московской обл.
дер. Соловьёво Кардымовского р-на Смоленской обл.

село Перевальное Симферопольского р-на, Крым.
пос. Умба Мурманской обл.
Параньга Параньгинского р-на Республики Марий Эл
хут. Духовской  Гулькевичского р-на Краснодарского края

В эту статью я отобрала  тексты стихов, раскрывающих заданную тему искренне и с любовью к родному месту. Не все из них (на мой взгляд!) соответствуют условиям номинации - не везде идеален язык или  есть недоработки по форме, но, поскольку судьи их отобрали, то они заслуживают того, чтобы их опубликовать.

Все неудачные (на мой взгляд!) фразы в текстах стихов я, как обычно, выделила заглавными буквами и сопроводила  строки комментарием на полях о виде недочета исполнения:

 - "РУ" - означает наличие в строке ошибки распада ритмического ударения с фонетическим,
- "рифма" - означает наличие в строке ошибки потери рифмы или очень слабой рифмы,
- "ритм" - означает наличие в строке сбивки по числу стоп,
- "конструкция" - означает неудачную конструкцию предложения,
- "инверсия" - неестественный для литературной речи порядок слов в предложении,
- "перенос" - неудачное место для разрыва слов - переноса предложения в другую строку или строфу,
- "строфа" - смена вида строфы, другой вид и порядок рифмовки.

Как обычно, номер перед названием стихов соответствует номеру участника в анонимном пакете принятых произведений. Авторскую пунктуацию некоторых стихов я отредактировала (для лучшего их восприятия). 

Надеюсь, что вы получите не только удовольствие от чтения этой подборки, но и извлечете из статьи какую-то пользу.

************************************************

1. В РОДНОЙ СТОРОНЕ. ОВЧИННИКОВА ТАТЬЯНА СЕРГЕЕВНА (г. Саратов)

Никогда и нигде не встречала я выше небес,
Чем в родной стороне. Здесь не видно ДУБОВЫХ ВЕРШИН,
По колено - трава, на полянах ромашек - не счесть,
Здесь поют соловьи по ночам для души от души,

В Липках липы шумят, РАЗДАВАЯ ПОКЛОНЫ весне,
На Кумыске, в бору, сосны лапы кладут на плечо.
По тропинкам лесным так приятно бродить в тишине!
Рядом пёс - верный друг. Километры ему нипочём.

Я ныряю в траву - надо мною плывут облака...
ЯРКО-КРАСНЫЙ рассвет на Саратов набросил ФАТУ. 
Город мой под горой - я "качаю его на руках"
И в любви признаюсь, воспевая его красоту.

Никогда и нигде не встречала я шире реки,
Зеленее полей и вкусней родниковой воды -
Уезжая на день, я уже умираю С тоски,                от тоски
Вспоминая свой дом и цветущие в мае сады.

Стихи, попавшие в пятерку лауреатов, меня, к сожалению, огорчили: они хороши по содержанию, но, если уж побеждать, то обязательно без малейших погрешностей речи! Не понравилось мне в последней строфе разговорное "с тоски" вместо "от тоски", не по душе "дубовые вершины" (в этом варианте определения создается ощущение, что речь идет о древесине, а не о живом дереве!), удивил образ "раздающих поклоны ЛИП" - крепенькую липу я менее всего могу представить себе раздающей поклоны!). Да и образ с фатой, которую набросил именно "ярко- красный" рассвет тоже показался неудачным: красный цвет вместе с образом белой фаты  воспринимаются странно. Все это - мелкие придирки, для просто хороших стихов - сойдёт и так, а для лауреатских - не годится...

2. ДАЛЬ РАЗДОЛЬНАЯ, РУСЬ ЛУЧИСТАЯ! НИКОЛАЙ КАТАЕВ 2 (Россия)

Не найти покой в джунглях каменных –
Мельтешение громогласное,
Огоньки реклам ярким пламенем
Затмевают нам зорьки ясные.

Несусветная ОКОЛЕСИЦА,
Мотыльком летим, легковерные.
ИЗ ЦЕПОЧКИ ДНЕЙ ВЬЮТСЯ месяцы,
Автострадная гонка нервная.                логика связи  предложений

А за городом тишина звенит!
ЛУГОВОЙ ПРОСТОР душу радует.
Пусть порой у нас утомлённый вид,
Но для радости много надо ли?              логика связи  предложений

Воля-волюшка, ШИРЬ БЕСКРАЙНЯЯ!
Освежающий ветер ласковый,
Соловьиные трели ранние,
Попадаете сразу в сказку вы!      

ДАЛЬ РАЗДОЛЬНАЯ, Русь ЛУЧИСТАЯ
В жемчугах росы просыпается,
Непокорная, в бурях выстоит,
Птицей-фениксом возрождается!   

Образ "Лучистой Руси" меня немного удивил - для него не дано какой-то подводки - объяснения. А еще имеет место троекратной повтор одной и той же мысли в трех подряд стоящих строфах: "луговой простор", "даль раздольная", "ширь бескрайняя". Слово "околесица" (глупая болтовня), мне кажется, во 2 строфе употреблено не к месту, а логику фразы  "из цепочки дней вьются месяцы" я не совсем поняла в сочетании с последующей частью предложения "Автострадная гонка нервная".

3. НОЧЬЮ БЕЛОЙ. ТАТЬЯНА ШАДУЯ (Санкт-Петербург ???)

День простился мягким светом,
Пригласив  на смену сумрак,
Тот, что бродит по аллеям,
Дышит зеленью и летом,
Спящей улицы рисунок 
Размывает акварельно.
 
Шепчет статуям на ушко,
Гладит нежные травинки
Ветерком, едва касаясь.
Дремлют тени - завитушки
На протоптанной тропинке,
Под деревьями сгущаясь.

Город спит, как спит ребёнок,
Сладко-сладко в колыбели,
В лёгкой, тёплой и уютной.

Ночь над ним завороженно
ВЬЁТСЯ В СОЛОВЬИНОЙ ТРЕЛИ,                Петербург?
Бережёт его как будто…

Очень удивило то, что стихи о Петербурге. Сроду соловьев в нашем городе не слышала, может быть, речь о Ленобласти? Да и в целом описание места мало похоже на городское: "Дремлют тени - завитушки на протоптанной тропинке, под деревьями сгущаясь. Город спит, как спит ребёнок..." Просто тихое захолустье, а не мой родной город! )))

5. СЕВЕРОМОРСКАЯ ОСЕНЬ. АЛЕКСВ (Север Кольского п-ва)

Осенний воздух солнцем полон,
Как соком - клюквенный пирог.
Оставив нас на склоне голом,
Отчалил в море катерок.

Полсотни метров монолита -
На берег влезть не так легко.
Там, на плато, в гранит налито
Хрустальной влаги озерко.

По валунам ручей струится,
Мы - вверх, он - вниз, тропа узка,
Роняет брызги нам на лица
И пылью сыплется со скал.

Полярный день стал днём вчерашним.
Но небо ясно, и не зря
Доволен мир, как кот домашний
В хозяйском кресле сентября.

Пускай близка зима-темница,
Злой посвист вьюг и ночь без дна,
Пока вросла, как в мох грибница,
В природу тундры тишина.

Вокруг сосны бронзовокожей
Стеной стоит грибная рать,
И подберёзовик здесь может
Берёзу ростом обогнать!

Моховики сидят по трое,
Штурмует пень отряд опят.
Волнушек полк кольцом построен,
Лисички тут и там пестрят.

Корзинка, только что пустая -
Стоит набитая битком.
А голубика нежно тает
Под онемевшим языком.

Очень понравился язык - литературный, правильный и точный, с интересными образами ("Осенний воздух солнцем полон, как соком - клюквенный пирог", "бронзовокожая сосна", "злой посвист вьюг и ночь без дна", "доволен мир, как кот домашний в хозяйском кресле сентября"). Очень выразительные стихи, которым веришь - они не придуманные!

6. ХУТОРОК. ГЕОРГИЙ БУЛЫЧЕВ  (дер. Ласки Мещовского р-на Калужской обл.)

На опушке три избушки,
Огородик у леска.
Три старушки-вековушки,
На троих одна тоска.

Был старик: Михрютин Прохор,
Рукодельник и поэт,
Летом деду стало плохо,
Увезли. Его уж нет.

Есть и живность у старушек:
Бык с коровой, старый кот,
Две собаки, пять хохлушек
И журавль- водопровод.

Огород: гряда с картошкой,
Грядка лука с чесноком.
К бывшей кузнице дорожка
Поросла борщевиком.

Старый пруд, поросший тиной,
В камышах совсем исчез,
И проклюнулся осинник
Над сгоревшей МТС.

Разнотравье - клевер, мята,
Островки из лебеды...
И горят в лучах заката
Одичавшие сады.

Еще одна очень выразительная картинка заброшенной деревни - хорошим языком написано, зримо, образно!

7. НА ДНЯХ В МЕТРО... ОРЛОВАИ (Россия)

На днях в метро толпа студентов
вдруг подхватила, понесла,
на эскалатор вознесла,
и вот стою там монументом

Давно Прошедшего... Вокруг
сиянье глаз, мельканье рук,               строфа
обрывки умных разговоров,
бескомпромиссных жарких споров.

Какой народ у нас растёт...
Какие умные, красивые какие...             строфа
Нет! Нет ещё. Не умерла Россия.               
Бог даст - и долго не умрёт. 

Очень понравилось содержание стихов, а вот их ритмика (все три строфы выстроены по разному!) - удивила. Не стану утверждать, что так делать нельзя! (читается, звучит, особо не напрягает...), но я бы все же предпочла единую строфу. Хуже бы от этого не стало!

8. СТАРЫЙ ИЗБОРСК. ОЛЬГА КОРОЛЕВА  (г. Изборск Псковской обл.)

Прошмыгнула в ногах лягушка –
Берегиня болотных мест.
Белой церкви в бору макушка.
У дороги – Поклонный крест.

В ночь Ивана Купалы месяц
Собирает русалок-прях
Плесть веночки и ленты вешать
На дубы в полевых колках*.

Как спадает с небес Денница
(Сын зари), так на холм отлог
Класть поклоны траву–былицу*
Гонит к Велесу ветерок.

Под горою лежит долина
С длинной цепью холмов за ней.
Гладь реки под парчовой тиной,
Как гробница прошедших дней.

Здесь на каждой крутой тропинке
Глухо шепчется известняк,
Как причалил в туманной дымке
К мысу Трувор лихой варяг.

Год прошел – и вдова варяга
Жать ходила одна за тракт.
Вдаль неслось причитанье сагой.
Где-то гусли звенели в такт.

Но ответом на вдовьи стоны
Лишь один белостенный Псков,
Словно парус ладьи огромной,
Появился из облаков.

Спят в языческих сопках предки,
Но далекие дни хранят
Крест Поклонный, дорог разметки,
В лебединых крылах закат.

Прекрасно представляю себе места, о которых написано - была там на экскурсии. Стихи, чуть-чуть стилизованные под народную речь,  так и написаны - глазами экскурсанта, а не жителя. Или я ошибаюсь? В целом - хорошие стихи, придраться мне не к чему.

9. ВАСИЛЬКОВОЕ НАСТРОЕНИЕ.  ИРИНА-СОВА (Россия)

Выйду я во двор - солнца зарево!
Родилась как будто бы заново!
Воздух светлым счастьем пропитанный -
бьет в конюшне лошадь копытами.

Петухи поют, заливаются.
Шарик ловит блох на завалинке.
Гонит пАстушок стадо к берегу,       РУ
а в лугах стоит запах вереска.

За калитку выскользну бОсая,
ноги Окуну в травы росные.           РУ
Синевой зовет васильковое            перенос
поле, где легко и спокойно мне.

Соберу цветов и сплету венок -
яркий солнца лучик тому виной.
В небо пОмашу сизой горлице.         РУ
Мне Россия счастьем запомнится!

Хорошие по содержанию стихи, написанные в народном стиле парной рифмовкой, но на мой взгляд, в них слишком много не продуманной расстановки  ударных слогов - фонетика слов не везде дружит с местами Иктов, от чего можно было бы легко избавиться, немного поиграв словами и изменив фразы... Было бы много лучше!

11. НАЧАЛО НАЧАЛ. ЭЛЬВИНА ШУМОВСКАЯ (Россия)

Начинается жизнь с колыбели,
С песни матери, с доброй улыбки.
С первых слов, что сказать мы сумели,
С самых первых шагов до калитки.

Начинается родина с дома,
Где утрами всегда пахнет хлебом.
С мест, где все нам тропинки знакомы,
С чистоты БЕЗГРАНИЧНОГО неба... 

Возвращаясь  на улицу детства,
Непременно встречаешься с грустью.
Та  земля, где оставлено сердце,
С давних пор называется  Русью...

Нам привычно тут всё и знакомо.
Любим милые сердцу картины,
Куст  сирени под окнами дома,
И мелодии песен старинных.               

Сень лесов и лугов разнотравье
Душу трогают снова и снова.
Здесь ЗВУЧИТ ШИРОКО И ПО ПРАВУ
Сердцу близкое русское слово.

Стихи немного повторяют ритмику и содержание песни "с чего начинается родина" в пересказе ее другими словами. Есть неплохие строчки - 3-ья строфа, но к концовке автор вместо "я" начинает употреблять "мы", и неплохое содержание становится более нравоучительным и банальным по содержанию("Любим милые сердцу картины", "звучит широко и по праву"). Не совсем удачно  выражение "безграничное небо" - про небо  правильнее сказать, что оно  - необъятное, бездонное, бесконечное.

12. ВОДОПАД В ПЕРЕВАЛЬНОМ. ГАЛИНА ЛЕНКОВА 2 (Село Перевальное Симферопольского р-на, Крым)
    
      Серебряные змейки на плато
      резвились под весенними лучами.
      Слились в один большой клубок, винтом
      поверхности, едва касаясь, мчались.
      Веселье продолжалось бы и впредь
      МАЗУРКОЙ - танцем бешеным, кипучим.
      Не думали, что могут умереть,
      от ужаса застыли перед кручей...
      Чудовищу лесному прямо в пасть
      летят отвесно ПСЕВДО ИММИГРАНТКИ,
      чтоб тотчас невидимкою пропасть.
      В игре лучей искрятся бриллианты.

      СТИХИЯ ГОР - СТРЕМИТЕЛЬНЫЙ ПОТОК
      ВЫБРАСЫВАЕТ ВЕСЬ КЛУБОК ИЗ ВАННЫ.
      Любого путешественника в шок                перенос
      повергнет: не ко времени - не званный.
      Змеёныши спешат всех напоить,
      прогретую весной корням дать влагу.              инверсия
      РАСКИНУТЫЕ ЗЁРНЫШКИ, КАК СЫПЬ,
      И КАЖДОЕ В СВОЁ ГНЕЗДО, - ВСЕ ЛЯГУТ.             конструкция
    
      В долине появляются ростки...               

Не скрою, образы стихотворения понимались мною трудно. Некоторые места просто не понравились ("псевдо иммигрантки", "стихия гор - стремительный поток выбрасывает весь клубок из ванны (???), "раскинутые зёрнышки, как сыпь, и каждое в своё гнездо, - все лягут". Несовершенные, рваные конструкции отдельных предложений мешали восприятию - впечатление, что над стихами мало работали после их написания... Образ танца "мазурки" по отношению к картинке падающей воды во мне тоже не состыковался, он кажется случайной подстановкой под рифму, а не выражением мысли.

13. ЗИМА В ДЕРЕВНЕ. ВЕРА СЕРГЕЕВНА БУТКО (дер. Ядрово Волоколамского р-на Московской обл).

Зима в деревне дивно хороша!
С утра из дома выйдешь на крыльцо
И чувствуешь, как, свежестью дыша,
Морозец щиплет уши и лицо.
И до того безбрежна неба синь,
Что кажется, повыше заберись,
Как крылья, руки в стороны раскинь -
И птицей взмоешь в солнечную высь!

До самых крыш сугробов намело,
Кругом белым-бело, куда ни глянь.
Оконное украсила стекло
Затейливых узоров филигрань,
Сверкает и искрится на свету
Садовых яблонь свадебный повой...
Как эту сказку, эту красоту
Сравнить с шумливой, суетной Москвой?

Зима в Москве - измятый, грязный снег,
Бесчисленные толпы, пробки, дым...
А тут остановило время бег,
Земля остановилась вместе с ним,
И тихо. Мысли ясны и чисты,
Как в тот момент, когда заходишь в храм,
И хочется мгновенья, как холсты,
Облагородить позолотой рам.

А зимний вечер? Сколько волшебства 
В движениях трепещущих теней!
Трещат в печи сосновые дрова.
Накинув плед, чтоб было потеплей,
Сидишь, пьешь чай с малиной не спеша,
Любуешься мерцаньем угольков,
И колется внутри тебя душа,
Вся в катышках задумок для стихов.

Стихи, полные поэзии и любви к месту (знания того, о чем пишет), написаны правильным, богатым языком. Есть интересные фразы: "И хочется мгновенья, как холсты, облагородить позолотой рам", "И колется внутри тебя душа, вся в катышках задумок для стихов".

14. РАССВЕТ НА ВОРОБЬЕВЫХ ГОРАХ. ПОЛОНИНА ИРИНА (Москва)

Москва объята сном и тишиной.
Под утро задремали, СМЕЖИВ ОКНА,
Высотки на Садовой и Тверской,
Трамвайчики речные сонно мокнут,
И старый парк, хотя уже в годах,
Как юноша уснул в траве росистой.
Легко дышать в бульварах и садах
Пока пустых, торжественных и чистых.

Всё ближе, ближе солнечный восход.
Какая С ВОРОБЬЁВЫХ ПАНОРАМА!                разговорно
Свершает утро светлый крестный ход
К стоящему на набережной Храму              перенос
Спасителя, и дальше вширь и ввысь
От Лужников до стелы-телебашни
Рождает новый день, а значит – жизнь!
Прощай, ушедший в Лету день вчерашний.

Москва еще зевает, ночи след
Росой дрожит в ладонях влажных листьев.
Все восемь с половиной сотен лет
Мой город запелёнут, словно втиснут
В кольцо дорог-путей, а может, зря?
Простора, ширины проспектам мало.
Похож он на дитя-богатыря,
Уснувшего, но ждущего сигнала…

Лучи позолотили купола,
Спустились вниз по ярким черепицам…
И в старом дубе в глубине дупла
Условный знак подали певчим птицам.
На струнах телеграфных проводов
Расселись полусонные солисты,
И хрустнул позвонками ряд мостов
Над Яузой в тумане зябко-мглистом.

Мгновенье... и в Москву ворвется день,
Наполнив город солнцем и МАЖОРОМ.         разговорно
Уходит во вчера ночная тень.
Оркестр готов, ждёт взмаха дирижера…

Хорошие, хотя и небезупречные стихи - победитель конкурса. А с победителя и спрос больше! Все, что слегка меня напрягло, я выделила заглавными. Обидно, что  правильное ударение "смежИв", а не "смЕжив", но мне даже больше, чем сбивка ударения (которую можно было бы и простить) сам образ не понравился - окна, это не совсем то, что, подобно векам глаз "смеживает" створки. Хотя... Слово "мажор", на мой взгляд, тоже  не совсем годится по стилю (смысл его понятен, но для лирики хочется передачи настроения другими словами!). И чисто технически совсем не понравился перенос на другую строку "Храму /Спасителю", я бы точно над этим еще поработала!  А содержание стихов - отличное!

15. ДОРОГА ДЕТСТВА. СЕРГЕЙ ЯСОНОВ (г.Велиж Смоленской обл).

Дорога детства. НАД РЕКОЙ ДВИНОЮ         слово "река" - лишнее
Белел туман – парное молоко.
С рассветом поднимавшийся парком
Он таял. ВИДЕН СИЛУЭТ, родное:           чего силуэт- тумана?
               
Паром, ГДЕ утром бабушка встречала.
С годами на него ступал смелей.
От МИНСКИХ В ПАРКЕ РОСЛЫХ тополей         инверсия
Неблизкий путь к знакомым псковским далям.               

Есть ЧУВСТВА ГЛУБИНА, что не измеришь,    инверсия
Как ценность МНОГИХ ПАМЯТНЫХ вещей.
Как вкус твоих НЕ ПОЗАБЫТЫХ щей,
Что, ВОЗВРАТИВШИСЬ, молоком забелишь.

По большаку до дома НЕДАЛЕЧЕ.             инородный стиль
ЖДЕТ ЛОШАДЬ, ЧТО ПРИВЯЗАНА В ТЕНИ.
Как хочется вернуться в детства дни,
Где и восторг, и миг желанной встречи!..

Провинциальный городок под небом,
Куда все чаще УСТРЕМЛЯЮ ВЗГЛЯД,
ВДЫХАЯ УТРА ПРЕЖНИЙ АРОМАТ.           (смешение органов чувств)
(Тянуло теплым, испечённым хлебом).

Любовь… Душою с ней не зачерствеешь.
Сквозь годы добрых чувств тянулась вязь.
Здесь утвердилась с их корнями связь
На берегу реки, где город Велиж.

В меняющемся мире неизменной
Пусть остается в сердце доброта.
И КНИГУ ЧУВСТВ ИНЫХ ПЕРЕЛИСТАВ,         
Я перед Нею преклоню колено.

Здесь то, во что с годами просто веришь,
К чему идешь всю жизнь издалека.               
Путь с детства выбран. Вновь рассвет, река,
На берегу высоком город Велиж.

Может быть и насыщенные воспоминаниями стихи, но уж очень их язык непроработан - неточный подбор слов, плохое управление словами в предложениях, инверсии порядка слов. Способ изложения (пусть и понятных) мыслей и чувств меня не особо радует. Особенно непроработана строфа "Провинциальный городок под небом, куда все чаще устремляю взгляд, вдыхая утра прежний аромат..." - здесь все разнородное собралось - в одном: взгляд, дыхание, аромат, и при этом еще и сделано непонятное уточнение "под небом". "И книгу чувств иных перелистав" - это что за "книга" такая? А на каком языке это выражение: "От минских в парке рослых тополей"?               

16. УРАЛ, БЕСКРАЙНИЙ И МОГУЧИЙ... ЛЮДМИЛА РЕВЕНКО  (Уральские горы)

Урал! Урал! Бескрайний и могучий,
Кружится голова на скальной круче,
В кольцо нас взяли вековые ели,
И мы блуждаем по тайге неделю...

А по опушкам стайки первоцветов,
Но собирать не будем их в букеты:
Они прекрасны на земле привольной,
Приветливы в поклоне и довольны,

Отважные посланцы перед летом,
Обласканные щедро вешним светом,
Дозором вышли из снегов и стыни,
И им не страшен утренников иней.

Журчат ручьи, спешат, как мы, в дороге,
Они уже оставили отроги,
А мы – наверх, готовы до вершины
Подняться, чтоб увидеть край свой синий.

В противоположность предыдущим стихам, здесь фактов, обрывков мыслей  и выхваченных случайным образом  деталей нет, но зато есть язык поэзии, который дает нам зримую картинку места. И отлично передано настроение - личное отношение автора к месту.

17. РОССИИ - С ЛЮБОВЬЮ. ИРИНА КАРЕТНИКОВА-СМОЛЕНСКАЯ (Россия)

Иду ЛИ пешком, ЧАЩЕ Ж КРУЖАТ КОЛЕСА,      обрыв конструкции
А сердце вперёд, к приключеньям летит!
Как чудо подарка - ДОЛИНЫ С ОТКОСА
И ДИВНЫЙ НА ЗЕМЛЮ РОДИМУЮ ВИД...           построение фразы

ЛОЖИШЬСЯ старинной ЦВЕТНОЙ самобранкой         кто ложится?
И вдаль УБЕГАЕШЬ, маня и даря!
На зорьке вечерней, с утра спозаранку
Мне ВДОХ ПЕРЕХВАТИТ НАДМИРНОСТЬ твоя!          дыхание перехватит

Мелькают поля, перелески, речушки,
Старинных ДОМИШЕК ВОЛШЕБНАЯ  ВЯЗЬ;
Вот храм на холме! Будто шепчет на ушко
Мне ангел: " Ну, с Богом! Езжай, помолясь!"

Величие, тайну ТВОЮ воспевали,              твою - чью?
Гордились, любили, хранили в веках,
И жизнь за тебя, за детей отдавали,
И Богу МОЛИЛИСЬ ВО ВСЕХ УГОЛКАХ.

Красой очаруешь, напевом печальным
Ты к сердцу взываешь: хранить, умножать
Все то, что до нас ДОНЕСЛИ С УПОВАНЬЕМ         упованьем на что?
И нам завещали - сынам передать.

Родимее нет нА всем свете сторонки,        РУ
Хоть много объездила весей и стран...
Россиюшка, матушка! Вольно и звонко
Парить тебе, петь - быть отрадою нам!

Эмоциональные, открытые стихи, написанные с любовью, но очень уж наскоро сложенные, с незавершенными, рваными фразами, со слабым поэтическим и литературным языком. Рифмы часто параллельные (скучные) и не везде точные. Все, что зацепило и просит правки - пометила на полях...

18. МОЙ ПЕТЕРБУРГ. АЛЕКСАША АРХИПОВА (Санкт-Петербург)

Я люблю этот город каналов и крыш,
Не нужны мне Венеция, Вена, Париж.
Я люблю этот вечный суровый гранит,
Что Неву с Белым морем роднит.

Мало солнца, но много музеев и книг.
Этот город-загадка однажды возник
На болотистых землях в холодном краю.
О тебе, Петербург, я пою.

Здесь порывистый ветер танцует с дождём,
Здесь весну до апреля мы трепетно ждём,
Согреваясь в уютных кафе допоздна -
За беседами нам не до сна.

Здесь Ахматова к Блоку ходила на чай,
Здесь поэтов сегодня легко повстречать.
Здесь по крышам гуляют не только коты,
Уходя от мирской суеты.

Я люблю этот город волшебных ночей,
ПИТЕР Цоя и Бродского - всех, но ничей -     (город Цоя)
ПЕТЕРБУРГ Достоевского, город Петра,
Где разводят мосты до утра.

Я люблю КРИКИ ЧАЕК НАД ВОЛЬНОЙ Невой,
Город дышит свободой, он сильный, живой.
Здесь особенный воздух, другая вода,
Петербург, я с тобой навсегда!

Интересная форма строфы с укороченной последней строкой - оригинально! Хороший язык, образный и правильный, есть содержательность. Я бы точно убрала из предпоследней строфы слово "Питер" (заменив его на "город"). Во-первых, везде всюду автором уже используется более правильное "Петербург", во-вторых, коренные петербуржцы (а я из оных!) терпеть не могут это сокращение из уст гостей, позволяя его только "своим" и только в своем узком кругу!))). Фраза "крики чаек над вольной Невой" хороша, но она звучит банальностью благодаря широко известной песне - лучше какие-то авторские образы использовать вместо этих... А в остальном - прекрасно!

19. ЗДЕСЬ МОРЕ И ПАЛЬМЫ... ИРИНА СТРАШКОВА  (Россия)

Здесь море и пальмы
И отдых шикарный,
И солнце нам дарит чудесный загар.
Кокосы, бананы
И чуточку странный,
И чуточку пьяный
Любовный угар.

А там всю неделю -
Снега и метели,
И иней на ветках висит бахромой,
Гирлянды и ёлки...
А в сердце - иголка,
А в сердце - тоска,
И так тянет домой!

К метелям и вьюгам,
К друзьям и подругам,
К московским трамваям, вагонам метро.
И мне беспрестанно
В дали иностранной
Всё снится и снится
Руси серебро.

Прекрасная композиция, раскрытие темы, стихи запоминаются, кажутся правдивыми, прочувствованными. На первый взгляд - они просты, но зато очень глубоки, пронзительны. И к языку стихов никаких претензий.

21. Про Север. Надежда Новицкая 2  (пос. Умба, Мурманской обл).

Север, Север, ромашки да клевер
на душистых лугах, вдоль реки;
по волнам её синих артерий
облаков перьевых веер
гонит ветры, как жизни годки.
10 10 010 010
Сколько миль казанкой отмерил               
с пацанов - то сеть, то уда,
был рыбак и добытчик всегда,
запрещали, так браконьерил,
не избег ни тюрьмы, ни суда.
10 10 100 10
00 10 100 1
00 10 010 01
Уж который раз этот спиннинг
отправляет блесну в полёт,
кОгда семга на нерест идёт;           РУ
не смотри, городской циник,
здесь твой суд и правда не в счёт.

Мы к тому приучены с детства -
лес, рыбалка, покос, огород;
уж такое досталось наследство,
находили и силы, и средства,
он живучий - кулацкий род.

Здесь вдали от столиц сытых -
или сосланы, или - в бегах,
отходили от бед пережитых,
отмолили умерших, убитых,
подзабыли голод и страх.

«Летом - топай, зимой - лопай» -
на привоз надежды плохи;
батя наш, что прошёл Европу,
выжил в стужу, в сырых окопах,
здесь учился топтать сапоги. 

И ножом управлял ловко -
на медведя ходил не раз;
пригодилась эта сноровка -
пацанов, на троих - винтовка,
было дело, от финок спас.

Две войны...отболели раны,
печи клал и обувь чинил,
о былом говорить не любил;
помню, звали его «в ветераны»,
отбивался, что было сил.

КОгда бонзы в Москве играли                РУ
уже новой - холодной войной;
был такой катерок «Рулевой» -
мы на нём из глуши выбирались
Белым морем в ваш мир большой...

А сейчас, вроде, есть дорога,
и всё та же вокруг красота,
по какому-то злому року,
все разъехались понемногу,
оттого в душе пустота...

На, отпей глоток, для сугреву,
да покрепче вёсла держи,
что замолк, сынок, не тужи;
ты просил рассказать про Север,
получилось - опять про жизнь.

Мне трудно правильно определить ритмику стихов - место ударного слога скользит по строке, что напоминает дольник. А строфа - пятистрочники. Особо придираться к ритму мне  здесь не хочется - читается текст легко,  интересно. Поначалу кажется, что жанр не тот - рассказ в стихах о судьбе конкретной человека, но и картина места здесь тоже сама собой проявляется - сам автор нам об этом говорит: "ты просил рассказать про Север, получилось - опять про жизнь" (!!!). Очень много в стихах  простых, но выразительных фраз: "батя наш, что прошёл Европу, выжил в стужу, в сырых окопах, здесь учился топтать сапоги"; "А сейчас, вроде, есть дорога, и всё та же вокруг красота, по какому-то злому року, все разъехались понемногу, оттого в душе пустота..." Запоминающаяся работа!

24. НАШ ХУТОР. ГАЛИНА ДОНЦОВА ( хут. Духовской  Гулькевичского р-на Краснодарского края)

Здесь КРИЧАТ ПЕТУХИ на рассвете,
 Соревнуясь, кто ЗВОНЧЕ ПОЁТ,              так кричат или поют?
 И в Кубани купаются дети,
 В той, что с гор ледниковых течёт.

 Хутор наш И В ЖАРУ, И В НЕНАСТЬЕ
 БОЛЬШЕ ВЕКА У РЕЧКИ СТОИТ,                (а раньше он двигался?)
 И, когда бы не встретились, "Здрасьте"            
 Стар и мал вам всегда говорит.             конструкция и связь  между тезами
 Кто бывал в нашем хуторе, знает,
 Краше места нигде не найдёт,               конструкция
 В нём весной всё в цвету утопает,
 И соловушка звонко поёт.   

 Отовсюду съезжаются гости,
 Чтобы в детство своё заглянуть.
 Мы родных в скорбный час на погосте
 Провожаем всем хутором в путь.
 Ну, а если ребёнок родится,
 Нет у радости общей конца,
 Будем счастливы, будем гордиться,
 ПУСТЬ улыбка не сходит с лица.             конструкция

 Дорогие мои хуторяне,
 Нелегко вам бывало порой,
 В наводнение все духовчане
 Поборолись с кубанской водой.
 После шумного дня тихий вечер,
 Ночью поезд за лесом стучит.
 Светлячков НЕГАСИМЫЕ СВЕЧИ...                огоньки
 Духовской наш уснувший молчит.

Хорошая тема, но плохой язык изложения, очень много не проработанных автором фраз и неточных слов. Много разрозненных деталей, но плохая связность изложения. Все недоработки показала на полях.

25. НЕКОУЗСКИЙ КРАЙ. НИНА ВИНОГРАДОВА 3 (Некоузский р-н Ярославской обл.)

Среди болот, среди лесов,
Где хором птичьих голосов
Поёт рассвет, целуясь с зорькой алою,
Наш некоузский край, наш дом,
С берёзкой юной над прудом -
Его зовём мы родиною малою.

Здесь всё знакомое до слёз:
И россыпь изумрудных рос,
И Сутка, что в объятья Волги-матушки
Бежит, петляя меж полей,
И крик прощальный журавлей,
И клёны, что играют с ветром в ладушки.

Черёмух пенный аромат,
Цветущий яблоневый сад,
Зима в мехах сверкающего инея,
И звон коньков, и лыжный след,
И луговых ромашек свет,
Небес бескрайних ширь, такая синяя!

Покой вплетён здесь в косы трав,
Лишь пробегающий состав
Своим гудком спугнёт его ненАдолго.
Тумана вздрогнет пелена
Слегка, и снова - тишина,
И радость в сердце, будто в небе радуга.

Здесь воздух детством напоён,
Здесь ярче звёзды, слаще сон -
Нас связывает ниточка незримая.
Сквозь расстоянья и года
Душа опять зовёт сюда.
Край некоузский, сторона родимая!

Нравится проработанность формы строфы - единообразный  шестистрочник. Хороший, литературный  язык изложения, правильное построение фраз и выбор слов, образность. Никаких претензий к исполнению - хорошие стихи!

26. ТИХИЙ ДОН. ЕВГЕНИЙ КРЮКОВ-ДОНСКОЙ (быв. Донской край, ныне - Ростовская обл.)

Тихий Дон, Тихий Дон, Тихий Дон…
Чередой своенравных времён
Волны к морю несут год от года
Столь желанное слово – свобода.

Тихий Дон, Тихий Дон, Тихий Дон…
И богатым, и бедным был он.
От врагов был защитником веры
Милосердным и жестким без меры.

Тихий Дон, Тихий Дон, Тихий Дон…
Слышал он и веселье и стон,
Тех кого, собирая веками,
Он Донскими назвал казаками.

Тихий Дон, Тихий Дон, Тихий Дон…
Доном-Батюшкой звали кругом.
Он умел по родительски строго
Сыновей провожать в путь-дорогу.

Тихий Дон, Тихий Дон, Тихий Дон…
Сколько вырастил славных имён.
Скольких он отпустил за мечтою,
Наградив их геройской судьбою.

Тихий Дон, Тихий Дон, Тихий Дон…
Ты судьбою подаренный сон.
Шлю тебе я сыновний поклон,
Тихий Дон, Тихий Дон, Тихий Дон.

Прекрасный гимн краю, так много пережившему на своем веку и заслужившему того, чтобы о нем написали хорошие стихи.

28. ВОЛГА. СВЕТЛАНА САЛАХОВА (возле г. Тутаева (Романово-Борисоглебска) Ярославской обл.)

С ребячьих лет люблю смотреть подолгу
На небеса, на воду, на огонь.
Меня качает на ладонях Волга,
Ласкает песней тихая гармонь.
 
Семи холмов широкое приволье!
Вдоль их подножий лентой кружевной
Несёт свои «медлительные волны»
Река, что называю я родной.
 
Здесь мой пытливый напитался разум:
Храню, лелея, местный говорок –
Язык напевный верхневолжских сказов
Про землю нашу, про её народ.
 
«Когда-то вкруг леса росли дремучи,
Углом река  меж ними растеклась,
Хозяин был на ней – медведь могучий,
Но зарубил его секирой князь».
 
Лихой правитель мудрый был и правый:
Построил крепость и возвёл мосты.
Так зачинался город русской славы,
Оплот единства, старший брат Москвы.

А рядом с Ярославлем подрастает
Мой городок, восьмой красуясь век –
Борисоглебск, Романов и Тутаев –
Уютен, живописен в дождь и в снег.

Встаёт заря над соловьиным краем,
Готовят лодки к спуску рыбаки.
Из всех красот российских выбирая,
Скажу, что лучше Волги нет реки!
 
И знаю я: пока живу на свете,
Пока горяч судьбы моей светец –
Она мой полюс, мой причал заветный.
И колыбель. И мать мне, и отец.

Стихи посвящены не только Волге, но и еще немного - Ярославлю и его окрестностям. Стихи, написанные искренне, с любовью: "Здесь мой пытливый напитался разум: храню, лелея, местный говорок – язык напевный верхневолжских сказов про землю нашу..." А искренность стихов всегда подкупает читателя!

29. РОДНОЕ МОЁ СОЛОВЬЁВО. АЛЛА РОМ  (дер.Соловьёво Кардымовского р-на Смоленской обл.)

Тихо-тихо. Заря разгореться готова,
Ночь уже отступает - просыпаться пора,
С добрым утром, родное моё Соловьёво,
Край берёз и черёмух у истоков Днепра!

Рады первым лучам зверобой и крапива,
Серебристые ветви тянет к волнам ветла,
Ветерок прикоснётся к ромашке игриво,
Над часовенкой скромной заблестят купола.

Благодать и покой, будто вечность забыла,
Как дрожала планета от вселенского зла,
Как в огне, становясь безымянной могилой,
Истекавшая кровью переправа жила...

А теперь утопает в звенящем затишье,
Затерявшем два слова "Возвращайся, сынок",
Утвердила история список погибших -
Многократно превышен возвращения срок.

...Вот румяное солнце решило умыться,
Вод коснувшись прохладных, тут же село на мель,
Предлагая испить родниковой водицы,
Ручеёк торопливый огибает купель.

Я кораблик в него столько раз запускала,
По наивности детской не снабжая веслом...
Я хочу, чтоб Россия моя процветала -
Города, и посёлки, и родное село.

Сначала приведу ссылку автора про историю места - оно того заслуживает:
«Соловьева переправа – одна из самых печальных и героических страниц истории В.О. войны на Смоленщине. Она стала последним путем отступления попавших в окружение армий, после того как 17 июля 1941г.в районе города Ярцево высадился крупный немецкий десант. Фашистская артиллерия и авиация беспощадно бомбила переправу. По воспоминанием очевидцев, все берега были завалены трупами, вода в Днепре на несколько километров окрасилась в алый цвет. Люди ползли на другой берег буквально друг по другу. По разным подсчетам, на переправе погибло от 50 до 100 тысяч военнослужащих, количество погибших мирных жителей никто никогда не узнает».

Интересная ритмика - анапест из двух полустроф без внутренней рифмовки, но с цезурой в конце полустроки. Кое где есть вольный сдвиг ударного (как в дольнике), но это не портит впечатления от исполнения, наоборот, усиливает трагичность содержания. Мне эта работа понравилась.

30. НАПИШУ О РОССИИ. ОЛЬГА АЛЬТОВСКАЯ (Россия)

Я не стану писать о чужом. Напишу о любимом:
О закатах в полнеба, о солнце в объятьях туманных;
О берёзовом вздохе, беспечным порывом гонимом
По осенним дорогам; о рощах в слезах покаянных.

Напишу о святой тишине утомлённой природы;
О ветвях кружевных в обнажённых, проветренных кронах;
О стране ожиданья, где розово-нежно восходы
Окунаются в тучи и тонут в озёрах бездонных;

О земле состраданья в унылых долинах бескровных;
О приюте надежды для страждущих и утомлённых;
О душевных порывах, молитвах в церквях и часовнях;
Днях и топях безвременья, с верою преодолённых.

Напишу о России своей: затаённо могучей;
Терпеливой и стойкой – в ненастье;  с размахом крылатым.
Долгий путь предстоит? – Поудобней накрутит онучи
И – вперёд, по заре к Небесам – по годам-перекатам.

Стихи как гимн любви к своей стране. С искренностью написано, не банально. "Напишу о России своей: затаённо могучей; Терпеливой и стойкой..." Что может быть важнее таких стихов? И к технике претензий у меня нет. Хорошие стихи.

31. ПИТЕРСКИЙ НОКТЮРН. ЯРОСЛАВ ДОБРЫЙ  (Санкт-Петербург)

Вновь к тебе клубком вязальным
Так печально память-нытик
Нити тянет...

Вечность спиц колонн ростральных
Вертикалями магнитов
В Питер манит...

Он, в граните убаюкан,
Чутко спит... Ночным цветочком
Дочка дремлет.

Чижик-пыжик не щебечет,
Вечер слёг, разувши туфли,
Глух ли, нем ли...

Крепким сном уснула Мойка,
Только редкие трамваи
Проезжают...

К ночи есть вопросов столько,
Сколько выпитого чая
Не бывает...

Спят Кунсткамеры "уродцы",
Льётся мрак на плечи стражей
Эрмитажа...

Копит ночь в дворах-колодцах
Натюрмортом для пейзажа
Пятна сажи...

Дрыхнет пик Адмиралтейства,
Действо Невского собою
Кроет, стражник,

Но под утро, мощной глыбой
Вздыбит вновь коня победно
Медный всадник!

Передано настроение и отношение к городу жителя, а не экскурсанта. Выразительно, нестандартно, авторски. Мне понравилось...

32. ЧАСТИЧКА РОССИИ. ЕКАТЕРИНА РЫСКОВА  (г. Сасово, Рязанской обл.)

Город Сасово провинциальный,
Встреть меня суетой привокзальной,
Добрым взглядом простого народа
И пьянящим глотком кислорода.

Я вернулась – ты мне улыбнёшься…
Ты в разлуках во мне остаёшься,
Словно крик журавлиный, прощальный,
Уголочек мой исповедальный.

Удивляй меня снова и снова,
Листопадом ли, цветом вишнёвым,
Ароматом шиповника сладким,
Иль морозцем – задиристым, хватким.

Расцветай, хорошей, мой любимый
Город Сасово, Богом хранимый,
Как частичка России былинной –
Пусть же славится твОе  имя!                РУ

Хорошие стихи - связные по изложению, без случайных вставок обрывочных мыслей и деталей (которыми изобилуют стихи  №15, 17 и 24 ), с чистой ритмикой анапеста. Вот только последняя строка подкачала - "твОе имя", что легко исправить перестановкой слов: "пусть твоё вечно славится имя!".
 
33. ПО ДОРОГЕ В СТАРОДУБ. НАТАЛЬЯ ШЕСТАКОВА 3 (г. Стародуб, Стародубского р-на, Брянской обл.)
(г. Стародуб впервые упоминается в завещании Владимира Мономаха в 1080 г).

Небоскрёбов бледный житель,
Отдохнуть от чахлых клумб
Поскорее поспешите
В древний город Стародуб.

Деревень и сёл старинных
Много встретится в пути.
Вам таких названий дивных
ВРЯД ЛИ ГДЕ-НИБУДЬ НАЙТИ.                конструкция

Поселение Дедюки
И деревня Тютюри –
Эти солнечные звуки
Ты хоть пой, хоть говори.

А Печеники, а Шняки,
Вишенки, Бучки, Степок –
Очень вкусные, однако,
Словно свадебный пирог.

Нет имён чудесней, право:
Ярцево, Зелёный Гай,
Елионка  и Дубрава –
Поскорей запоминай.

...Я не против точных знаний,
Всё же утверждать берусь,
Что ВОТ из таких названий       
Складывалось слово Русь.

Хорошие стихи - живые, энергичные, с любовью к своему краю. Есть небольшие и поправимые недочеты: мусорное "вот" в концовке (можно заменить на "что из ЭТАКИХ названий"), оборванная конструкция предложения: "Вам таких названий дивных вряд ли где-нибудь найти". ("вам таких названий дивных будет сроду не найти!"). А в остальном - хорошо!

***************************************

На этом разбор стихов хочу завершить. В этот раз наша команда Жюри меня удивила: из 37 стихотворений, 33 произведения судьи отобрали в свои шорт листы! Некоторые из отобранных - с большим количеством изъянов речи, что совсем не дает права таким стихам быть номинированными НА УЧЕБНОМ конкурсе. Их можно было просто похвалить отдельным списком - я непременно отмечу их достоинства в статье, но зачем было ОТБИРАТЬ ИХ В ДЕСЯТКУ ЛУЧШИХ??? Видимо, мы все просто немного устали за год. Впереди - двухмесячный летний отдых. И мы непременно восстановимся! )))

Всем участникам - спасибо за представленные на конкурс стихи - они (любые!) очень нужны и важны всем нам! С теплом, Ваша АлКора. 19.06.19