Нужны ли театру спектакли, полные убийств?

Лев Овсищер
  В тольяттинском театре юных зрителей «Дилижанс» на театральном фестивале «Премьера одной репетиции» состоялся просмотр спектакля К. Ешкова «Чаша» с последующим обсуждением его зрителями и профессиональными критиками. Спектакль представляет собой почти непрерывный бой средневековых рыцарей с применением меча, копья, топора с музыкальным сопровождением, но без текста. О сюжете предлагалось догадываться самостоятельно. Зрительских выступлений было много - от восторженных до сдержанно хвалебных. Некоторые сравнивали с фильмом «Властелин колец», считая, что спектакль слабее фильма, некоторые (в том числе врач - психиатр) говорили о невнятности сюжета и просили его рассказать, некоторые восхищались музыкальным сопровождением, взятым из упомянутого фильма, молодая мать – очень жалела, что не взяла с собой двоих детей, которые любят играть в компьютерные игры с аналогичным сюжетом. Один из профессиональных критиков усмотрел в спектакле три линии, из которых нужно выбрать одну и её подтянуть до более высокого уровня. И все дружно желали успешных постановок этого спектакля на сцене в будущем. Я в обсуждении не участвовал, т.к. не любитель выступать на публике, и к тому же не хотел быть растерзанным исполнителями спектакля, его режиссёром, зрителями и профессиональными критиками. Тем более, что для расправы со мной имелся достаточный арсенал средневековых орудий убийства.
А хотелось мне сказать вот что: ЗАЧЕМ ВЫ ВООБЩЕ ПОСТАВИЛИ ЭТОТ СПЕКТАКЛЬ? По моему мнению нужно иметь какой-то садистский, извращённый вкус, чтобы придти в театр для того, чтобы сидя в кресле, наслаждаться зрелищем, как два человека пытаются убить друг друга. Спектакль находится в одном ряду с бесконечнымиными «бандитскими» сериалами на телевидении, с бесконечными фильмами о войнах всех эпох, с каналами, показывающими бокс и другие способы нанесения увечий, с бесконечными сообщениями в сводках новостей о войнах идущих в наши дни на планете, о бытовых убийствах и т.п. ЗАЧЕМ тема убийств нужна людям? Разве недостаточно этого в реальной жизни, чтобы кормить этим ещё и с экранов и театральных сцен? Разве искусство не должно учить людей умению решать свои проблемы с помощью слова, а не прибегая к силе оружия? Разве не для этого даны Человеку язык и разум? И совершенно неважно какого оружия – средневекового меча, копья и топора или автомата, танка и ракеты? Я отлично представляю возмущённый хор моих оппонентов: «А как же убийство, как победа добра над злом? А как же великий Шекспир? Между прочим, Шекспир творил в 16-веке и людям не мешало бы поумнеть с пор…
И поэтому я искренне желаю, чтобы этот кровавый спектакль «Чаша», премьеру репетиции которого я смотрел, никогда бы не попал в репертуары театров!