Патриотизм и... патриотизм? Не ошибитесь!

Владимир Павлов 10
Патриотизм... Само это гордое, возвышенное слово, означающее любовь к отечеству,
казалось бы, не может быть связано ни с чем низким, грязным, злобным. Сколько примеров знает история героической, самопожертвенной защиты своей страны, родного очага, своих детей. Но... как в жизни всё бывает порой переплетено, запутано!
Как зыбки границы между добром и злом! И как легко иной раз святое переходит в страшное, зловещее! Видимо, стоит начать из глубины веков. Триста спартанцев. Бессмертный подвиг в Фермопильском проходе. Я помню, что одна женщина, посмотрев старый фильм об этом, сказала со слезами: "Вот они, святые!" Никто не спорит. Они были патриотами. Но святыми ли? Ночь. Группа спартанских юношей, ещё подростков,
крадётся к хижине, где живёт семья илотов – подневольного населения, работавшего на спартанцев, занимавшихся исключительно военным делом. Они, притаившись в кустах, терпеливо ждут. И вот... Хозяин, рослый, сильный мужчина, потягиваясь,
вышел. Ну, зачем люди выходили ночью в те времена отсутствия бытовых удобств?
И вдруг юнцы, издав злобный клич ещё ломающимися голосами, набросились на мужчину, и сразу несколько дротиков пронзили его тело. Он упал, бездыханный... За что? А за то, что был сильным, смелым. Криптия – зверский обычай. Стажировка профессиональных убийц. Через неё прошёл и царь Леонид, и все его воины.
Всех смельчаков, представляющих потенциальную опасность для господ-воителей, уничтожать! Своего рода селекция. Но кто скажет, что они не были патриотами, не любили родину? Ещё как любили и, не колеблясь, отдавали за неё жизнь. Только родина – это Спарта и они, спартиаты, её полноправные граждане. А эти... да какие они соотечественники! Они и не люди, вообще то. Конец Спарты был тихим и бесславным. Она сгнила, разложилась, и от патриотизма её граждан не осталось ничего! А в Италии разрасталось другое государство. Его граждане были патриотами не менее спартанцев. Как храбро они защищали отечество от галлов, армий Пирра, Ганнибала! И как зверски, бесчеловечно обходились с побеждёнными, обращали в рабство, низводя до "говорящих орудий", забавлялись, заставляя их на сцене убивать друг друга в гладиаторских боях. Они любили своё Отечество – Рим, и считали его и себя превыше всех. Остальные – варвары, потенциальные рабы, недостойные человеческого отношения. Которые, когда подошло время, смели с лица земли эту поганую язву – рабовладельческий Рим... А мусульманские воины Востока – арабы, турки и т.д. Там патриотизм, преданность стране и монарху зашкаливала. Как зашкаливало и зверство при вторжениях в земли и "неверных", и единоверцев. Это всё древности. Пойдём поближе к нашему времени. Англо-бурская война. Конечно, цивилизованные британцы отличились по полной программе. Достаточно вспомнить тысячи бурских детей, умерших в концлагерях от голода и антисанитарии. Но их противники, которым сочувствовали многие в мире, эти славные защитники своей земли, на которой, они, впрочем, сами были пришельцами-захватчиками? История  раненого английского капитана, которого бурские юнцы, прототипы героев Луи Буссенара, патриотически искромсали, ещё живого, ножами, воспевателями буров стыдливо замалчивается. Обе стороны просто захлёбывались от патриотических чувств... Вторая Мировая. Фанатизм, преданность стране и Микадо японцев широко известна. Например, население в конце войны всерьёз готовилось идти на смерть против американцев с бамбуковыми копьями, если те высадятся в Японии. И пошли бы, не сомневайтесь! Вот он, патриотизм! И эти патриоты жрали попавших в плен молодых медсестёр австралиек, срезая с них заживо мясо и поджаривая на огне. Так вкуснее!
Камикадзе, жертвовавшие собой, врезаясь с грузом взрывчатки в корабли американцев, безжалостно расстреливали до этого с воздуха мирное население Китая. Смертники, в Маньчжурии бросавшиеся с минами под гусеницы советских танков, сдирали живьём кожу с китайских ребятишек на глазах связанных обезумевших родителей. И не эти ли "подвиги", когда обсуждался вопрос, применять или нет атомную бомбу, склонили чашу весов к применению? А ведь в окружении президента Трумэна многие, и даже военные, были против. Что, конечно, не оправдывает этот акт бесчеловечности. Скажите, японские фанатики не были патриотами? Да ещё какими были! А немецкие фашисты? О, как они любили свой фатерлянд! И жертвовали собой за него, не сомневайтесь! И у них были свои лётчики-камикадзе, так называемые зельбстопферы. Специально подготовленная группа, инициатором создания которой была знаменитая лётчица Ханна Райч. Называлась она "эскадрильей Леонида". Вот мы и вернулись к тому, от чего отправились – к Спарте. Эти фанатики во время битвы за Берлин взорвали несколько советских переправ через реку Шпрее. Ценой своей жизни. Такое и у нас не предусматривалось, хотя наши лётчики так иногда поступали в безнадёжной ситуации.
Патриотизм? Да! Но злобный, в котором оборотной стороной любви к Родине является ненависть и презрение к другим народам. Ну, ладно. Давайте о настоящем. Я не раз встречал на сайте произведения, в которых авторы с восторгом воображали горящую, гибнущую в огне Америку. Одна дама мечтает о бомбе, которой можно было бы накрыть всю Западную Европу. Эти авторы тоже захлёбываются в дифирамбах Родине. А я хочу задать им вопрос – допустим, их мечты сбудутся. Пусть представят маленьких детей. Американских, английских и т.д. Детей ненавистных "пиндосов", гибнущих в огне, под обломками рушащихся зданий. Вся вина которых в их принадлежности к ненавистным для "патриотов" нациям. Если вас не устраивает политика руководителей этих стран, за что вы желаете погибели невинным детям? Патриотизм... Мне вспомнился роман Ивана Антоновича Ефремова "Лезвие бритвы". Там этот мудрый человек проводит мысль: Верный путь часто узок, как лезвие бритвы, и идти по нему надо осторожно, чтобы не сорваться в бездну крайностей.
Прежде, чем стать патриотом, необходимо стать ЧЕЛОВЕКОМ в полном смысле этого слова. Патриотизм, не подкреплённый величием души, неизбежно переходит  в оголтелый шовинизм, в оскал озлобленного зверя у входа в его любимую тёмную нору. Тёмную, потому что он сам её построил так. Он боится света, боится правды, и злобно рычит на весь мир, не видя и не понимая ничего, кроме своего логова...
Будьте осторожны, люди! Не путайте патриотизм и... "патриотизм"!

Патриотизм и... "патриотизм"? Не ошибитесь!