Имя на поэтической поверке. Леонид Дербенёв

Лев Баскин
  Леонид Петрович Дербенёв написал две сотни популярных песен и более двух тысяч замечательных стихотворений.
  В своей песне «Есть только миг», на музыку Александра Зацепина, из кинофильма «Земля Санникова» - 1973 год, он столь мудро ответил на извечный вопрос о смысле бытия:

       «Есть только миг».

«Призрачно всё в этом мире бушующем.
Есть только миг, - за него и держись.
Есть только миг между прошлым и будущим, -
Именно он называется жизнь.
Вечный покой сердце вряд ли обрадует.
Вечный покой – для седых пирамид.
А для звезды, что сорвалась и падает,
Есть только миг – ослепительный миг.
Пусть этот мир вдаль летит сквозь столетия,
Но не всегда по дороге мне с ним.
Чем дорожу, чем рискую на свете я?
Мигом одним, только мигом одним.
Счастье дано повстречать, да беду ещё.
Есть только миг – за него и держись.
Есть только миг между прошлым и будущим, -
Именно он называется жизнь».

На эту песню в газете «Правда» появилась разгромная статья, что Леонид Дербенёв пишет вредные, не советские песни.

  Его разнесли в пух и прах – едва ли не занесли в диссиденты. Эта одна из причин, почему его в члены Союза писателей не приняли, а без членства не выпускали, как правило, за границу, не давали дополнительную площадь под кабинет, для работы.

  Один товарищ сказал ему» «Чего ты переживаешь? Тебя в Союз писателей никогда не возьмут. Ты же столько денег зарабатываешь, тебе страшно завидуют».

   Леонид Петрович Дербенёв ( 12 апреля 1931 года, Москва – 22 июня 1995 года, Москва), советский и российский поэт-песенник, родился в Москве.

 Во время Великой Отечественной войны проживал в селе Удово Владимирской области, куда приехал  с бабушкой в 1941 году, откуда позднее переехал в Москву, вместе с семьёй своего деда.

Информации о родителях Леонида Дербенёва нет, как и о национальности будущего знаменитого поэта.

  Но, по всей видимости, Леонид Петрович является русским. Сам поэт-песенник предпочитал не распространяться на эти темы. Есть упоминание, в печати, что отец был партийным работником.

  Дебютом поэта стала публикация стихов во всесоюзной газете «Пионерская правда». Автор тогда учился в седьмом классе средней школы.
   После школы, к сожалению, по призванию, в Литературный институт молодой поэт не поступал, отец был против, чтобы сын был творческим человеком и настоял на юридическом.

    В 1954 году, Леонид Дербенёв, окончил Московский юридический институт, после чего работал юристом в организациях, параллельно писал стихи, некоторые из них печатались в «Комсомольской правде», «Известиях, «Московском комсомольце» и других периодических изданиях.
 Переводил поэзию народов СССР.

  Узнав однажды, что гонорар за текст песни многократно превышает оплату обычного стихотворения, Леонид Петрович решил попробовать себя в этом жанре.
Поскольку он был полностью лишён музыкального слуха, то освоил несколько профессиональных приёмов, помогающих следовать ритму мелодии, и принялся за работу.

  С 1959 года уходит на творческую работу, пишет песни, в 1960-е нередко выступает в роли переводчика западных шлягеров: «Прощай, моряк» и «Луна» Доменико Модуньо, «Падает снег» Сальваторе Адамо и других.

Первая певица у Леонида Петровича для его песен, была Тамара Миансарова.

От своих коллег, поэтов- песенников, Леонид Дербенёв отличался тем, что тексты песен часто писал уже на готовую музыку.
И когда его песня «Ямайка», заполнила Всесоюзный радиоэфир, на него обратили внимание именитые композиторы.

  Леонид Дербенёв сотрудничал с известными советскими композиторами: Александром Флярковским, Арно Бабаджаняном, Александром Зацепиным, Вячеславом Добрыниным, Юрием Антоновым, Максимом Дунаевским.

  В 70-е годы наряду с многочисленными соавторами – композиторами, у Леонида Дербенёва был и соавтор поэт-песенник Игорь Шаферан.

  С ним написаны песни: «Горько», «Белка в колесе», «Новогодний вальс», «Гуси, гуси», «Двадцатый век», «Ты говоришь мне о любви» («Одна снежинка ещё не снег»), «Московская серенада», «Это Москва», «Я к тебе не подойду», «Я твой нелюбимый».

  Леонид Дербенёв  автор текстов популярных песен, входивших в репертуар звёзд советской эстрады, Муслима Магомаева – «Лучший город Земли», Валерия Ободзинского – «Мираж» и «Колдовство», Льва Лещенко – «Прощай», «Родная земля».

 Аллы Пугачёвой – «Этот мир», «Песенка про меня», «Всё могут короли», «Ты на свете есть», «Робинзон», «Белая дверь», «Бессоница».
Маши Распутиной – «Я и ты», «Гималаи», «Городская сумасшедшая», «Кружит музыка», «Я родилась в Сибири», «Ты любовь моя первая», «Живи, страна!», «Ой, мама, ой», «Я была на Венере».

  Жанны Рождественской – «Гадалка», «Подойду я к зеркалу», Ксении Георгиади – «Ищу тебя», Яака Йоалы – «Любовь нас выбирает»,Тыниса Мяги – «Сердце не спит», Валерия Леонтьева – «Там в сентябре», Михаила Боярского – «Всё пройдёт», «Городские цветы», «Робинзон».

  Вячеслав Добрынин – «Сяду в скорый поезд». Николая Караченцова – «Снится мне деревня», Филипп Киркоров – «Атлантида», «Ты, ты, ты», «Небо и земля», «Днём и ночью».

Владимира Преснякова - младшего – «Зурбаган», «Ты, скажи», Татьяны Марковой – «Твои глаза» и других исполнителей. 
Для ВИА «Весёлые ребята» - «Если любишь ты», «Не минуты покоя», «Не волнуйтесь, тётя».
 ВИА «Самоцветы» - «Всё, что в жизни есть у меня», «Я люблю этот мир», «Цветы».
 ВИА – «Поющие сердца» - «Кто тебе сказал?», «Лейся, песня», «На острове Буяне».
 Рок-группа «Земляне» - «Прости, Земля», «А жизнь идёт», «Цепочка», «День рождения Земли».

Сотрудничавший с Леонидом Дербенёвым композитор Сергей Дьячков утверждал:
 «Мне даже кажется, что у Леонида Петровича техника была как у Пушкина. Такая быстрота мышления, что он находил, в конце концов, нужный вариант. Эта была фантастика».

Несмотря на свою известность, Леонид Дербенёв, не был человеком тусовки. Скорее, был нелюдимым.

Леонида Дербенёва любили наши самые известные композиторы и звёзды эстрады и становились в очередь за его стихами.

Но при этом жизнь поэта Леонида Дербенёва была отнюдь не пряничной, были проблемы. Зарабатывать на жизнь искусством можно было только членом творческих союзов.

Хотя песни на стихи Леонида Дербенёва распевала вся огромная страна, а вот Союз писателей так и не снизошёл до того, чтобы принять его в свои ряды.

Впрочем, и Высоцкого, и многих других, как время доказало, настоящих поэтов. А оно – главный судья.

  Леонида Дербенёва, не приняли в Союз писателей, аргументируя, что он не выпускал поэтических сборников, однако, на счастье, его приняли в Союз кинематографистов – свою первую песню для кинофильма он написал ещё в 1956 году.

  Песни на стихи Леонида Петровича звучат во многих произведениях советского кинематографа – например: «Есть только миг» из кинофильма «Земля Санникова», «Песенка о медведях» из кинокомедии «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика».

Большой популярностью пользовались его песни из кинокартин:«Чародеи», На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-бич опять идут дожди», «Мушкетёры двадцать лет спустя».

Леонидом Дербенёвым написаны песни к 120 художественным фильмам.

Начиная с фильма «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» Леонид Дербенёв и Александр Зацепин стали многолетними соавторами режиссёра Леонида Гайдая – «Бриллиантовая рука», «Иван Васильевич меняет профессию» и других.

   В конце 1970-х, в годы всемирной популярности стиля диско, именно Леонид Дербенёв был соавтором двух главных советских диско-хитов «Ищу тебя» Александра Зацепина и «Так не должно быть» Давида Тухманова.

  Все, наверное, помнят триумф Аллы Пугачёвой на конкурсе в Сопоте, Польша, в 1978 году.

  Но мало кто знает, что победила голландская группа, а главный приз в конкурсе песен достался песне «Всё могут короли» в её исполнении.

Песня «Всё могут короли» завоевала приз Гран-при «Янтарного соловья», то есть поэту Леониду Дербенёву и композитору Борису Рычкову и певице Алле Пугачёвой
Приз сопровождался немалой по тем временам денежной премией, кроме статуэтки, 20-ть тысяч злотых, которую Алла Пугачёва оставила себе.

Эти деньги требовалось поделить на троих авторов песни: композитора, поэта и исполнителя, кстати, Бориса Рычкова и Леонида Дербенёва на конкурс в Сопоте не пустили родные «органы».

  А Алла Пугачёва возьми и по доброте душевной сделала широкий жест – отдала злотые в фонд строительства «Международного центра здоровья детей», в Польше.

  Однако это задело авторов песни, которые посчитали, что прежде чем распоряжаться чужими деньгами, она должна была поставить в известность их.

Оба были не против помочь больным детям, но их задело другое: получалось, что власти не пустили их на фестиваль песни, а они им за это ещё и деньги подарили.

Спустя время Борис Рычков свою часть денег забрал, Леонид Дербенёв отказался.

  В итоге разгорелся нешуточный скандал, который имел далёкие последствия.

В 1979 году, на следующий год, после триумфа в Сопоте,должна была выйти пластинка с песнями Леонида Дербенёва на музыку Александра Зацепина, название пластинки с Аллой Пугачёвой - было оговорено "Всё могут короли".

Но в последний момент Стефанович и Пугачёва сменили название на "Зеркало души". Ко всему прочему, альбом задумывался, как авторские работы Дербенёва и Зацепина.

Однако, когда пластинка вышла, на ней оказались несколько песен, автором которых числился Борис Горбонос.Алла Пугачёва вставила туда свои песни без ведома Дербенёва и Зацепина.

  В газетном выпуске Алла Пугачёва дала небольшой комментарий, который потряс Леонида Дербенёва:
«К сожалению, я должна распрощаться с Дербенёвым и Зацепиным, больше их репертуар я петь не буду», - говорилось в заметке.

  Леонид Дербенёв в свою очередь, в последующем интервью сообщил: «Мои планы больше с Пугачёвой не связаны».

  В 1979 году в газете «Московский комсомолец» в рубрике «Звуковая дорожка» подводили итоги года. Лучшей певицей стала Алла Пугачёва.

  Лучшим поэтом-песенником Леонид Дербенёв. Лучшим композитором после Давида Тухманова был Александр Зацепин.

  В следующие 8-мь лет, она действительно не исполняла ни одного их хита.

Вот так жёстко, без обсуждения проблемы, они поставили крест на своих отношениях. Они решили, что смогут обойтись друг без друга. И действительно обошлись.

У Аллы Пугачёвой появились Паулс и Резник, Леонид Дербенёв стал раскручивать Распутину и Киркорова.
 Хотя, надо заметить, Леонид Дербенёв тяжело переживал этот разрыв.

 В течение 8-ми лет Алла Пугачёва и Леонид Дербенёв не общались.

На пике популярности Леонид Дебенёв серьёзно увлёкся йогой. Выучил все асаны и регулярно занимался.

  Затем в жизни поэта произошли события, из-за которых Леонид Петрович переосмыслил свою жизнь. Леонид Дербенёв вынес книги по йоге из дома и стал верующим человеком, за 15 лет до своей кончины.

Вернулся к вере своих предков и стал писать стихи на религиозные темы. Эти стихи не были положены на музыку.

Для наглядности, к примеру, приведу два стихотворения: «Молитва» и «Монастырь на холме».

       «Молитва».

«Вот и осень уже, вот и осень.
И у самой зимы на краю
Припадём ко Христу и попросим,
Чтобы он помянул нас в раю.

И в лихую годину безверья,
В сатанинский погибельный час,
Где-то там, за невидимой дверью
Наши предки молились за нас.

Снова битву, яростную битву
Начинают бесы на Руси.
Господи! Услышь мою молитву.
Господи! Помилуй и спаси!».

       «Монастырь на холме».

«День стихает, и солнце всё ниже.
И опять я не скоро усну.
Вот прикрою глаза и увижу
Совершенно другую страну.

Всё вокруг там прекрасно
и странно
И, пути заграждая зиме,
Богу молится там непрестанно
Монастырь на высоком холме.

В час тягучий июльского зноя
Бьётся солнце в златых куполах,
И святые стоят над землёю
На невидимых миру столпах.

И над каждой судьбою и домом
Происходит свершенье чудес.
И чудесною музыкой грома
Низвергаются с вечных небес.

Там, как в детстве, мне
солнышко светит –
И вот-вот над землёю взлечу…
А потом на унылом рассвете
Открывать я глаза не хочу.

Вот какую беду натворили,
Рай земной мы построив в уме –
Всё разрушили, всё осквернили!..
Снится мне монастырь на холме…».

   В 1987 году легендарный поэт-песенник устроил в Театре эстрады свой первый и единственный творческий вечер.

Пригласили на концерт и Аллу Пугачёву. И та согласилась. Всех зрителей, собравшихся в зале, до глубины души покорил эпизод, когда Алла Пугачёва и Леонид Дербенёв и Александр Зацепин, обнявшись, стояли на сцене.

  Леонид Дербенёв даже расплакался от счастья. Он тогда даже произнёс:
 «Господи, какие же мы дурные были, зачем нужны все эти амбиции? Сколько упущено времени, столько не написано песен для Аллы, и всё из-за каких-то дурацких обид».

  Увы, но этот эпизод так и остался эпизодом – возобновления сотрудничества так и не последовало.

  Хотя в середине 90-х годов Алла Пугачёва и Леонид Дербенёв всё-таки посотрудничали.
 Певица написала музыку, а поэт стихи к песне «Бессоница».

   Прекрасная песня, но и этот факт не стал поводом к тому, чтобы Алла Пугачёва и Леонид Дербенёв продолжали сотрудничество.

Хотя дружба между ними возобновилась.
По словам Веры Дербенёвой у Лёни обнаружили язву – его положили в больницу при Администрации Президента.

  Алла с Филиппом навещали его, чуть ли не каждый день. Когда выяснилось, что у Лёни рак, то врачи решили проводить экстренную операцию.

 Но у него была редкая группа крови, которую никак не могли найти.
- «Что делать? – говорил Леонид Петрович.
- Я попробую позвонить Пугачёвой. Алка всё сможет! – сказала жена.

И действительно, через несколько часов в больницу доставили нужную кровь. На следующий день ему сделали операцию. Однако Лёня прожил после этого недолго – 22 июня 1995 года он скончался.

  После смерти директор Аллы Пугачёвой лично занимался организацией поминок, а организацию сорока дней взяла на себя Маша Распутина.

Из-за неё потом разгорелся скандал на вечере памяти Леонида Дербенёва.

  Киркоров и Пугачёва должны были выступать, но за два дня до концерта заявили, что Филипп уехал в Питер на запись новых песен.
Концерт должны были транслировать по РТР, однако Алла Пугачёва запретила снимать выступление, так как она решила два года не появляться на экране.

 Мне было неудобно перед артистами – говорила жена Вера Дербенёва, ведь концерт был благотворительный, все работали бесплатно, а телетрансляция – единственная возможность отблагодарить их.

Алле было всё равно. Пришлось уступить Пугачёвой.
Однако когда за несколько часов до начала концерта я приехала в Театр эстрады, организаторы мероприятия сообщили мне, что Пугачёва отказалась принимать участие в этом концерте и уехала…

  А ведь она должна была вести это мероприятие, сценарий писался специально под неё.
 Но концерт всё-таки состоялся, а когда объявили исполнителей, задействованных в концерте, зрители стали кричать: «Пугачёву давай! Где Пугачёва?!».
Тогда на сцену вышел Лев Лещенко и обратился к залу: 

«Алла Борисовна по неизвестной никому причине отказалась выступать. Но ведь это вечер памяти Леонида Петровича.

Почитатели Пугачёвой пришедшие на концерт только ради неё, могут обратиться в кассу и получить свои деньги обратно».

Из зала ушло только несколько человек.

Причиной отказа Пугачёвой стало Маша Распутина. Алла Пугачёва узнала, что финальную песню «Я вернусь» исполнит Распутина, она послала всех на три буквы и удалилась…

  Есть слова, одного из немногих умных и политкорректных наших звёздных исполнителей Иосифа Кобзона, адресованные Леониду Петровичу:

«Мы не всегда бываем благодарными, хотя должны в ноги кланяться вам, поэтам, пишущим хорошие стихи для наших песен.

Благодаря им нас народ за умных держит. Потому что поём, произносим слова, придуманные вами…».

Последний проект Леонида Дербенёва - певица из США Сюзанна Тэппер, с которой был записан альбом песен на слова поэта, на музыку Максима Дунаевского "Пересаженное сердце".

Незадолго до своей кончины, Леонид Дербенёв написал такие строки:

«Жизнь чередой одинаковых лет
То торопилась порой, то тянулась.
Но разорвал эту цепь яркий свет
И, пробуждаясь, душа встрепенулась:
Нет, я не стану землёй и травой!
Верьте вы этому – или не верьте:
Там, за последней чертой роковой
Есть ослепительный шанс на бессмертье…

Тень разрывая, день новый встаёт,
И для меня нет другого ответа:
Ради меня время пущено в ход
И существует Вселенная эта.
Пусть возражает унылый педант,
И всевозможными фактами вертит,
Я никому ни за что не отдам
Мой ослепительный шанс на бессмертье».

   Замечательный человек и талантливый поэт Леонид Петрович Дербенёв – оставил нам прекрасные песни Мастера, без которых уже невозможно представить ни жизнь, ни культуру великой страны, которую он так любил и завещал в своих предсмертных строках:

«Живи, страна, ненаглядная моя Россия!».

Умер Леонид Петрович Дербенёв 22 июня 1995 года в Москве, от рака желудка, прожив 64 года.

Отпевание состоялась в храме Знамения Божией Матери на Рижской, в Переяславской слободе, где в последние годы, он был прихожанином.

  Похоронен на Востряковском кладбище.

В 2000 году вышла книга Леонида Дербенёва: «А жизнь идёт. Песни родные и близкие».

 Супруга – Вера Ивановна Дербенёва – в 2003 году выпустила книгу: «Леонид Дербенёв. Между прошлым и будущим». Дочь Дербенёва Елена – работает переводчиком, преподаёт иностранные языки.

Награды:

Леонид Дербенёв – лауреат Международного конкурса песни в Сопоте – 1978 год, конкурсов советской песни – 1963, 1964, 1965, 1973 годов.
Память:

 -22 ноября 2002 года на Площади звёзд у концертного зала «Россия» был открыт памятный знак с именем Леонида Дербенёва.
 -22 ноября 2011 года в Кремлёвском Дворце состоялся концерт-съёмка к 80-летию со дня рождения поэта.

Наверное, особая ценность и значительность поэта, который пишет песни, в том, что его слова, становясь крылатыми, не только звучат из уст певцов, песни эти можно назвать директивами жизни.

При условии, что они освящены настоящим талантом.
Таким, каким был наделён Леонид Дербенёв.

    Из поэтического наследия Леонида Дербенёва.

       «Снится мне деревня».

«Не такой уж звонкий мне достался голос,
Но хотелось очень мир мне посмотреть.
И однажды утром в суматошный город
Я уехал, чтобы песни городские петь.

Сам себя считаю городским теперь я,
Здесь моя работа, здесь мои друзья,
Но всё так, же ночью снится мне деревня,
Отпустить меня не хочет Родина моя.
Там горячим хлебом пахнет в доме нашем,
И бежит куда-то под горой река.
И дорогу гуси переходят важно,
И в овраге шмель мохнатый
Пьёт росу с цветка.
Там стеной зелёной бор стоит в июле,
А зимой равнина вся белым-бела.
Городские песни целый день пою я,
А душа ждёт не дождётся,
Чтобы ночь пришла».

       «Живи, страна!».

«Не было на свете ближе и милей,
Не было прекрасней Родины моей.
Вечная, святая, добрая страна,
Ты не знала, что придут такие времена.
Была страна, необъятная моя Россия.
Была страна, где встречала с мамой я рассвет.
Была страна, где влюблялась я под небом синим.
Была страна, а теперь мне говорят, что нет.
Так же входит утро в наши города,
И большоё солнце светит нам всегда.
И людей всё так же улицы полны.
Что ж вы лжёте, будто нету у меня страны.
Живёт страна, необъятная моя Россия.
Живёт страна, где встречала с мамой я рассвет.
Живёт страна, где влюблялась я под небом синим.
Живёт страна, мне обратно говорят что нет.
Нам того, что было, зачеркнуть нельзя,
Чтоб не говорили новые князья.
Будет жить на свете вечная страна.
Что ни делай, никуда не денется она.
Живи, страна – необъятная моя Россия!
Живи, страна, где встречала с мамой я рассвет.
Живи, страна, где влюблялась я под небом синим.
Живи, страна, и не слушай тех, кто скажет: «Нет!».

       «Белая берёза».

«Берёза – белая подруга
Весенних зорь, прозрачных рек,
Скажи, скажи, какая вьюга
Тебе оставила свой снег?
Ветвями тянешься за мною,
На плечи руки мне кладёшь
И шелестящею листвою
Без слов, без музыки поёшь.
О чём поёшь, моя берёза,
Качаясь тихо как во сне?
И почему, не знаю, слёзы
Приходят светлые ко мне».

       «Остров невезения».

«Весь покрытый зеленью, абсолютно весь,
Остров невезения в океане есть.
Остров невезения в океане есть,
Весь покрытый зеленью, абсолютно весь.

Там живут несчастные люди-дикари,
На лицо ужасные, добрые внутри.
На лицо ужасные, добрые внутри,
Там живут несчастные люди-дикари.

Что они не делают, не идут дела –
Видно, в понедельник их мама родила.
Видно, в понедельник их мама родила –
Что они не делают, не идут дела.

Плачут, богу молятся, не жалея слёз –
Крокодил не ловится, не растёт кокос.
Крокодил не ловится, не растёт кокос –
Плачут, богу молятся, не жалея слёз.

Вроде не бездельники и могли бы жить –
Им бы понедельники взять и отменить.
Им бы понедельники взять и отменить –
Вроде не бездельники и могли бы жить.

Как назло, на острове нет календаря –
Ребятня и взрослые пропадают зря.
Ребятня и взрослые пропадают зря –
На проклятом острове нет календаря».

Эти две песни исполняла Джемма Халид,"Шулера" и "Подземный переход", на слова Леонида Дербенёва:
      
       "Шулера".
Российский флаг, как ветром
                сдуло,
Картавый демон во
           дворце...
И в грязных улицах
            Стамбула
Гвардейский бродит
          офицер.

Ещё присяга не забыта,
Ещё не кончена игра,
Но карта бита, карта бита,
            карта бита,
Нас обыграли шулера.

От ныне, от ныне, от ныне,
Священная белая рать,
Тебе на постылой чужбине
Безрадостный век доживать.

И звёзды на башни оденут,
И в стены святого Кремля
Закладывать будут злодеев,
Которых не примет земля.

Под крик о равенстве и
         братстве
Страну несчастную знобит,
И самозванец правит
        царством,
А царь оболган и убит.

Ещё на смерть за Русь с
         молитвой
Идут мальчишки-юнкера,
Но карта бита, карта бита,
              карта бита,
Нас обыграли шулера.

От ныне, от ныне, от ныне,
Священная белая рать,
Тебе на постылой чужбине
Безрадостный век доживать.

Под знаменем гордым и
            чистым
Стоишь ты под градом
          свинца.
И слово святое "Отчизна"
Насквозь прожигает сердца.

Вдруг встали рядом во
        Вселенной
Распни, кричащая толпа,
И тень царевны убиенной
Вблизи Уральского хребта.

Забыть все споры и обиды
Давным-давно пришла пора,
Но карта бита, карта бита,
карта бита,
Нас обыграли шулера.

От ныне, от ныне,от ныне,
Священная белая рать,
Тебе на постылой чужбине
Безрадостный век доживать.

Придется нерусские дали
И домом назвать и судьбой.
Но это не мы вас прогнали,
А вы нас не взяли с собой,

Чудная турецкая осень...
Россия в смертельном кольце...
И ствол воронёный
подносит
В Стамбуле к виску офицер.

       "Подземный переход".

В подземном переходе на
      Тверской
Торгует кто чем может
день -деньской,
И я в толпе с гитарою стою,
И песни задушевные пою.

Вздохнёт путана,
ухмыльнётся вор,
Прохожий глянет на меня в
          упор,
И в шляпу, что у ног моих в
          пыли
Летят пятёрки, трёшки  и
              рубли.

Но в усталой руке бьётся
жилка под кожей,
За усталой спиной -
ледяная стена,
Русь моя! в эту осень мы
стали похожи,
Русь моя - потерявшая небо
     страна.

В подземном переходе на
    Тверской,
Привыкнув к тесной
сутолке людской,
Мы роемся: кто в книжках,
кто в часах,
А праведники молятся в
       лесах.

А праведники где-то там
      вдали,
Вытаскивают нас из-под
         земли
И повторяют: "Господи,
   прости!"
И можем быть, успеют нас
спасти.

Вот отмолят, и меч к небу
витязь поднимет,
Закричит вороньё,
разбежится шпана,
Русь моя! ты опять
посмеёшься над нами,
Русь моя - не забывшая
небо страна.

В подземном переходе на
  Тверской,
Где злоба перемешана с
тоской,
Где не растут деревья и
       трава,
И оттого теряют смысл
     слова.

Я каждый день с гитарою
          стою
И песни откровенные пою,
О совести, о Боге, о царе,
О Родине, распятой в октябре.

Вот опять мне от слёз горло перехватило,
А стена за спиной холодным холодна,
Русь моя! - может быть, ты уже заплатила,
Русь моя - возлюбившая небо страна.

Может быть, подождать - нам осталось немного,
Рухнет идол, и с глаз упадёт пелена,
Русь моя! в несказанную вечность дорога,
Русь моя - уходящая в небо страна.
Русь моя! в несказанную вечность дорога,
Русь моя!- уходящая в небо страна.

       "Вопрос"

Если Боги молчат,
Значит, выгоды нет
Чтоб на каждый вопрос
Люди знали ответ.
Мы приходим из тьмы,
И уходим во тьму.
Не поняв, отчего?
Не поняв, почему?

Птицы в рощах поют,
Розовеет звезда
На погасшей звезде
Под названьем Земля.
Кружит тысячи лет,
Но не знает звезда:
Всё откуда взялось?
И исчезнет куда?

Нам бы жить без забот,
Провожая года
Только сердце щемит
По ночам иногда
Только хочется знать:
Ты зачем приходил
В ослепительный мир,
Неразгаданный мир...