Явление гор. Карагач - дерево из детства

Виктор Каблов
Мне часто снится одно прекрасное дерево – высокое, могучее, полное обильной листвы и птичьих гнезд. У него небольшие оранжевые плоды, похожие на маленькие мандарины, но, к сожалению, несъедобные.

Я просыпаюсь и лежу в полной темноте. И вдруг в отдохнувшей голове всплывает название этого дерева – карагач...

 И вспоминаются неожиданно многие слова из далекого детства – арча, камча, небольшая речка с красивым названием Каирма, текущая среди хлопковых полей…

Карагач относится к роду лиственных, ильмовых деревьев и имеет некоторое внешнее родство с вязом.   Он считается одним из  древнейших деревьев -  ему  более десятка миллионов лет. Могучий карагач является олицетворением мужского начала, богатырской силы и мужественности. Из него издавна производили красивые рукоятки для ножей. Мистический карагач вернёт утраченные силы, вселит уверенность, поможет обрести смысл жизни и разрешить сложные проблемы, поможет вернуть человека из депрессии и уныния.

Да, не случайно мы с моей маленькой киргизской подружкой Баткен, натворив много неимоверных шалостей и безобразий стояли под карагачем, виноватые и растерянные и думали, как же нам жить дальше… ("Киргизская девочка Баткен" http://www.stihi.ru/2019/06/09/6861 )

 Древесина карагача весьма необычна, она уникальна по своим качествам, относится к полудрагоценным. Из нее изготавливают прекрасную мебель и другие предметы. Карагач славится плотностью своей древесины, которая имеет тёмно-красноватый и коричневый оттенки  красивейшую текстуру. Из-за этого карагач  набрал неимоверную популярность среди мастеров-краснодеревщиков. Расколоть дерево очень сложно, древесина практически не коробится при высыхании и не растрескивается. Она имеет уникальную гибкость и прекрасно подвергается полировке, Она не боится воды, как и  лиственница – поэтому в Венеции много свай из карагача.

Самый большой карагач рос во дворе военкомата, в котором служил мой отец. Под этим карагачом собирались люди, проходили какие-то собрания, призывники, после строевой подготовки на жарком плацу отдыхали в тени этого огромного дерева.

Мы, мальчишки, забирались на него, карабкались по его ветвям как можно выше и сидели на невероятной для нас высоте  с замиранием сердца. За это небезопасное лазание нас наказывали, но все повторялось снова и снова. Мы сидели высоко в кроне, невидимые для взрослых и смотрели на далекие снеговые горы, которые были видны как в хороший бинокль – отчетливо, ярко… и чем больше мы на них смотрели, тем ближе они становились. Это карагач был нашей излюбленной смотровой площадкой. Где далеко внизу ходили люди, и нам было смешно смотреть на их маленькие фигурки.  А мы приобретали какое-то божественное могущество существ, находящихся высоко в небе.

На центральной улице Куршаба тоже росли высокие молодые карагачи. На них было много птичьих гнезд. Какие-то отвратительные незнакомые мальчишки, пришедшие из другого района Куршаба, старше нас, в рваной и бедной одежде, некоторые в ватниках на голое тело, лазали на карагачи, разоряли гнезда, сбрасывали их на землю…  Гнезда летели на землю с яйцами и только что вылупившимися желтыми еще птенцами. Яйца разбивались, птенцы гибли.

 Мы кричали на этих  вандалов, звали взрослых, но эти сорванцы были маленькой злой шайкой, они никого не боялись. В них была заброшенность детей из неблагополучных и бедных семей. Да и семей то по сути у них не было. Это были почти беспризорники, которых было немало в послевоенные годы. В разорении гнезд было что-то похожее от бесчинства волка в овчарне, который зарезав одну овцу, резал без всякой нужды всех оставшихся овец. Так и хорек в курятнике, задушив одну курицу, душит всех остальных, а потом весь в крови, сидит сукин сын посреди курятника и удивляется своему бессмысленному бесчинству. А еще эти мальчишки творили это разорение от какой-то неустроенности своей жизни. И чувствовалось, что скоро они будут не только хулиганами, но и преступниками. Что-то тюремное уже проступало в них.

Потом они исчезли из нашего района, и больше я их никогда не видел.

Карагачи стояли опустошенные и какие-то растерянные. Вся мощь этих деревьев была бессильна против маленьких злодеев. Так бывает и у людей - великий, достойнейший человек часто  бессилен против мелкой подлости.

 Птицы летали вокруг карагачей,  истошно и горестно кричали…

А мы все – и дети и взрослые – были виноваты перед несчастными птицами и опозоренными деревьям…


Фото из Интернета