Игра с мячом

Дивна Самодива
(Мое мнение, часть дискуссии и интересная рецензия по картине Александра Дейнеки "Игра с мячом". Сохраняется орфография постов участников.)

И.Н. - А где голышом девушки в мяч играли ... или это мечта художника )
Д.П. - в Третьем Рейхе. Дейнека просто родился примерно на 1 500 км. не там. Но мысли были те же...
Е.В. - Девушки похожи на стилизованные античные скульптуры, как будто ожившие статуи атлеток с отбитыми конечностями играют. Присмотреться надо, чтобы обнаружить руки-ноги на своих местах.
Все неоднозначно, только с виду гто. Вариация на Музыку и Танец Матисса
А.М.- Александр Александрович Дейнека (8 (20) мая 1899, Курск — 12 июня 1969, Москва) — художник, известный в первую очередь как создатель цикла работ о счастливых советских людях, занимающихся спортом и радостно трудящихся на фабриках, заводах и в шахтах.
Г.И. - Он реально мог стать придворным художником у нацистов в 30 хх гг.
Та же тематика.те же фигуры.
Вписался бы в любой тоталетарный строй.
Д.П. - он был эстетическим фашистом. Впрочем, нынче 80 процентов рекламы, эстетический фашизм, если не брать рекламу отечественного продовольствия и т.п.
Т.Р. - Странно, одна критика..никто не увидел эстетику молодых здоровых тел..это же культ спортивных тел!
Тн.Р. - Безобразная картина...
Р.Ш. - Истинные арийки, тьфу ты, строительницы коммунизма!
Е.В. - Во-первых это красиво
Напоминает об А.Н. Толстом. О вечном. О своем времени. О жизни после и между войн. О женской эмансипации. О красоте. Кстати, если раздеть Любовь Орлову, советский секс-символ, получится то же самое. Крепкие ноги, изуродованные трудом и тяжелым бытом руки, хорошее воспитание. Женская эмансипация. Безжалостный мяч лупит по женской природе, половину конечностей поотбивал, девушки играть не умеют, страшатся, падают, но отступать некуда.
И вообще, из этих лебедей да понаделать бы...
Они такие розовые...
И.К. - На таких женщинах можно только воду возить
С.К. - Очень чистый открытый художник. Без пошлости и вульгарности. Люблю его работы
Д.А. - Да... Я как увидел, поиграл немного. С мячиками.
В.В. - Д.А., я даже знаю, где вы их нашли! ;)
Е.Д. - Он так видит..
Н.К. - По пьяне писал, чтоли))
А.Д. - Мне вот, что интересно... Принижая чужое творчество сам становишься умнее? Каждое злое, критикующее слово, брошенное в чей-то огород делает тебя на порядок выше творящего? Мне вот тоже не нравится эта картина, но я не решусь ее критиковать - я проживаю другой, свой опыт. Я не стану от этого ни лучше, ни хуже. Но стану ли я лучше, если скажу, что и женщины на картине уродливы, и автор - пустышка и глупец? Вряд ли. Всегда поражалась таким уверенным в себе и своей правоте критикам.
И.Л. - Дейнека гениален, тупость искать где и зачем такие женщины. Как бесконечное обсуждение целлюлита рубенсовских моделей. Зомбоящик продавил такую яму в мозгу совр. ч-века, что он не может видеть непрооперированных женщин нигде, даже во сне.

 
ДИВНА САМОДИВА:

Cначала про критикующего:
Искусство существует в восприятии зрителя, без него нет гениев. И каждый зритель - критик. Некоторые критики выражают отношение только к тому, что видят, а некоторые - неприятно поразившись увиденным - и к тому, кто рисовал. Это риск художника выставлять на зрительское восприятие свою работу. Главное - художественный образ!
С другой стороны, не каждый зритель пробует и в состоянии предугадать мотивы и намерения художника, чтобы сопоставить их с результатом, и только потом сопоставлять свои ожидания с тем же результатом.
И с третьей стороны, соизмеряя себя с умениями художника через материализацию неизвестного намерения, зритель радуется повысить свою самооценку за чужой счет, объявляя художника неумелым писакой. Тогда картина выполняет терапевтическую роль.

А теперь про картину:
Какие художественные образы мы видим на картине?
Есть намеки на античные статуи, в частности - на трех граций. Они воплощают красоту и гармонию. Но три грации равно значимы. На картине есть лидирующая фигура.
Одновременно, прозирает небезызвестный стих :"Есть женщины в русских селеньях.."
Можно увидеть намеки на современную олимпийскую идею. Но сочетать несочетаемое - непостижимо для художника, он не справился с такой задачей, хотя и неясно, была ли она  у него.

Радость спорта, свобода от одежд, брызги молодости могут быть гармоничными и красивыми даже на модернистком плакате. Увы, такого не замечаем. Может, процесс совершенствования тела только начался, пока совершенство в нравственном плане уже случилось? - тоже неясно.
Оппозиция красок не дает красочности жизни в молодости. Какая это игра с такими мячами - тоже не совсем понятно. Женский зад в центре внимания можно воспринимать как символ раскрепощенности новой женщины или доверия к зрителю, который не подумает плохого об этой девушке. Но если это бесполое существо, оно и не волнует. Остается функция декоративности, т.е. перед нами полотно, на которое в каком-то огромном зале никто не обращает особого внимания, поскольку оно даже не красочно.
Внушения, что можно нафантазировать аллюзию с танцующими женщинами Матисса или нагими таитянками Гогена не выдерживают, потому что там видим силу и красочность первичности и животворящей гармонии в единении с природой. Здесь природы и красочности нет.
Непонятно также где и в какое время суток происходит действие - в темном лесу или в густой тени в парке. Зелень – не зелень. Источник света неизвестен.
Единственно убедительными кажутся надежность ("...как весь гражданский флот..") и угрожающий баланс в позе анонимной центральной фигуры. Женщина замахнулась и ... будет сокрушительный удар на глазах двух фигуранток! Их роль, очевидно, оттенить силу безымянной и безлицой гармонии. Почему в 1932г. это было актуальным для художника?!
Может, потенциальная угроза здоровой невинности, которая может за себя постоять, и есть внушение полотна.

Известность художника не обязательно делает хорошими все его картины. Да и не обязан он всем нравится, поскольку, видимо, рисовал что-то свое.
...

РS Целлюлит рубенсовых моделей - не эталон красоты того времени. Главной моделью Рубенса была его молодая жена, родившая ему пятерых детей, которая после смерти своего супруга хотела было уничтожить все его картины, на которых она в таком виде. Хорошо, что ее отговорили.



Художник Александр Дейнека, "Игра с мячом", 1932г.