Холодный плевок в горячий снег

Геннадий Генцлер
     Видимо, с возрастом чувства не притупляются, но их амплитуда сглаживается опытом прожитых лет. И то, что в двадцать выплёскивается вулканом, сейчас отдаётся болью в сердце. И эта боль не позволила мне сразу взяться за перо. Ведь то, что произошло с Парком вдов в Волгограде, касается меня. Причём, касается дважды. И как сына фронтовика, раненого при обороне родной Одессы, и как внука двоюродного деда, сложившего голову при защите Сталинграда.
 
     Помните фильм «Горячий снег», показавший нам, как артиллеристы, совершившие многокилометровый марш, в декабре 1942-го года в снежных окопах насмерть встали против танков Манштейна, рвущихся в Сталинград? В Сталинград, где наши израненные части удерживали в это время лишь узенькую полоску. Не трудно представить, как повернулась бы История Второй мировой войны, если бы не эта горстка артиллеристов…

     Так вот. Это был 949 артиллерийский полк 387 стрелковой дивизии, сформированной в августе-сентябре 1941-го года в Казахстане и в ноябре того же кровавого года отбывшей на фронт. А в составе полка командиром орудия был мой дед Соломон Львович Генцлер. В августе 1942-го старший сержант С. Л. Генцлер, оставшийся единственным у орудия, раненый, подбил несколько танков. И вывел орудие. За этот подвиг был представлен к ордену Боевого Красного Знамени. Получил звание старшина.

     А в декабре в составе полка совершил 200-километровый марш, закопался в снег и остановил танки Манштейна. Именно остановил! 949 артиллерийский полк, героически отбивая танковые атаки, нёс огромные потери. И к 17 января 1943 года из всего полка осталось одно орудие – орудие деда. Весь день шёл бой, в ходе которого погиб боевой расчёт, дед был ранен. Но ещё сутки ОДИН бился с врагом. И победил, отдав свою жизнь 18 января 1943 года. Танки были остановлены. Это следует из Именного списка безвозвратных потерь, датированного 20 января 1943 года. Дед был последним защитником. И он победил. Погиб, но победил!

     Вот скорбный список героев этого последнего боя:
1. Красноармеец Михайлов Фёдор Савостьянович, 1902 года рождения – убит 17 января 1943 года;
2. Красноармеец Новокрещин Андрей Афанасьевич, 1907 года рождения – убит 17 января 1943 года;
3. Красноармеец Белик Илья Савельевич, 1903 года рождения – убит 17 января 1943 года;
4. Красноармеец Гончаров Фёдор Васильевич, 1910 года рождения – убит 17 января 1943 года;
5. Сержант Шибаев Юрий Иванович, 1918 года рождения – убит 17 января 1943 года;
6. Старшина Генцлер Соломон Львович, 1904 года рождения – убит 18 января 1943 года.

     К сожалению, мне удалось разыскать лишь дальнюю родственницу сержанта Шибаева Юрия Ивановича, который не успел создать семью. Остальные герои, судя по датам рождения, имели семьи. Но мне пока никого из родственников найти не удалось. Поэтому я не знаю, участвовали ли их вдовы, сёстры, родители и дети в закладке Парка вдов. Да и знают ли они вообще, где и как погибли их родные? Почему-то до сих пор архивные данные имеют «ограниченный доступ», как отвечают чиновники на мои запросы. Хотя почему почему-то? Там, где в основу Истории положены мифы, документы ни к чему… И что чиновникам шесть героев, переломивших ход целой войны, когда на то есть прославленные маршалы и генералы, не только не считавшие погибших, но даже не считавшие целесообразным помнить их имена, наградить, увековечить?

     Так что удивляться решению чиновников вырубить деревья из Парка вдов ради парковки?! А если называть вещи своими именами, – ради услады стареющего главаря, не знающего, на что убить время, свободное от реального управления экономикой страны!

     Такой вот холодный плевок в горячий снег. Урок патриотизма. Война с памятью.
     Как после всего этого пожелать спокойного сна героям, упокоившимся в братских могилах? Как пожелать спокойного сна нам, кто ещё не забыл про неизбывную дань уважения?...

Г. Л. ГЕНЦЛЕР
член Союза журналистов РФ,
ночь на 29 июля 2017 года


Именной список безвозвратных потерь из 1943-го года...

После гибели моего деда с 18 по 20 января боевых потерь в полку не было.

Он был последним, кто остановил танки Манштейна.


А пять лет назад мне было обещано увековечить имя моего деда и его бойцов на монументе, установленном недалеко от места их последнего боя. Ничего не сделано до сих пор. Кого сейчас набирают в военные комиссариаты?

Такая вот память...