Смятение праведных

Таня 5
Смятение праведных.
   (пра ра вед)


"За темнотой придет сиянье света,
Ты в это верь и будь неколебим…"


/Навои Низамаддин Мир Алишер./

Нави-вино-иван.
Зина - знание
Дам-Кровь(душа)
Ад-свитки мудрости явленые на коже.
Дин-кон чистый планетарий единый(один) аз кон. (Эдикт)
Эд дин
Ед-Эд:свидетель, очевидец, распологающий сведениями(ями-имя)

О НИЗАМИ И О ХОСРОВЕ ДЕХЛАВИ

Он — царь поэтов — милостью творца
Жемчужина Гянджийского венца.
Он — благородства несравненный перл,(перла-апрель)
Он в море(школы и  учителя всех традиций) в мыслей совершенный перл.(жемчужина)
Его саманной комнаты покой
Благоухает мускусной рекой.
          Подобен келье сердца бедный кров,
            Но он вместил величье двух миров.
Светильник той мечети — небосвод,
Там солнце свет неистощимый льет.
Дверная(дверь-Дуар(осетин) ниша комнаты его —
Вход в Каабу(Ка аба) , где дышит божество.
Сокровищами памяти велик(ве(мудрость) лик)
Хранитель тайн(Тайна-Дайна-Диана-Дина) — учителя язык.
Хамсу пятью казнами(каза - свадьба-пир-свивание, единение) назови,
Когда ее размерил Гянджеви.
Там было небо чашей весовой,
А гирею батманной(ба атаман Анна ной) — шар земной.
А всю казну(казалось на-на каз) , которой счета нет,
Не взвесить и не счесть за триста лет.
Он мысли на престоле красоты
Явил в словах, что как алмаз(ал(аль-ай-али:союз, целостность) маз) чисты,
Так он слова низал, что не людьми
А небом был он назван: «Низами».
                И «*Да святится…» как о нем сказать,
Коль в нем самом и свет и благодать?
Хоть пятибуквен слова властелин,
Но по числу — он: тысяча *один!
                От бога имя это рождено!
А свойств у бога — тысяча одно.(Од но)
«Алиф» начало имени творца,
Другие буквы — блеск его венца.
               Шейх Низами — он перлами(жемчужинами) словес
Наполнил мир и сундуки небес.
Когда он блеск давал словам своим,
Слова вселенной(Всё лен(свиток) ной) меркли перед ним.
После него Индийский всадник(в сад ник(имя)) был
В звенящей сбруе воин полный сил.
С его калама(ка лама) сыпался огонь,
         Как пламя был его крылатый конь.(кон огненный)
К каким бы ни стремился рубежам,
Шум и смятенье поселялись там.
И в крае том, где мудрый строй царил,
Он сотни душ высоких полонил.
Его с индийским я сравню царем,—
Ведь Хинд прославил он своим пером.(перл(жемчужины  ом(глубина)
Все пять его волшебных повестей
Живут, как пять индийских областей.
А Шейх Гянджи собрал, как властный шах,
Казну — неистощимую в веках.
Стал от него Гянджийский край богат,
Он был не только шах, но и Фархад.
Путь прорубал он, гору(гора-сознание) бед круша…
                *Гора — поэзия, а речь — тиша.
                *Душа его, как огненная печь,
И току слез(слеза - роса-чистое  небесное знание-омовение небесной росой) печали не истечь.
Он сходит — пир(каза-сватьба-соединение-союз) свечою озарить,
Пирующих сердца испепелить.
Когда знамена над Гянджой развил,
                Он, как державу, *речь объединил.
          В те страны, что открыл он в мире слов,
Вослед повел полки Амир Хосров.
От старого гянджийского вина(вино мудрость нави)
Душа делийца навсегда пьяна.
Где б Низами шатер ни разбивал,
Потом делиец там же пировал.
С «Сокровищницей тайн» гянджиец был,
Делиец — с «Восхождением светил».
Гянджиец новым нас пленил стихом,
Делиец следовал ему во всем.
Все, что потом им подражать пошли,
К ограде сада мусор принесли.
Единственный лишь равен тем двоим,
Который, как они, — неповторим.