Дорога за Солнцем. О поэзии А. Аврутина

Алина Светлицкая
«Все мы голодны любовью к человеку», – в своё время писал М.Горький. Наше время отмечено уникальной возможностью видеть эту любовь в поэзии Анатолия Юрьевича Аврутина. Поэт добился предельной ёмкости, концентрации формы стиха, сложного взаимодействия деталей и целого, подчинив всё одному – вечному чувству любви в широком понимании и звучании.
Красота лирики Анатолия Аврутина – в скрытых душевных бурях, в драматичных ощущениях неумолимо бегущего времени и в прелести настоящего. Вероятно, потому свою первую главу книги «Просветление» А.Аврутин назвал «Спешите медленнее жить…». Редкая живописность, ощутимая предметность, элегическая напевность – вот основные черты лирики удивительного поэта современности. Стихи поэта-лирика лишены статичности натурализма – в них всё живёт, дышит, чувствует, печалится, страдает, а значит, любит…Наполненность поэзии глаголами действия лишает её «бездействия» - она откликается в сердце, в душе читателя.

Не брести, а скакать
по холмам помертвелой Отчизны,
На мгновенье споткнуться, ругнуть поржавелую гать,
Закричать: «Ого-го-о…»,
зарыдать о растраченной жизни…
Подхватиться и снова куда-то скакать и скакать…

Каждое стихотворение поэта-лирика, поэта-философа А.Аврутина – это драматичный, искусно построенный, с блестяще запутанным сюжетом очерк, в котором всё: талант любви, дар красоты, временное торжество греха и вечное – праведности…

Скупой слезой, двоя усталый взгляд,
Вобрал зрачок проулок заоконный.
И снова взгляд растерянно двоят
В биноклик слез забившиеся клены.

Через слезу до клена – полруки,
Пол трепетного жеста, полкасанья…
Сбежит слеза… И снова далеки
Вода и твердь, грехи и покаянья…

Поэт предстаёт перед читателем мастером воссоздания характера и предметов реального мира в их единичности и целостности, предельной зримости, полноте бытия, в котором – «ноздреватая дымка» и «голый запущенный сад», «тишина с дыханием эфирным» и «пустые хатёнки», «худенький март» и «горбатый плетень»…
А.Аврутин, как тонко чувствующий поэт, видит не факт жизни, а факт своего чувства, переживания, страдания и сострадания, факт своей любви к тому, что дорого и близко:

Куда ты, Отчизна, куда ты? Я так изнемог!
Ты белою кожей от женщины неотличима.
Туманится небо…На теле саднящий ожог…
Уснувший огонь, обернувшийся струйкою дыма…

Любовь поэта к Родине, к матери – святое! Родина, по мнению поэта, – «это когда бескрыл, но всё равно летишь», а «с мамой – светлее свет».
Почти в каждом стихотворении А.Аврутина предельно активное начало, сопряженное с обострённой наблюдательностью, с непрерывно идущим в душе раздумьем о жизни, судьбе, бренности бытия, сомнениях…

Иное всё: общенье с тишиной,
Литые свечи в тусклом абажуре…
Иная тишь…И сам простор иной –
Иные в нём сомнения и бури…

Чтобы воскресить землю к жизни и любви, по мнению поэта, нужно отдать ей всего себя. Другого не дано. Не наслаждение, не удовольствие, не эгоистичное, потребительское чувство роднит человека с миром. Поэт утверждает, что вместе нужно страдать, переживать, не только получать, но больше отдавать, делать людей ближе друг другу, но и это не значит, что поймут тебя, оценят и признают твои заслуги:

Не стону, не гляжу с укоризной,
Ничего не прошу, наконец.
Столько раз поцелован Отчизной,
Что всё тело – огромный рубец.

Знаю, бьют и не блудного сына –
Не виновен, а это вина.
Но Отчизна ни в чём не повинна,
Потому что Отчизна она.

Чувство причастности к происходящему, разделённой судьбы не убавляет, а обостряет и углубляет личное начало в лирическом герое, в его судьбе, сросшейся с судьбой Родины, которой он всё терпеливо прощает. Это формула участия в жизни страны и формула ответственности за её судьбу – жизненное «целеполагание» поэта Анатолия Аврутина.
В настроениях лирического героя преобладают два состояния: созерцательное погружение в стихию природной жизни, растворение в ней и тревожное ожидание, предчувствие чего-то такого, что непременно изменит её, нарушит привычное всему миру состояние покоя. И тогда – много безответных вопросов, среди которых главный: за что?

Кто убил его в спину?..
За что?.. За какие дела?..
Как ему объяснить,
что стрела обогнула планету –
Это души пустеют,
Планета всё так же кругла…
В отношении причастности к происходящему поэзия А.Аврутина всегда созвучна времени, потому что она вне времени, она дольше и дальше его, она душевно наполнена искренностью, любовью к жизни, к человечному в человеке. Поэзия Аврутина несёт в себе свет, который янтарным блеском проглядывает сквозь призму «черноты» жизни, она ведёт за собой по пути к свету, к солнцу…

И прямо сквозь кожу вливались в голодную плоть
Рябиновый воздух и звёзды, упавшие в реку.
И сердце устало всю жизнь ожидать и колоть.
Когда человечье шепнёт человек человеку?

Лирика поэта А.Аврутина интересна ещё и тем, что она обнаруживает в себе существование личного внутреннего мира – души, которая, казалось бы, живёт сама по себе, чувствуя, страдая, мучаясь.

В той стороне, где падает на плиты
Небесный луч, пронзителен и строг,
Где очищеньем рощи знамениты,
Где всё – душа…И музыка…И Бог…

Здесь поэт-философ Анатолий Аврутин подтверждает мысли преподобного Иоанна Дамаскина, что «душа есть сущность живая, простая и бестелесная; невидимая, по своей природе, с телесными очами; бессмертная, одаренная разумом и умом, не имеющая определенной фигуры; она действует при помощи органического тела и сообщает ему жизнь, возрастание, чувство и силу рождения. Ум принадлежит душе, не как что-либо другое, отличное от нее, но как чистейшая часть ее самой…».
Такая «чистейшая часть» её живой сущности предстаёт в поэзии А.Аврутина. Душа в стихах разная. Она «обугленная», «остылая», «измученная», «холодная», «болезная», «соловьиная»…
Она живёт, поёт, вопрошает, страдает и любит, потому что по-другому не может.

Я случайно родился на самой смурной из планет,
Я случайно подслушал, что небо вещает народу…
И шальное перо, окуная в чернёную воду,
Соловьиную душу роняю в зелёный рассвет.

Миропонимание лирического героя достигает совершенства, он уже уверен, что мир устроен по своим законам, и «заплутавшие души» потеряются в этом мире или погибнут.

Закричать…И упасть в чистом поле,
Вдалеке от расхожих дорог,
На меже откровенья и боли,
За которыми – вечность и Бог.

В борьбе и боли рождаются мысли о таинстве жизни, умении делать её правильно и жить правильно. И это высокое мучение лирического героя прекрасно и необходимо, оно ведёт к познанию и откровению сути жизни:

Ну и что из того?.. Эти губы не мне суждены…
А тоска и печаль вновь остались тоской и печалью.
И всё те же овраги за этой обугленной далью,
И всё то же в душе обострённое чувство вины.

Душевное состояние героя стихов Анатолия Аврутина меняется в зависимости от полноты чувств, от гармонии мира внешнего и внутреннего. Поэт предъявляет своему герою требования особой душевной стройности, потому что жизнь коротка и так много нужно успеть:

Эта жизнь лишь мгновение длится…
За мгновение нужно успеть
Уследить, как с небес голубица
Вниз несёт предзакатную медь…

Так говорит, безусловно, лирик! Остро и проникновенно мыслящий, но лирик! Поэт чувствует и через свои чувства идёт к мысли. Мыслящий поэт-лирик воздействует словом, и оно обращено к сердцу читателя. Темы и мотивы лирики разные, но они все об одном – о любви к жизни, женщине, матери, Родине, Богу…

Под пеленою хмурого дождя
Едва чернеет смутная дорога,
От бренных мыслей к Богу уводя,
И в бренность приводящая от Бога.

Что нам осталось? Несколько часов,
Помноженных на таинство речений…
Уже я слышу, слышу этот зов,
Что выше всех прикрас и отречений….
По лаконичному, свободному рисунку, по внешнему изяществу в передаче мысли-образа некоторые стихи напоминают удивительно исполненные музыкальные миниатюры. В лирических стихотворениях ямб придаёт стиху характер легкой грусти, тоски:
Накинь вуаль, когда погаснет свет
В моих очах… И этим тайну выдай
Двух таинств, двух просторов, двух планет,
Не защищенных Богом и Фемидой.
«Сквозь сумрак времени» – это вторая часть книги стихов А.Аврутина «Просветление», в которой время и пространство соединились, чтобы прозвучать отдалённым эхом через слой душевных невзгод и переживаний, чтобы «из тьмы во тьму шагнуть». Прошла целая полоса жизни, и уже нет для неё возврата, всё изменилось, многое исчезло. Стихи стали напоминать о том, что переменилась и сама жизнь, её уклад, её привычный строй. Появились горестные, тягостные предчувствия, ощущения приближающейся катастрофы. Вся образная символика стихотворений (тьма, вещий свет, небесное шуршанье, полутьма, пепел, прах, бездна) свидетельствует, что речь идёт о событиях общего смысла. Поэт А.Аврутин говорит о времени, о трагичности эпохи, о судьбе Родины и человека в ней.
Промелькнет неясная зарница,
Снова мраком комната полна.
А душа и мрака не боится,
Не боится темени она.

Что ей мрак, нам кажущийся жутким?
Чёрное копила столько лет
И такою теменью полнютка,
Что ей жить без света – Божий свет…

Между всеми важными жизненными событиями мелькают дни, ночи, лето, осень, весна, зима…Они как само собой разумеющееся, как общий фон жизненного повествования. Страдание души так неимоверно, так глубоко и огромно, что всё кажется утраченным, потерянным безвозвратно, хотя окружающий мир в стихах поэта А.Аврутина прекрасен и пленительно достоверен. В сложной музыке философской лирики, в её сверкающей глубине, в её убегающей от глаз мгле в подсознании живет странная пугающая дисгармония, смущающая, как мне кажется, и самого поэта.

Теперь всё зримей…Но наоборот –
Бездушье там, где прежде были души.
И недолётом зрится перелёт…
Но это так…А звук всё глуше, глуше…

Способность реалистически видеть мир выражается в творчестве поэта с полной силой и глубиной. Порой кажется, что поэт А.Аврутин следует совету, который когда-то давал Александр Блок Анне Ахматовой: «…Не надо экзотики, не надо уравнений с десятью неизвестными, надо ещё жёстче, непригляднее, больнее». Этого «больнее» очень много в поэзии А.Аврутина, но это правдивость в изображении существующего мира, именно это ценно в реалистической поэзии.

А голос взметался и плакал,
Цеплялась за берег река.
И ржавого цвета собака
Клыками рвала облака.

Ощущение непрочности бытия является, по-видимому, одним из определяющих в творчестве поэта-философа А.Аврутина. Человеку, любящему жизнь во всех её проявлениях, тяжело принимать и ощущать неустойчивость мира, качающегося из стороны в сторону из-за происходящего. Мир колеблется и куда-то движется, а куда – неизвестно. Отсюда постоянные пророчества, прорывающиеся в стих и придающие ему библейскую приподнятость:

Ты им просвечен и не властен
В своей судьбе.
И только Божее причастье
Звучит в тебе…

А.Аврутин не прошёл мимо традиционного описания красоты мира, воспевания рассветов и закатов, дня и ночи, как это делали и другие поэты. Но в исполнении А.Аврутина всё звучит по-новому. Он сумел увидеть красивое через призму спутанного, смешанного, больного, незримого…Он внёс в свою поэзию плавность и переходящую, гибкую красоту тонов-полутонов – от белого до чёрного – и сотворил эту непреходящую красоту как истинный мастер!
На покорёженной аллее
Лишь ветра всхлип.
И белый снег ещё белее
У чёрных лип…

Мир для поэта А.Аврутина особенный – не такой, как видят многие. Мир для него целостен и прочен лишь с той стороны, которая доступна глазам души и поэтическому прозрению. Именно эту сторону мира прозрел выдающийся поэт современности Анатолий Аврутин, и она в его стихах, жизненных и жизнеутверждающих:

Будет ветер в лицо…Будет вечно дорога за Солнцем
И упрямая сила оттянутых крыльями плеч…

А.Костюк-Светлицкая, Гродно
03.03.2018