Вершина всех воззрений - бодхичитта...

Алесь Ромашкин
 Вершина всех воззрений - бодхичитта -
 есть сущность пробужденного ума.
 Неисчислимые вселенные, сугаты
 десятка направлений, существа
 всех трех миров... - там общая природа,
 поскольку в бодхичитте
 присутствуют. "Ум" означает всё
 проявленное из несотворенного...
 
 Вопрос:
 "В чем разница меж буддами -
 живыми существами?" Лишь в одном:
 там постигает ум или не постигает.
 Зародыш будды есть в тебе, но ты его
 уж распознал. Не распознав свой ум,
 живые существа тем попадают
 в потоки бытия. Как ум постичь?
 Потребны наставленья гуру.  "Ум" -
 что думает и познает,
 ведь есть же нечто
 воспринимающее. Не ищи тот ум
 вне, загляни вовнутрь себя!
 Пускай ум ищет сам себя!
 Пойми, что есть ума природа.
Откуда возникает этот ум?
Где пребывает он сейчас?
В конце, смотри, куда уходит!
Когда твой ум
глядит в себя, он не находит места,
откуда возникает, пребывает,
куда уходит. Невозможно объяснить:
"как это происходит". Понимаем,
что "ум" не вне и не внутри.
В нем нет того, кто смотрит;
не является он также
и актом зрения. Воспринят
как пробужденность изначальная, где нет
ни середины, ни краев, безмерна вездесущесть,
что изначально и свободна и пуста.
И подлинна и самосуща. Изначально
присутствует в тебе. Твердо реши,
воззренье верное - признанием того!

"Уверенностью" в этом обладать
значит понять, что изначален ум,
подобно как пространство. Он свободен
от тьмы неведенья как солнце.
Не запятнан как лотос недостатками.
Природу не меняет как золото.
Недвижим как океан.
Неиссякаем как река. Он как гора Сумеру,
не изменяется. Когда ты всё поймешь,
что он таков [и упрочишься в этом],
то это назовется "обладаньем
воззреньем о реализации".


---
Падмасамбхава. Совет Трисонг Дэуцену (фрагмент)