Старые формулы

Адела Василой
Язык - это кладезь народной мудрости, накопленной поколениями в течении веков, но и, подчас, свалка всякого старья, которое давно пора ликвидировать - древние суеверия, устаревшие формулы, оправдывающие тот или иной уклад общественной жизни и менталитета, формулы агрессии (мат) и многие другие словесные способы быстрого и эффективного воздействия на людей с целью манипулирования ими.

К сожалению, агрессия занимает огромное место в живой природе, поскольку гарантирует лучшие условия для выживания тем биологическим видам, которые к ней наиболее склонны. Переход к общественно-ориентированному типу поведения и выживания, хоть и несколько ослабил эту склонность, всё-таки её не изжил, хоть и породил некоторые "противоположности", которые с ней борются с переменным успехом. К сожалению, ни милосердие, ни сочувствие к слабым недостаточно эффективны против агрессии, это пассивное сопротивление злу. Наиболее эффективной силой, способной противостоять агрессии - это материнский инстинкт, который и сам может проявить себя через немалую агрессию в критических ситуациях, а также - половой инстинкт, который перемешан "фифти-фифти" с агрессией и насилием. Защита полового партнёра зачастую круто перемешана с дикой ревностью и агрессией по отношению к нему же, вплоть до жестоких драк и физического уничтожения. Увы, люди "успешно" унаследовали все эти нюансы дикарского поведения и быта до наших дней. Достаточно прочитать криминальные сводки, чтобы убедиться в этом.

Какова же мотивация проявлений агрессии с древнейших "биологических" времён?
1. Хочу есть, а ты мне мешаешь.
2. Хочу съесть тебя, а ты сопротивляешься.
3. Это - моё! Моя территория, моя пища, моя самка? мои дети.

Вот какова биологически обоснованная схема возникновения и развития агрессии:
Инстинкт нутриции (питания) - конкуренция за пищу - инстинкт собственности - борьба за территорию, пищу, полового партнёра. Очевидно, что более агрессивный индивид, который способен подавить партнёра психологически/физически, чаще всего более успешен, чем добрый и миролюбивый индивид. Психологический  портрет "успешного индивида" в основном таков: наглый, лишённый твёрдых моральных принципов субъект, неспособный чувствовать чужую боль и сочувствовать другим, отличающийся стремлением к власти над другими и желанием манипулировать ими, подчиняя их себе. По психическим свойствам это почти всегда личности параноидального или истероидного типа. Более всего они ценят иерархию и неустанно карабкаются по социальной лестнице, зачастую "ступая по трупам". Таких иерархий, кроме  основной, государственной, возникло множество: религии,  криминалитет, молодёжные, профессиональные и национальные сообщества - везде, где возникают всякие изолированные от общества группы, претендующие на особое положение, привилегии и некоторую свободу от общегосударственных законов. Обычно они вырабатывают собственные "законы" и "кодексы чести", которые часто идут вразрез с законами государства.

Продолжение следует...

Да, это фразеологизм, пришедший к нам из глубины феодального общества. Но он не подходит современному обществу свободных и равных людей. Уважать друг друга можно "на платформе" равенства и дружеского отношения друг к другу, а когда один кланяется, а другой благосклонно "принимает поклоны" - в этом есть элемент унижения, как и в других древних фразеологизмах, например: "бью челом" или "Ваш покорный слуга". Ныне можно сказать это только с оттенком иронии, а не всерьёз. Да, старики много говорят о том, что "нет у молодёжи уважения к старшим" и т.п., но это подчас замаскированное стремление получить уважение даром, не за определённые достоинства, а просто "потому, что я есть", потому что я старенький и немощный - в таких случаях гораздо уместнее проявлять гуманность и милосердие, а уважение только из сочувствия и вежливости, что исключает поклоны, "бития челом" и прочие неуместные гипертрофированные проявления чувств и социальных ритуалов. Учить своих детей таким гипертрофированным "жестам уважения" - значит заложить в них готовность унижаться и терпеть унижения, и тогда наверняка найдётся тот, кто будет готов их унижать... к сожалению. Это палка о двух концах - один учится унижаться и терпеть унижения, а другой - унижать и издеваться, каждый в силу своих личностных качеств. Ни для кого не секрет, что в школе нередко подвергают детей травле, и такие жесты унижения - "земные" поклоны, становление на колени и прочее - входят в арсенал начинающих хулиганов и бандитов.
Что касается чужих детей - мы не должны брать на себя такую ответственность. Их нужно учить защищать своё достоинство, учить равенству и справедливости, подлинному уважению к личности другого человека.