Дороги

Ирина Франц
Когда ты живёшь в маленьком селе в две небольшие улицы, состоящей в  общей сложности из 80-ти дворов, тебе знакомы каждые дороги и тропинки, по которым ты ходил. Даже если только знаешь ты дороги наполовину, не зная их конечной цели, они открывают тебе простор для фантазии, соединяя невидимое. Что же там, вдали? Куда ведёт эта дорога? Дороги соединяют тебя с окружающим миром.  Вот ты живёшь в этом доме, от крыльца его ведут  тропинки к соседям .  Вот твоя дорога в школу через мост и железную дорогу. Вот дорога-«шоссейка», как её называли, с правой стороны, если смотреть на «ту сторону». Шоссейкой называлась она наверное потому что была насыпной, но без асфальтового покрытия. Она соединяла „скотоимпорт“ с Первомайским совхозом, выводя на межреспубликанскую трассу. Проходила она мимо машинно-тракторной мастерской, или просто сокращённо МТМ, вдоль полей, засеянных ячменём, к  железнодорожному переезду с шлагбаумом.  За шоссейкой в северной стороне – речка, спрятанная за ячменными полями. Полевая дорога обсыпана местами пылью и мелкими блестящими камушками.  Шины велосипеда шуршат по шероховатой земле. Вот, ещё немного и скоро покажется обрывистый берег с заветным местом, пригодным для купания. Спасибо дороге что сюда привела. А там, еще дальше на севере видна голубая пара вершин горной сети Байжан, что за станцией Жарма и селом Криуши. В той стороне, в 300 километрах от сюда на север- Семипалатинск, еще дальше – Алтайский край.
А вот дорога, проходящая между клубом и столовой, она ведёт на гору «Ахметку» через  «кошары» и дальше на зимовки. У каждой зимовки и места для сенокоса было своё название. Помню до сих пор слово «ЛепЕс»: как то удивительно оно звучало и  совершенно не открывало смысл своего имени. Так до сих пор и не знаю что же оно обозначает.  Другая дорога ведёт от МТМ мимо большой чёрной навозной кучи, что расположилась между красным и  белым складом, в сторону Ткачуковых, что жили на самом краю, за домом которых начинались уже горы,  в сторону старого свинарника и дальше, огибая холмы, в сторону той же «Ахметки». Это южная окраина села. Издалека была видна лесозащита железной дороги и голубые сопки вдали. Там, в 60-ти километрах от нас Аягуз и 1200 км - Алма-Ата.
Дорога на восток, в сторону заправки и скотоимпортского казахского кладбища, что расположены на вершинах восточных холмов, можно сказать,  почти священна. Она ведёт на Монча-Булак. Так называется родник в 15-километрах от села и  скалистое ущелье с небльшой рощей рядом. Причудливые формы скал, каменые лепёшки лежат друг на друге стопкой, образуя пирамиды. В детствы мы проскакивали через всю цепь скал, легко перепрыгивая с одного камня на другой. Заросли можжевельника среди камней, поросших разноцветным мхом.. Монча-Булак переводиться как «банный ключ». Холодная вода, пробивающаяся из зелёных от влаги камней очень мягкая и вкусная. Монча-Булак - как бы такое место паломничества, когда все, кто когда-либо покинул село, возвращаются туда, чтобы попить прохладной воды из неустанно бьющегося источника, или ключа, как у нас  называли...
Было много дорог, много разных путей. Возвращаясь в детство, кажется мне, что всё было по-особому взаимосвязано, казалось, что у всех была одна общая цель и дороги служили людям, объединяя отдалёные зимовки с селом, соединяя наш затерянный в бескрайней степи посёлок со всем остальным миром, которым был для всех Союз Советских Социалистических Республик..