Явление гор. Вы этого не поймете, пока...

Виктор Каблов
(Дорога Куршаб – Ош).

  Автобус катит по  дороге Куршаб - Ош среди  полей хлопчатника, табака, пшеницы... Иногда проезжаем села, где живут преимущественно узбеки. Раньше  дома в узбекские поселениях были глинобитные, из самана с плоскими крышами, на которой жильцы спят в жару и духоту.

В связи с этим расскажу один анекдот про  Муллу (Ходжу) Насреддина.
...Один раз Насреддин лег спать с женой на крыше.  Они поругались,  и жена столкнула его с крыши. А у стены дома сидели дети. Насреддин упал возле них.

Дети спросили его:
– Мулла, как ты упал с крыши?
Насреддин ответил им
– Вы не поймете!
– Расскажи, поймем.
– Нет, не поймете
– Ну, расскажи Мулла, мы поймем.
– Нет, не поймете.
– Поймем!
– Нет, не поймете.
– Да поймем!
– Нет, не поймете. Чтобы понять, нужно вырасти, жениться, лечь спать с женой, поругаться с ней, она столкнет вас с крыши, вот тогда поймете!


Я думаю,  и о жизни русских в  Средней Азии вы многого не поймете, если вы не жили там... И хорошего и плохого.

И все же было и особое очарование жизни русской диаспоры в Азии. Это хорошо, хотя и неполно показала Дина Рубина в своей замечательной книге «На солнечной стороне улицы» про жизнь в послевоенном Ташкенте. Не случайно, главная героиня, став знаменитой и богатой художницей,  рвется из Лос-Анжелеса в Ташкент. И она едет в Ташкент. Но послевоенного Ташкента с его особым уютным укладом жизни, с многонациональным населением уже нет. Есть красивый  современный город, но того Ташкента, увы, нет...

Чтобы понять жизнь русских в Средней Азии нужно относиться к этой жизни   с любовью.

Наверное, и Насреддин, этот великий суфий, говорил именно об этом  - без любви не понять всего, что произошло на крыше...


Картина взята из Интернета, автора картины не нашел.  Дома окружены глиняными стенами - дувалами. Это махалля...такие узбекские кварталы. Нассредина часто называют Ходжой, хотя он не совершал хаджа в Мекку. Поэтому мусульмане не могут согласиться с титулом Ходжа.