Из бесед А. С. Пушкиным

Сергей Сорокас
Сергей  СОРОКА
Словами А.С. Пушкина о поэтах.

“Да, таков Пушкин - Поэт в поэтах первый, всех больше перечитан. Бессмертен ввек пиит!”
“Итак, я счастлив был, итак, я наслаждался”, читая пушкинское слово. “Не много истинных похвал, но много истинного чувства”, возникающего, когда погружаешься в поэзию Пушкина, создаётся впечатление лёгкости, порою, кажется, он просто говорит, так и хочется воскликнуть: “Не нужны мне твои уроки, я знаю сам свои пороки!” Но, поразмыслив, понимаешь: “Конечно, беден гений мой” и сам собой возникает вопрос: “Мои летучие посланья в потомстве будут ли цвести? Люблю я праздность и покой, - но иногда, - на рифмах вдруг заговорю. Но знаешь ли, о мой гонитель, как я беседую с тобой? И я - неопытный поэт - небрежный ваших рифм наследник, - пытаюсь что-то записать, - и к людям хочется явиться”. И хочется услышать мне в ответ: “Добро пожаловать, Поэт! Увы! несчастному поэту давно ни в чём удачи нету. Куда ни сунусь, всюду свист - мне враг последний журналист”. И часто в адрес свой я слышу: “Безграмотный школяр - писатель!”
На людей я не в обиде за такой красивый слог, у гения заимствованный ловко. И помню я “где мы вели беседы наши. Он был учителем моим. Бог знает как, я ныне стал поэт. Шутя стихи кроил” и философствовал ночами. Однажды я услышал: “Хочу, мудрец любезный беседовать с тобой”. Из уст его я услыхал: “Тебе не много Бог послал”
“Поэтов грешный лик умножил я собою. Мои стихи дарю забвенью!” - воскликнул я, встав в позу. Знать, “не для бессмертья рождены, - но все-таки, - покоем жертвую стихам”. В один из поздних вечеров, когда за окнами темно и сыро, я Пушкина увидел, он тихо говорил: “Прими мои благословенья. Судьбы всемощнее, Поэт! Блажен, кто веселится. Страдать - есть смертного удел”.
А я всё о своём: “Но свет ни в чём не пременился. Всё идёт той же чередой. Все так же люди лицемерят. Иным житьё, другие плачут”.
А Пушкин мне в ответ всё так же тихо: “Но где же братия - поэты? Смотрю с улыбкой сожаленья на пышность бедных богачей”. Последние слова в беседе прозвучали словно гром: “Гордись гусар! Но помни вечно, что всё на свете скоротечно.”
“Мне страшен свет, проходит век мой тёмный в безвестности, заглохшею тропой. Умеренно пируйте, други, с ним, - а я, - страшусь, неопытный, бесславного паденья. И что ж? всегда смешным, останется смешное. Беда, кто в свет рожден с чувствительной душой!”
Прав великий сын Земли - Александр Сергеевич Пушкин. Не просто прав, а точен.