Называл ли себя Иисус Богом?

Алекс Ар Дайхес
Называл ли себя Иисус Богом?
Товия Сингер

Вопрос:

Христианские миссионеры утверждают, что Иисус намеренно скрыл свою божественную природу, поэтому, когда ученик спрашивает его о конце времени, он честно отвечает, что ни один человек, даже Сын не знает время конца, только Отец. В другом месте Иисус говорит, что он и Отец едины. Пожалуйста, объясните.
Спасибо.

Ответ:

Если бы единый Бог Вселенной, Создатель небес и земли, хотел донести до Его народа, что Он один есть Бог, единый и неделимый, какие бы слова он мог бы выбрать, чтобы не допустить недопонимания? Если бы вы или я хотели описать уникальность Бога таким образом, чтобы его нельзя было неправильно истолковать, как бы мы выразили это? Разве мы не использовали бы слова, которые, как сказал Моисей от имени Бога во Второзаконии, 32:39:
“Видите ныне, что это Я, Я - и нет Бога, кроме Меня: Я умерщвляю и оживляю, Я поражаю и Я исцеляю, и никто не избавит от руки Моей”.

Как доверие этому и другим подобным откровения, евреи по сей день и навсегда будут поклоняться только Единому животворящему Богу Израиля.

Все пророки Торы словно в один голос призывают своенравную нацию не ставить под угрозу отказа от единственности Бога. Еврейская Библия с преднамеренной ясностью провозглашет в своём вероучении, что Всемогущий – это Бог, а другого нет. Ужасные страдания были следствием отступления от единобожия, которого Всевышний потребовал от Своего народа.

Исаия, 45:19 от имени Всемогущего говорит,
“Не тайно Я говорил, не в темном месте земли; не говорил Я племени Иакова: "напрасно ищете Меня". Я Господь, изрекающий правду, открывающий истину”.

Единство Бога провозглашается почти каждой страницей Торы, а учение о Троице не упомянуто во всём собрании Еврейской Библии. Но совсем неожиданно для христиан этой доктрины нет в Новом Завете, потому что первобытное христианство было монотеистическим. Авторы НЗ понятия не имели, что долго после них созданная ими церковь примет обожествление языческого триединого божества. Поклонение божеству из трёх частей, было известно и почиталось в Римской империи и за ее пределами в таких религиозных системах, как индуизм и митраизм. И когда греческий и римский культ начал заправлять церковью, он внёс в неё теологическую катастрофу, от которой христианский мир так и не оправился. К концу 4-го века учение о Троице было установлено как центральный принцип церкви, и строгий монотеизм был официально отвергнут соборами Ватикана в Никее и Константинополе.

Но вот задача: как согласовать новое почитание Иисуса как существа той же субстанции, что и Отец, с НЗ, где Иисус человек, послушен Отцу и создан Богом? Как соединить Бога из трёх частей с НЗа, который признаёт только Отца Богом? Задача нерешаемая, ибо в Евангелиях  и посланиях Иисус никогда не признавал себя Богом. Напротив, у Иоанна, 14:28  Иисус говорит:
“Вы слышали, что Я сказал вам: иду от вас и приду к вам. Если бы вы любили Меня, то возрадовались бы, что Я сказал: иду к Отцу; ибо Отец Мой более Меня”.

У Марка, 13:32 четыре ученика спрашивают Иисуса, когда наступит период корби. Иисус отвечает,
“О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец”.

Проблемы этот стих создает для церкви ошеломляющие. Если  Иисус равен Отцу, как одна часть Бога не могла знать то, что знала другая часть Его же? Если же, как утверждают некоторые, сын был ограничен человеческой природой, почему Святой Дух не знал?

Человеческой природой Иисуса невозможно объяснить этот стих. Учение о Троице не говорит, что Иисус был наполовину Богом и наполовину человеком, а утверждает, что Иисус был стопроцентным Богом и стопроцентным человеком. Его сущность как Бога не уменьшилась из-за его человеческой природы.

Некоторые миссионеры указывают, что слова Иисуса в Евангелии от Иоанна,  10:30: "Я и Отец - одно." показывает, что Иисус считал себя Богом. Но это перевод с греческого, где слово ;; (хен) значит "один" и не означает, что “один” есть часть той же субстанции. Об этом сказано у Иоанна в 17:11 и 17: 21-22, где Иисус молится Богу, чтобы ученики были едины (;; – хен), как Иисус и Бог. Иисус требует, чтобы ученики шли к одной цели не частью субстанции или Троицы, вместе но порознь.

Факт остается фактом, что ни один автор в Новом Завете никогда не выдвигал учение о Троице и даже не имел понятия, что это такое.