Хапун пришёл

Татьяна Ульянина-Васта
Любимая сказка моего деда.

Начиналось дело так: был у одного человека сын, которому никакая работа не нравилась. Ни крестьянская, ни кузнечное дело, ни скорняжное, охотиться либо рыбу ловить ему было в лом. Но к какому-то труду привыкать надобно - не все ж у отца да матери на шее камнем висеть. Вот каждый день отец и приставал за обедом с расспросом: кем же ты, сын мой, собираешься быть в этой жизни.

Вначале сын отшучивался, потом отнекивался, в конец ему отцовские вопросы опостылели, и он признался, что выбрал себе дело. И дело то: пойду, мол, в крадло. Подивился отец такому обороту дел - никто в их роду разбойным делом не промышлял. Но сын стоял на своём: красота! Легко, ненапряжно, горбатиться не нужно - и всё у тебя, что пожелаешь, есть.

Видит отец: нет никакого спасу, переубедить сына. Крадун вырос. Махнул на такое горе отец рукой да и спрашивает: а с какого ж разбою начнешь, будто бы они с материю должны знать, чтобы меньше волноваться. Ворам то, поймайся они, ничего хорошего не светит. И поколотить могут, да и забить до смерти бывает.

Тут сыночек успокоил: на большак он не собирается - там и разбойный люд и сам может скрутить в бараний рог. Решился молодец ночью выйти на дело: украсть годовалого бычка у одного из сельчан. И то тебе и мясо свежее, и опасности никакой - зарежем-те поросё, да под то дело и бычка крадежного. Кто когда на нас подумает?

Ну, делать нечего, скрепя сердце отец согласился заколоть молочного поросенка вместе с тем быком, что привел сынок непутевый на скотный двор. Только перед этим предложил сыну замерить им обоим обхват шеи: посмотрим, говорит, доброе ли мясо у твоей добычи.

Разделали туши - да стали ими потчеваться.

Да только как сядут за обеденный стол, положат каждому по куску мяса, а скрипнет дверь входная либо в оконце что звякнет: сынок за мясо и в запечек хоронится.

Мало-помалу съели краденное.

Зовет тогда сына отец: давай шеи мерять. У отца шея куда-как потолстела. Ясное дело мяса вволю поели. Однако у сына шея пуще отощала. Дивится сын такому делу: отчего так-то. Отец объясняет: ворованный кусок в горло не лез - вот и вся премудрость. Того больше удивляется сын: так ты ж тоже, мол, батя, хапуном взятое со мной ел.

Выяснилось тут, что то сын так думал - краденным мясом все обедают. Однако перед тем как непутевый сын пошел в крадло - отец его сходил к тому человеку, хозяину бычка, да и обсказал, что хочет купить скотинку за сколько ему укажут. Только заберут бычка ночью - такой уговор требуется в данном случае.

Вот и ели они каждый свое: один честно заработанное, а другой - сразбойничанное.

Дед обычно на этой ноте усмехался: уразумели?

Мы кивали и ничуть не сомневались, что деде знал того отца и сына. И никакая это ни сказка.