День любви и верности

Светлана Бестужева-Лада
Нет, речь не об импортированном к нам сравнительно недавно празднике святого Валентина, который очень быстро приобрел популярность. Дело в том, что в русском православном календаре давным-давно есть праздничная дата – 8 июля – когда христиане отмечают день святых Петра и Февронии, покровителей супружеской жизни. Поскольку их брак считается образцом христианского супружества.
Брак Петра и Февронии показал каким должен быть брак и многие православные, да и не только православные люди, почиют их и следуют по их пути. А поскольку известно, что основной опорой государства является семья, а не влюбленные парочки, то логичнее было бы отмечать именно 8 июля, а не 14 февраля. Во всяком случае, отмечать на уровне государственного праздника.
Первый шаг в этом направлении уже сделан: с 2008 года день 8 июля объявлен Всероссийским днем семьи, любви и верности. Но этим официозом пока все и ограничилось: что такое христианский брак, понимают очень немногие, даже те, кто состоит в венчанном браке.
А ведь история жизни Петра и Февронии куда более романтична и поучительна, чем житие святого Валентина, имеющего к влюбленным косвенное отношение. На самом деле день святого Валентина был введен с целью заместить языческий праздник Луперкалии. Этот фестиваль плодородия и эротизма отмечался 14 февраля. Он ассоциировался у римлян с удовольствиями и свободной любовью.
И даже когда христианство сменило язычество, этот праздник еще долгое время отмечался к немалому неудовольствию церкви.

Православные святые Петр и Феврония жили в России XII–XIII века, когда назвать ее страной можно было лишь очень условно.  Не слишком обширная территория была к тому же раздроблена на десятки небольших княжеств, каждое из которых жило своими интересами, традициями, уставом. По сути, княжества объединяло только то, что все они были славянские, и все — под крылом Русской Православной Церкви.
И почти в каждом княжестве имелись так называемые местночтимые святые – подвижники, высоко почитаемые земляками, но почти неизвестные за пределами княжества. Первоначально Петр и Феврония как раз и были такими – местночтимыми святыми Мурома. Канонизированы они были только в XVI веке — когда Россия к тому времени уже окончательно стала полноценным единым сильным царством: с единым законом, единым правителем и едиными святцами.
К этому времени слава о них разнеслась уже по всей русской земле.
Второй сын муромского князя Пётр и дочь простого крестьянина-бортника (собирателя дикого меда) теоретически никогда не должны были встретиться. Но Бог распорядился иначе. Пётр заболел редкой и неизлечимой болезнью – проказой, и, казалось, никогда не мог бы вести нормальную жизнь. Ибо прокаженные во все века и во всех странах становились изгоями, общаться с ними мало кто рисковал.
Но Пётр был княжеским сыном, поэтому оказался просто затворником в специально для него построенном доме. Он был очень набожным и проводил свои дни в молитвах и чтении священного писания, избегая впадать в грех уныния. А князь-отец искал целителя или средство для исцеления.
Эти поиски, наконец, увенчались успехом. Во сне князю было видение, что исцелить его сына может дочь «древолазца» бортника, добывавшего дикий мед, Феврония, крестьянка деревни Ласковой в Рязанской земле.
Дева Феврония была мудрой, ее слушались дикие животные, она знала свойства трав и умела лечить недуги, была красива, благочестива и добра. Многие сватались к красавице, но все получали отказ без объяснения причины.
Пётр отправился к Февронии. Она поставила только одно условие: если ей удастся излечить князя то он на ней женится. Князь дал слово, и красавица совершила чудо – излечила Петра от страшного недуга.
В те времена мужчины не слишком отличались от современных в плане отношения к браку. Исцелившись, князь решил, что может нарушить свое обещание, ибо ему казалось невместным жениться на простой крестьянке. И он вернулся в Муром, где в скором времени вернулась к нему и излеченная вроде бы болезнь.
Пришлось снова ехать в Рязань, вымаливать прощения у Февронии и жениться на ней, не дожидаясь второго чудесного исцеления. Тем не менее, оно произошло: после венчания князь Петр стал снова абсолютно здоровым. А крестьянка Феврония стала его законной супругой.
В истории о болезни и женитьбы князя заложены сразу два урока. Первый – о верности мужчиной данному слову. Пустыми обещаниями сорят духовно пустые люди, а истинно верующие, настоящие христиане верны своему слову до конца. Дал слово – сдержи его.
Второй урок о том, что Бог не посылает испытаний просто так. За всяким событием в нашей жизни лежит Промысел Божий о нас — даже, если это тяжелая болезнь или иная скорбь. Не заболей Петр – вряд ли бы он когда-нибудь встретил Февронию и не случилось бы брака, приведшего чету к святости. Воистину, неисповедимы пути Господа.
И посылаемые им трудности и скорби следует воспринимать не с отчаянием и безнадежностью, а как заботу Господа о вечной жизни для нас.
Пускай человеческим умом это бывает нелегко понять и тяжело поверить…
В Муроме радость от исцеления князя со временем сменилась недовольством бояр: вслед за князем-отцом умер старший брат Петра и престол перешел к чудесно исцеленному. Но бояре не захотели иметь княгиню простого звания, заявив ему:
- Или отпусти жену, которая своим происхождением оскорбляет знатных боярынь, или оставь Муром.
 Князь предпочел второе. Они с Февронией отплыли на лодке по Оке подальше от города и стали жить простыми людьми, радуясь тому, что они вместе, и Бог не оставляет их своей помощью.
Нигде нет связного рассказа о том, какой именно была жизнь счастливой четы, чем и как они зарабатывали на пропитание. Известно только, что супруги какое-то время жили отшельниками, в избушке на краю леса. Феврония, скорее всего, была травницей и лекаркой. Об этом смутно упоминается в сказаниях: «Лечила травами многими и снадобьями из них же». Расплачивались с ней хлебом и иными простыми продуктами, так как супруги были весьма неприхотливы в еде и строго соблюдали все посты.
Один момент из этого периода жизни князя и княгини в изгнании очень популярен в проповедях, посвященных супружеской верности. Однажды лодочник, который перевозил Февронию через реку, подумал о ней с вожделением. Женщина поняла это и попросила мужчину черпнуть воды сначала с одного бока лодки, потом с другого и попробовать воду оттуда и оттуда. Вода была одинакова по вкусу.
- Так и суть женская везде одинакова», — объяснила Феврония лодочнику.
 Супружество — это не только слова и чувства, но и дело. В данном случае — со стороны жены, которая ради мужа пошла с ним из дворца в шалаш. И не просто сопровождала его, но поддерживала в часы, когда тот унывал. Женская поддержка хранит брак и укрепляет мужчину.
В Муроме же началась смута и убийства из-за  освободившегося престола, но занять его так никто и не смог. Тогда бояре опомнились, собрали совет и решили звать князя Петра обратно. Князь и княгиня вернулись, и Феврония сумела заслужить любовь горожан.
Князь окончательно вступил на Муромский престол в 1203 году. За свою земную жизнь святая чета показала невероятную преданность друг другу. Все радости и невзгоды они привыкли делить пополам, все службы в церкви выстаивали вместе, все трапезы проводили совместно, хотя многих бояр первоначально смущало постоянное присутствие княгини. Это было не по устоявшимся уже традициям, когда знатные женщины редко показывались из теремов.
Петр и Феврония жили в мире и уважении друг другу, жили по Заповедям, и править Муромом старались по законам Любви и правды.
А вот детей Бог им не послал, хотя молились они об этом смиренно и непрестанно. Воистину, пути Господа неисповедимы. Тем не менее, их брак остается в глазах церкви образцом христианского супружества.
Предание говорит, что бояре всегда подозревали Февронию в колдовстве. Во-первых, она смогла излечить Петра, когда никто не мог. Во-вторых, они не понимали многих ее привычек. Например, бояре обратили внимание Петра, что его супруга собирает в ладонь крошки со стола. Феврония просто с трепетом относилась ко всякой еде, как к дару Божиему, но люди вокруг додумали невесть что…
Однажды Петр внял подозрению бояр и попросил Февронию разжать ладонь. Княгиня послушалась, но в руке у нее вместо крошек оказался благодатный фимиам. После этого Петр никогда не «проверял» свою супругу и не слушал никаких разговоров про нее.
Это не просто красивая сказка про беспочвенные подозрения. Это – урок  всецелого доверия, которое Благодатию Духа Святого устанавливается между супругами. Доверие, которое строится не только на уважении друг к другу, но и на доверии Промыслу Божиему, который может выражаться не только в верных решениях супруга (или супруги), но и в их ошибках.
Ведь с христианской точки зрения супружество — это и есть служение Богу через человека рядом, как бы странно это ни казалось людям, далеким от веры, хотя бы даже  и посещающим время от времени храм. И любовь в христианской семье — это не только направление чувств от одного человека другому, но Любовь сама по себе, которая со Христом устанавливается в сердце, и которая благодатит всё вокруг.
«Стяжи дух мирен и тысячи вокруг тебя спасутся», — говорил преподобный Серафим Саровский. Тысячи вокруг, но в первую очередь — твоя «вторая половина»!


Разлучились они уже в преклонных летах, приняв монашеский постриг в разных монастырях с именами Давид и Евфросиния. Но монастыри были недалеко друг от друга, что позволяло им время от времени встречаться на общих богослужениях.
Они молили Бога, чтобы им умереть в один день, и завещали тела их положить в одном гробу, заранее приготовив гробницу из одного камня, с тонкой перегородкой. Не отсюда ли пошло присловие: «Они жили счастливо и умерли в один день»? 
Скончались они в один день и час - 8 июля 1228 года. Сочтя погребение в одном гробе несовместимым с монашеским званием, их тела положили в разных обителях, но на следующий день они оказались вместе.
Их смерть тоже отмечена печатью неразрывного единения супругов. Из преданий известно, что Петр несколько раз посылал Февронии гонца с сообщением: «я умираю» и каждый раз она отвечала:
- Подожди, не умирай, мне нужно дошить покрывало для храма.
И только на третий раз она оставила свое шитье, чтобы перейти из мира земного в мир вечный вместе со своим супругом…
Впрочем, здесь не нужно усматривать чудо или какое-то мистическое совпадение — очень часто супруги, прожившие вместе целую жизнь, практически не разлучаясь, умирают затем если не в один день, то очень быстро один за другим. Потому что жизнь в браке — это две жизни, тесно переплетенные одна с другой, и «расплести» эти связи, не повредив оставшемуся живому практически невозможно.
Единовременная смерть Петра и Февронии это, скорее, символ их супружеского служения, которое нашло выражение еще и вот таким, красивым запоминающимся способом.
Таков был их жизненный путь. Кроме нетленных мощей каких-либо иных свидетельств чудесного действия Благодати на них не сохранилось. Неизвестно, чтобы они кого-то исцеляли; упоминаний о каких-то внешних сверхъестественных событий, не считая их совместного упокоения в одном гробу, тоже не имеется.
Погребены были святые супруги в соборной церкви г. Мурома в честь Рождества Пресвятой Богородицы, возведенной над их мощами по обету Иоанном Грозным в 1553 г., ныне открыто почивают в храме Святой Троицы Свято-Троицкого монастыря в Муроме. Прошел уже не один век, а память о них сохранилась и до наших дней.
Причем память не только молитвенная и устная. Ибо после причисления Петра и Февронии к лику святых на Московском церковном соборе 1547 года иноку Ермолаю было поручено написать житие новых муромских чудотворцев. В качестве источника автор опирался на устные народные предания, что усилило в «Повести» сказочный мотив элемент и сделало её совершенно не похожей на произведения житийной литературы того времени.
Учитывая этот момент, повесть не считается исторически достоверным рассказом о жизни святых. Однако, она безусловно передает суть взаимоотношений святых супругов.
Сюжет повести стал одним из самых популярных на Руси. Текст произведения распространялся в огромном количестве списков. До наших дней их дошло более 300.
Повесть о Петре и Февронии
 В городе Муроме правил князь Павел, и был у него брат Петр. К жене Павла стал являться дьявол в облике змея, чтобы соблазнить её на блуд. Посторонним людям змей виделся в образе Павла, и только княгиня знала, кто же он на самом деле. Не в силах это терпеть, она все рассказала мужу. Князь Павел попросил жену выпытать у змея, от чего он погибнет. Ответ был таков: “Смерть моя от Петрова плеча, от Агрикова меча”.
Желая помочь своему брату, Пётр стал искать Агриков меч. Однажды во время молитвы в храме Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня ему явился отрок и указал на щель в алтарной стене. В ней и лежало заветное оружие.
В тот же вечер Петр, побеседовав с братом, отправился в покои княгини. Каково же было его удивление, когда он застал у неё князя Павла. Быстро сообразив, что это и есть лукавый змей, Пётр начал сражаться с ним. Змей погиб, но кровь из его раны обрызгала князя с ног до головы, все его тело покрылось болезненными язвами и струпьями.
Никто не мог излечить Петра. В поисках лекаря он велел отвезти себя в Рязанскую землю, где повстречал дочь древолазца бортника (добывающего дикий мед) – Февронию. Она была очень мудрой девушкой, обладала даром прозорливости и исцеления. Феврония согласилась исцелить Петра, только если он станет её мужем. Петр пообещал жениться на ней, но в душе был смущён тем, что эта девушка – простолюдинка, и решил не сдерживать своего обещания. Вскоре болезнь возобновилась и князь снова приехал к Февронии. Она излечила Петра, и он взял её в жены.
После смерти своего брата Павла Петр стал править в Муроме. Но надменные бояре не захотели принимать его жену, которая была не княжеского происхождения, и потребовали супругов покинуть город. Петр и Феврония приняли своё изгнание со смирением и отплыли на двух лодках по Оке.
Вскоре после этого в Муроме началась кровавая борьба за княжеский престол. Это посеяло раздор и смуту в городе. Тогда бояре, уже не смущаясь крестьянским происхождением Февронии, были вынуждены попросить князя с женой вернуться и продолжить своё правление.
Достигнув преклонных лет, по благочестивому обычаю Петр и Феврония приняли монашество с именами Давид и Ефросиния. Будучи разделены монастырскими стенами, они просили у Бога единовременной кончины. Супруги завещали положить их в один гроб, который они давно для себя приготовили.
Господь послал им то, о чем они просили у него в молитвах – благоверные князья скончались в один и тот же день, в один и тот же час.
Посчитав непристойным хоронить монаха и монахиню в одном гробу, супругов похоронили отдельно друг от друга. Однако на следующий день их тела чудом оказались рядом. Тогда стало понятно, что на это есть особое Божье благословение, и никто не дерзнул разлучать их вновь.
Как уже говорилось выше, в небольшом Муромском княжестве летописей почти не велось или не сохранилось, в отличие от Новгорода или Киева. Муромские жители хорошо знали, что у них происходит, и память о важных событиях передавали из уст в уста и из поколения в поколение, но за пределы земель не уходило практически ничего.
Однако то, что Петр и Феврония были канонизированы, говорит о том, что у Церкви было достаточно свидетельств об их духовном подвиге — пускай до нашего времени и дошли только редкие предания. Точнее, только приведенное здесь «Сказание о Петре и Февронии Муромских», которое больше похоже на сказку, чем на традиционнее жития.
Возможно, именно по этому «Сказание» и пользовалось такой популярностью в народе – сказки на Руси всегда были в почете.
Святые Петр и Феврония — пример того, как можно стяжать Благодать Духа Святого через супружество, а также свидетельство, что святость возможна не только среди бедных и убогих, монахов или странников, но даже у правителей. Пути Господни неисповедимы и жизнь во Христе возможна всюду, а не только в монастыре или пустыне. Ибо святость заложена в душе человека, а не дается ему извне.
Христос освятил супружество, посетив брак в Кане Галилейской, установив на века, что супружество Бога ради — есть такой же полноценный путь к стяжанию Благодати и святости, как и девство (которое позже в христианстве обрело форму монашества).
Стоит помнить о том, что любой брак – свят, а любой развод – «трагедия на небесах». Ради сохранения брака Петр готов был навсегда отречься от княжеского престола. И Господь помог сохранить ему и брак, и престол.
Святых благоверных князей Петра и Февронию глубоко почитают не только на их Родине – в городе Муроме, но и далеко за её пределами. Они являются покровителями православной семьи и брака. Почти в каждом храме есть икона с изображением святых супругов, а в некоторых городах в их честь освящены и сами храмы.
И все же главным храмом, с которым, прежде всего, ассоциируются имена святых Петра и Февронии – это Троицкий собор Свято-Троицкого монастыря в Муроме. Здесь покоятся их мощи, перевезенные сюда в 1992 году из Благовещенского мужского монастыря. Ежедневно тысячи паломников приезжают в монастырь, чтобы поклониться святым угодникам Божиим и помолиться им о семейном благополучии.
В Троицком соборе по воскресным дням у открытой раки с мощами святых Петра и Февронии совершается водосвятный молебен с чтением акафиста.

Молитва Петру и Февронии
О, велицыи угодницы Божии и предивнии чудотворцы, благовернии княже Петре и княгине Февроние, града Мурома предстатели, честнаго брака хранители и о всех нас усерднии ко Господу!
Вы во дни земнаго жития вашего образ благочестия, христианския любве и верности друг ко другу даже до гроба явили есте и тем законное и
благословенное супружество прославили есте.
Сего ради к вам прибегаем и молимся со усердием крепким: принесите за нас, грешных, святыя молитвы ваша ко Господу Богу, и испросите нам вся благопотребная душам и телесем нашим: веру праву, надежду благу, любовь нелицемерну, благочестие непоколебимое, в добрых делех преуспеяние, наипаче же союзом брачным сочетавшимся даруйте молитвами вашими целомудрие, друг ко другу любовь в союзе мира, единомыслие душ и телес, ложе ненаветное, пребывание незазорное, семя долгожизненное, о чадех благодать, домы исполнены благостыни и в жизни вечней неувядаемый венец славы Небесныя.
Ей, чудотворцы святии! Не презрите молитв наших, со умилением вам возносимых, но будите приснии заступницы наши пред Господем и сподобите нас предстательством вашим спасение вечное получити и Царствие Небесное наследовати, да славословим неизреченное человеколюбие Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице покланяемаго Бога, во веки веков. Аминь.
Святые Петр и Феврония являются покровителями православной семьи и брака. С установлением в 2008 году Дня семьи, любви и верности, который совпадает с днём памяти святых супругов, количество памятников им значительно увеличилось. Скульптурные композиции устанавливаются в рамках программы «В кругу семьи».
Программа была создана в 2004 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия II. Её деятельность направлена на укрепление института семьи в нашей стране.
На сегодняшний день памятники святым Петру и Февронии установлены в более чем 20 городах России, среди которых Сергиев Посад, Ярославль, Екатеринбург, Сочи, Новосибирск, Иркутск и другие.
Один из первых памятников святым Петру и Февронии был установлен на их Родине – в Муроме около местного здания ЗАГСа. Композиция носит название «Союз любви – мудрый брак». Согласно местной традиции, молодые люди в день бракосочетания приезжают в это место, чтобы попросить благословения у святых, чья супружеская жизнь, исполненная любви, преданности и доверия, является примером для подражания.