Цех. где куётся надежда

Вера Снарская
      
                (газета № 20 "AVIASOZ-АВИАСТРОИТЕЛЬ"
                14 июля 2006 года)

     Долгое время, не имея своего кузнечного производства, наше Объединение вынуждено было закупать многие готовые изделия и детали на самолёт. А сегодня только на машину ИЛ-76 восьмой цех выпускает свыше 4-х тысяч различных деталей.

     Уже от самой проходной слышен грохот его прессов и молотов. И начальник цеха
А.И. Поздняков по "голосу" узнаёт: вот заработал пятитонный, вот, немного потише, трёх и однотонный. Восьмой цех - один из самых оживлённых участков площадки "М". Кузнецы и литейщики стоят в самом начале цепочки изготовления самолёта, а сборки и подсборки  - всё это делается уже потом. Кузнечное производство относится к категории профессий повышенной опасности, с тяжёлыми специфическими условиями труда. Тут и шум, и вибрация, и пышущие жаром печи. И поэтому, несмотря на автоматику управления прессами и молотами, работают возле них настоящие мужчины.
Основная мужская профессия в цехе - кузнец-штамповщик. Зато мастерами двух цеховых групп работают женщины, которые успешно руководят  всем техпроцессом и чётко распределяют между членами групп работу. А начинается она в кузнечном с резки на станке или пиле прутков из различного металла. Затем эта заготовка забрасывается в электрическую или газовую печь, где температура достигает 1150 градусов. Разогретый до нужной температуры металл штампуется на молоте или прессе, и после обсечки, получается нужная форма детали. Потом идёт процесс обдувки или травления и закалка деталей в термичке. Бывает, что одна деталь проходит по 2 или 3 штамповки. Кронштейны и болты, втулки и фитинги, петли и шестерни, накладки и спецкорпуса, и ещё очень длинный список всех необходимых деталей на самолёт проходит в восьмом цехе именно такой непростой путь.

     Но если условия работы в цехе довольно тяжёлые, то микроклимат здесь сложился, напротив, самый мягкий и благоприятный. Да и как могло быть иначе, когда во главе коллектива много лет стоит не только опытный и грамотный специалист, до глубины знающий все тонкости кузнечного дела, но и заботливый, умный руководитель, болеющий душой за каждого своего работника. Таких же, неравнодушных к своей работе людей, Александр Иванович Поздняков хочет видеть и вокруг себя. Может потому потихоньку возвращаются сюда ушедшие когда-то работники, такие, например, как В.В. Хлопкин и А.И. Богаряков, и не торопятся уходить на заслуженный отдых те, кто проработал в кузнечном более  двадцати лет.
И поэтому техбюро цеха, в котором работают сегодня и начальник ТБ С.А.Сербина, и инженер-технолог Р.Г.Усманова - одно из самых грамотных техбюро нашего предприятия. А коллектив восьмого цеха на протяжении многих лет держит по всем показателям первенство среди цехов Объединения.

     Как-то так сложилось, что в цехе работает немало семейных пар. Екатерина Васильевна Целовальникова  трудится мастером более двадцати лет, столько же, сколько её муж Александр, бригадир кузнецов-штамповщиков. За эти годы она так "прикипела" душой к своей работе и коллективу, что не смотря на перенесённую тяжелейшую травму позвоночника, вновь вернулась на рабочее место. Причём, Екатерина по совместительству несёт ещё массу других служебных обязанностей
и является одним из самых активных профгруппоргов нашего предприятия. Всегда находит время выслушать просьбы и обращения к ней работников цеха и удовлетворить их. И профком Объединения идёт навстречу и в вопросах выделения семейных путёвок, и в других просьбах, аргументированных Е.В. Целовальниковой.

     Мастер высокой квалификации Татьяна Максимовна Самохвалова и её муж Андрей,
по специальности кузнец-штамповщик, представляют второй семейный "дуэт" цеха. А ещё в нём давно и очень плодотворно работают семьи Андреевых и Якимчуков. Такая вот сложилась в коллективе восьмого цеха хорошая "семейственность". Своим общим "папой", вне зависимости от биологического родства, все они считают начальника А.И. Позднякова, благодаря которому коллектив цеха оставался "на плаву" в труднейшие для него годы. Сумел-таки тогда Александр Иванович сохранить основной
"костяк" цеха - опытных мастеров кузнечного производства. А подготовить  или, как говорят в цехе "воспитать" хорошего кузнеца можно только за пять лет интенсивной работы.

     Сегодня именно с А.И. Поздняковым связывает надежды на успешное развитие нашего производства заместитель Главного металлурга. Хотя сам Александр Иванович
часто называет свой цех "беспанцирной черепахой", потому что спрос с кузнечного цеха всегда большой, а вот нужды и проблемы его часто остаются "за кадром" внимания ответственных руководителей. Может быть это происходит отчасти из-за удалённости площадки "М" от основной территории нашего предприятия. Уже много лет мучают восьмой цех две нерешаемые из-за недостатка средств проблемы : дырявые крыши и близкие грунтовые воды, на откачку которых нет насосов. А ведь вода и применяемый в кузнечном производстве магний - вещи несовместимые и взрывоопасные.

     Очень беспокоит сейчас и отсутствие металла на изготовление оснастки для работы над "600"-ым заказом.

      Но, тем не менее, коллектив цеха настроен оптимистично и твёрдо верит в будущее самолётостроения. И  если говорят, что человек - кузнец собственного счастья, то, когда речь идёт о целом коллективе кузнецов восьмого цеха, ключи нашей веры и надежды находятся именно в его надёжных рабочих руках.


                (Вера Снарская)