Легенда о Плакун-траве

Игорь Апрельский
Эпиграф

Молча, слёзы проливает
Он на луг и в дождь и в зной,
и за плачи называем
мы его Плакун-травой.

Сергей Красиков

Введение

ДЕРБЕННИК (Плакун-трава) (Lythrum sallcarla) –  от греческого  «lytron»  – пролитая, свернувшаяся, кровь.  Русское название  - Дербенник иволистный (вербовник, водяной скрыпий, дикие васильки, дубник, кровавница, махорка, подбережник, плакун-трава).
Род состоит из 30 видов. Обычно это многолетние травянистые растения с прямым стеблем высотой до полутора метров и толстым деревянистым корнем. Нижние листья супротивные или мутовчатые, верхние очередные.
Дербенники имеют в покровных тканях специальные органы, с помощью которых они избавляются от излишней влаги. Чем влажнее воздух, тем больше капель стекает с листьев этих растений. Зацветают дербенники в июле и цветут до конца лета многочисленными мелкими малиновыми цветками, собранными на верхушках стеблей и боковых ветвей в длинные кистевидные мутовчатые соцветия.
Для того чтобы растение комфортно себя чувствовало в искусственных условиях, его следует посадить в плодородную почву на затененном участке и регулярно поливать. При благоприятных условиях дербенники быстро разрастаются, образуя неплотные группы растений. Они устойчивы к холодам и несколько лет могут обходиться без пересадки. Размножаются семенами и делением куста. Мощные корни дербенников содержат дубильные вещества. Известно, что древние славяне с помощью этих растений дубили рыболовные сети для того, чтобы снасти становились прочнее и не гнили. В традиционной медицине дербенник применяют для лечения болезней желудочно-кишечного тракта, эпилепсии и сердечнососудистых заболеваний. В Древней Руси порошком, полученным из сухого размолотого дербенника, посыпали незаживающие раны. Вещества, содержащиеся в цветках некоторых видов дербенника, используют в качестве пищевого красителя.Уже более двух столетий дербенники выращиваются как декоративные растения. Их используют для оформления заднего плана цветников, расположенных по берегам водоемов, и миксбордеров. Выращивают на срезку. Дербенник имеет несколько садовых форм, различающихся по высоте.
 Название  дербенник произошло от древнерусского  «дерба» - сырое, болотистое место. Народ дал этому растению много выразительных имен.
 Вербовник,  вербова трава назвали потому, что его листья  похожи на листья вербы;  кровавница – за то, что он останавливает кровь в ранах и порезах.  Многие знакомы с дербеннником, но не все знают, что исстари звали его в народе плакун-травой, Божьей травой –  из-за особенности этого красивого растения: его корни всасывают  много влаги, а листья, благодаря своему строению, выделяют ее излишки в виде капель, действительно похожих на слезы. Божьей травой его называли еще в языческие времена, считая, что это богиня Лада плачет, видя, как страдает славянский народ.  А по христианской мифологии плакун-трава  выросла из слез Богородицы, оплакивающей распятого Иисуса. Примечательно, что  возникнув в преданиях и сказках, название «плакун трава» используется и  ботаниками.
 А  по другой легенде, дербенник вырос из брошенных казачьих факелов. Уплывая далеко в море, волжские и донские казаки часто возвращались к берегу ночью. При ясном безоблачном небе они ориентировались по звездам, но когда звезд  не было видно, они зажигали факелы, чтобы привлечь внимание дежурного маяка. Выйдя на берег, казаки  бросали их на землю, а факелы прорастали пурпурными цветами.
 В древнеславянских легендах многим травам приписывали чудесные свойства. До наших дней дошли рассказы о девяти волшебных травах, с помощью которых можно совершать чудеса. «Мать всем травам» плакун-трава, папоротник, разрыв-трава (бальзамин обыкновенный), тирлич (горечавка), одолень-трава (кувшинка), Адамова голова (мандрагора), орлихин (?), прикрыш трава (борец) и нечуй-ветер (бессмертник).
 Издавна болота считались местами опасными, заколдованными, в которых  прячется нечистая сила. Наши предки верили, что защитить от нее  способна  растущая там плакун-трава. Это растение может плакать, лечить и защищать, воистину волшебная трава. При взгляде на нее даже у бесов, чертей, леших, кикимор наворачиваются слезы. Она смиряет сатанинские силы, делает их послушными воле человека, уничтожает чары колдунов и ведьм, спасает от дьявольского искушения и болезней. Она по народным верованиям дает власть повелевать духами, овладевать кладами. По белорусскому поверью плакун-траву необходимо было привязать к ноге немого петуха, и он обязательно запоет в месте, где зарыт клад.
 Кроме того, она усиливает  целебные свойства всех трав, если они собраны в присутствии плакун-травы или ее корня: «А без той травы никакой травы не рвать, потому что от них помощи не будет». Интересно старинное заклинание: «Плакун! Плакун! Плакал ты долго и много, а выплакал мало, не катись твои слезы по чисту полю, не разносись твой вой по синю морю. Будь ты страшен злым бесам, полубесам, старым ведьмам киевским. А не дадут тебе покорища, утопи их в слезах, а убегут от твоего позорища, замкни в ямы преисподние. Будь же мое слово при тебе крепко и твердо. Век веком!».
 По старинным поверьям это растение была мощным оберегом.  Когда строили дом, под каждый угол насыпали немного сушеной травы дербенника. Если в доме завелась нечистая сила, то им  окуривали помещение. На Руси верили, что если из корня плакун-травы вырезать крест и носить его при себе, он  отведет  порчу и сглаз и все будут вас бояться как огня. Кроме того, он оберегает человека от различных видов лихорадки, делает его невидимым. Узел из дербенника и крапивы снимает страх, вселяет в человека уверенность в собственных силах.      
 Народ в своих легендах и поверьях наделил  плакун-траву волшебными, магическими свойствами, а это вполне реальное растение, обладающее   осязаемыми целебными свойствами.

Когда случилось всё - не знаю,
То не имеет в жизни срок.
Вот вам легенда волховская,
Чтоб извлекали мы урок.

Деревня, Русь, моя родная,
Таких, как ты полным-полней.
Семья, обычная, простая,
Есть мать и двое сыновей.

Всё так привычно: садик, домик,
и поле, пОлнится в страде.
И ладные в конюшне кони,
И парни, бравые в труде.

Да вот беда иль закавыка,
Враги пришли из–за степей.
И воевода стал всех кликать:
«Все на защиту рубежей!»

Был сбор у храма деревушки,
Но брали тех, кто повзрослей.
И как не горестно старушке
Пришлось отдать ей сыновей.

Ей старший молвит: «Мама, Мама,
Верь, басурманов разобьём!
Дождёшься нас, когда туманы
Придут внакидочку с дождём.

Мы урожай собрать успеем,
Зерно засыпать в закрома,
Спокойно жди нас, будь мудрее,
Вернутся воины в дома».

Песня воинов:

«Помолитесь родные за нас,
Кто-то может, потом не вернётся
Пусть душа воспарит, вознесётся,
В небеса, словно птица, в тот час.

А Господь нам грехи все простит,
Кто погибнет в бою том кровавом,
И укроет своим покрывалом
Мать земля помнит всех, кто убит…»

С тех самых пор верна маршруту,
На край села, поправив прядь.
Мать шла в свободную минуту
Чтоб сыновей своих встречать.

Приставив руку, вдаль смотрела,
Одной так трудно без родных.
И вот уж лето пролетело,
Но нет, ни весточки от них.

И не унять её тревогу,
И на дворе опять гроза.
С молитвой в пыльную дорогу,
Слетает, катится слеза.

Уж год прошёл, не сохнут слёзы,
Устало сердце больше ждать.
Там на пригорке, у берёзы,
в тоске скончалась тихо мать…

Как будто ангелы молились,
И передали свою грусть.
На месте том, где слёзы лились
Взошёл чудесный дивный куст.
Он на заре нектар прозрачный
На землю капает, падёт,
То слёзы матери тех братьев,
ПЛАКУН-ТРАВА вовсю растёт.

Вернулись сыновья на зорьке,
А их никто уже не ждёт…
Как плохо от утраты горькой,
Никто им маму не вернёт!

Стоят, грусть горло душит, сжала,
В глазах их слёзы на ветру.
Как будто мама им сказала:
«Росу сберите поутру!»

Цветок чудесный обласкали,
ПЛАКУН-ТРАВУ душой согрев.
Нектар цветка в сосуд собрали,
Два брата полный на заре.

Окружена волшебной тайной,
Как талисман покой хранит.
Нежна, как мама, чрезвычайна,
Собой от духов защитит.

Наступит утро, снова слёзы,
И снова кругом голова.
На том пригорке у берёзы,
Душа цветёт, ПЛАКУН-ТРАВА!

Льёт аромат души в свободе,
Хворь изгоняет, сплин тоски.
ПЛАКУН-ТРАВУ за то в народе
«Слезою мамы» нарекли.